Академическая лекция. 1. Назначение и подготовка к судебному заседанию
Вопросы лекции:
1. Назначение и подготовка к судебному заседанию.
2. Судебное разбирательство. Общие условия судебного разбирательства.
3. Особый порядок производства в суде первой инстанции. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей.
Литература: Уголовный процесс : учебник для вузов / под ред. Б.Б.Булатова, А.М. Баранова. — 2-е изд., перараб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; Высшее образование, 2010. — 606 с. — (Основы наук).
Извлечение*
Вопрос 1. Назначение и подготовка к судебному заседанию
Понятие и значение стадии назначения и подготовки судебного заседания
Порядок назначения и подготовки судебного заседания регламентирован гл. 33, 34 УПК. Согласно ст. 227, 231, 236 УПК изначально судьей в общем порядке или в порядке проведения предварительного слушания разрешается основной вопрос о назначении судебного заседания и только после принятия соответствующего решения производятся подготовительные мероприятия к разбирательству дела в суде. Указанная последовательность действий судьи и обусловила наименование стадии.
В соответствии с УПК РСФСР, принятым в 1960 г., данная стадия называлась «предание суду». Законом РФ от 29.05.1992 № 2869-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР» были внесены существенные изменения в гл. 20 УПК РСФСР в части регламентации деятельности суда по поступившему на рассмотрение уголовному делу. При этом законодатель ликвидировал распорядительное заседание, удалил из стадии подготовительных действий к судебному разбирательству народных заседателей и представителей сторон, изменил перечень вопросов, подлежащих выяснению судьей при назначении судебного заседания. Из системы судебных решений был исключен акт предания суду, который был заменен постановлением судьи о назначении судебного заседания.
Таким образом, назначение и подготовка судебного заседания — это первая судебная стадия уголовного процесса, в которой судья единолично или с участием сторон, не предрешая вопросы о виновности обвиняемого, принимает решения и осуществляет действия, обеспечивающие рассмотрение уголовного дела в судебном разбирательстве.
Значение стадии состоит в том, что она является правовой основой для проведения судебного разбирательства, и в ее рамках создаются надлежащие условия для разрешения каждого уголовного дела по существу в суде первой инстанции. Кроме того, именно с момента назначения судебного заседания обвиняемый именуется подсудимым (ч. 2 ст. 47 УПК).
Задачи, участники, сроки, средства и итоговые решения стадии назначения и подготовки судебного заседания
Задачамистадии являются:
— установление наличия или отсутствия оснований для внесения дела в судебное разбирательство для его разрешения по существу;
— обнаружение обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела в суде первой инстанции, и их устранение;
— осуществление установленных законом подготовительных действий, обеспечивающих организацию производства по уголовному делу в суде первой инстанции.
Если судья установит, что в материалах дела имеются достаточные основания для его рассмотрения конкретным судом, уголовный и уголовно-процессуальный закон применены правильно и отсутствуют препятствия для проведения судебного разбирательства, он выносит постановление о назначении судебного заседания.
Оценка качества досудебного производства осуществляется судьей в рамках обеспечительной функции стадии назначения и подготовки судебного заседания. Цель данной оценки — обнаружение и устранение обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела в суде первой инстанции, а не усиление позиций стороны обвинения или стороны защиты.
К участникам стадииотносятся судья, прокурор, а также потерпевший, гражданский истец и их представители, обвиняемый, законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого, защитник, гражданский ответчик и его представитель, свидетели, судебные приставы и секретарь судебного заседания.
Временные границы, сроки стадии. Начало стадии исчисляется со дня поступления уголовного дела в суд, т.е. его регистрации в канцелярии суда. Моментом окончания стадии является день принятия судьей решения о прекращении уголовного дела либо день открытия судебного заседания.
Все сроки стадии могут быть систематизированы следующим образом: сроки, связанные с разрешением вопросов по поступившему в суд уголовному делу; сроки, связанные с проведением предварительного слушания; сроки, связанные с подготовкой проведения судебного заседания.
К процессуальным средствам стадии, призванным обеспечить нормальное производство по уголовному делу в судебном разбирательстве, относятся: решения судьи о направлении уголовного дела по подсудности, о возвращении дела прокурору, об удовлетворении ходатайств и др.; распоряжение судьи о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами, а также иные меры по подготовке судебного заседания; ходатайства сторон.
Итоговыми процессуальными решениями стадии, принимаемыми судьей, являются постановление о прекращении уголовного дела (ст. 236 УПК) и постановление о назначении судебного заседания (п. 3 ч. 1 ст. 227, ст. 231, п. 5 ч. 1 ст. 236 УПК).
Порядок деятельности судьи по поступившему
в суд уголовному делу
Вопросы, подлежащие выяснению по поступившему
в суд уголовному делу
По поступившему в суд уголовному делу судья в определенной законом последовательности выясняет вопросы, предусмотренные ст. 228 УПК.
Прежде всего, судья устанавливает, подсудно ли дело данному суду. Если будет признано, что уголовное дело этому суду не подсудно, то оно направляется в другой суд, и судья не рассматривает оставшиеся вопросы.
После положительного решения вопроса о подсудности дела данному суду судья выясняет, вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 222 и ч. 3 ст. 226 УПК прокурор, утвердив обвинительное заключение или обвинительный акт, вручает его копию обвиняемому, а при наличии соответствующих ходатайств об этом — также защитнику и потерпевшему. Если судья установит, что копия данного документа не вручена обвиняемому, то он назначает предварительное слушание.
Судья проверяет, подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения. Он должен установить наличие фактических обстоятельств, со ссылкой на которые было принято решение об избрании меры пресечения, и сохраняют ли эти обстоятельства свое значение как основания для продолжения действия меры пресечения, не появились ли новые обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отмены или изменения избранной меры пресечения на более строгую или более мягкую. При этом он руководствуется правилами, установленными ст. 110 УПК, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста, залога или заключения под стражу, поскольку решение об их применении может быть принято только в судебном заседании.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан» указано: «Поскольку ограничение свободы и личной неприкосновенности возможно только по судебному решению, принимаемому судом в судебном заседании на основе исследования конкретных обстоятельств уголовного дела при условии обеспечения содержащемуся под стражей обвиняемому возможности довести до суда свою позицию, запрет на вынесение вне судебного заседания решения о применении заключения под стражу в качестве меры пресечения должен распространяться на все судебные решения — касающиеся как первичного избрания этой меры пресечения, так и сохранения содержания под стражей, избранного ранее».
При решении вопроса о том, подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы, судья изучает все ходатайства и жалобы, как поступившие в суд вместе с уголовным делом и оставшиеся без разрешения, так и направленные участниками процесса непосредственно в суд.
Также судья устанавливает, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества. При этом он проверяет, предъявлен ли по уголовному делу гражданский иск, и если да, приняты ли органами расследования соответствующие меры, направленные на обеспечение возмещения вреда. Согласно ст. 230 УПК при наличии ходатайства потерпевшего, гражданского истца или их представителей либо прокурора судья вправе вынести постановление о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества, исполнение которого возлагается на судебных приставов-исполнителей.
Последний вопрос, выясняемый судьей, — имеются ли основания проведения предварительного слушания, указанные в ч. 2 ст. 229 УПК.
Виды решений, принимаемых судьей по поступившему в суд уголовному делу
Рассмотрение вопросов по поступившему в суд уголовному делу завершается принятием судьей одного из следующих решений: о направлении уголовного дела по подсудности; о назначении предварительного слушания; о назначении судебного заседания (ч. 1 ст. 227 УПК).
Одно из этих решений должно быть принято в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд, а если поступает дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, в срок не позднее 14 суток (ч. 3 ст. 227 УПК).
Каждое решение оформляется постановлением судьи.
Содержание постановления судьи
К содержанию постановления закон предъявляет определенные требования. Постановление судьи содержит вводную, описательную и резолютивную части. Во вводной части указываются дата и место вынесения постановления, наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление, а также уголовное дело, по которому оно вынесено. В описательной части отражаются основания принятого решения, а в резолютивной излагаются непосредственно принятые решения (ч. 2 ст. 227, ч. 2, 3 ст. 231 УПК). Копия постановления направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору (ч. 4 ст. 227 УПК).
Подсудность
Понятие и значение подсудности
Подсудность— это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон определяет, каким судом дело будет рассмотрено по первой инстанции.
Значение подсудности уголовных дел заключается в том, что она:
1) упорядочивает судопроизводство, способствует его оперативности. Для исключения волокиты и неоднократной передачи уголовного дела из суда в суд законом запрещены споры о подсудности между судами. Любое уголовное дело, переданное из одного суда в другой в установленном законом порядке, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, которому оно передано (ст. 36 УПК);
2) способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора. Согласно ст. 31 УПК уголовные дела распределяются между судами так, что большинство из них, прежде всего о преступлениях небольшой и средней тяжести, разрешается по существу мировыми судьями и районными судами. Вместе с тем дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, т.е. наиболее сложные дела, рассматриваются в вышестоящих судах, судьи которых обладают большим опытом и знаниями;
3) обеспечивает в российской правовой системе реализацию международно-правовых стандартов, а именно права обвиняемого на «собственного» судью. В ч. 1 ст. 47 Конституции РФ указано: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Эти положения нашли отражение в ст. 31—36 УПК.
Виды подсудности
Подсудность уголовных дел закреплена в ст. 31 УПК. Выделяют четыре ее вида: предметная, территориальная, персональная, исключительная.
Предметная (родовая) подсудность определяется предметом каждого уголовного дела, т.е. квалификацией преступления, совершенного лицом, привлекаемым к уголовной ответственности. В зависимости от квалификации общественно опасного деяния закон определяет подсудность дел мировому судье, районному суду, судам субъектов РФ, гарнизонному и окружному (флотскому) военному суду (ч. 1—3, 5, 6 ст. 31 УПК).
Территориальная подсудность, по общему правилу, определяется местом совершения преступления. Уголовное дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступное деяние (ч. 1 ст. 32 УПК).
В то же время место совершения преступления не всегда совпадает с границами одного района. Поэтому в случае, если преступление совершается на территории деятельности различных судов (длящееся или продолжаемое преступление), то уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления. Кроме того, в случае совершения нескольких преступлений в разных местах, уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на место совершения большинства расследованных по данному делу преступлений или наиболее тяжкого из них (ч. 2, 3 ст. 32 УПК).
Закон допускает возможность изменения территориальной подсудности до начала судебного разбирательства по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 35 УПК. Вопрос об этом разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном ч. 3, 4 и 6 ст. 125 УПК.
Персональная подсудность определяется статусом субъекта, обвиняемого в совершении преступления, т.е. личностью подсудимого (например, военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы).
Подсудность уголовных дел военным судам определяется ч. 5—8 ст. 31 УПК, а также Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». В соответствии со ст. 7 этого Закона военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов. В ч. 8 ст. 31 УПК закреплена подсудность военных судов, дислоцирующихся за пределами территории РФ.
Особые правила определения подсудности уголовного дела установлены в случае, когда преступление совершено группой лиц, где хотя бы один из обвиняемых является военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы (ч. 7 ст. 31 УПК).
Исключительная подсудность определяется волеизъявлением обвиняемого, по ходатайству которого уголовное дело может быть рассмотрено Верховным Судом РФ.
Уголовное дело о преступлении, совершенном членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы или судьей федерального суда подсудно Верховному Суду РФ, если указанные лица заявили об этом ходатайство до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» к полномочиям Военной коллегии Верховного Суда РФ отнесены «дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого».
В соответствии с ч. 4 ст. 31 УПК уголовные дела могут быть отнесены к подсудности Верховного Суда РФ федеральным конституционным законом и федеральным законом.
Кроме того, законом установлены правила определения подсудности при соединении уголовных дел. Так, в случае обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом (ч. 1 ст. 33 УПК).
Предварительное слушание
Предварительное слушание — это форма (порядок) деятельности суда в стадии назначения и подготовки судебного заседания, которая имеет место в случаях возникновения каких-либо вопросов, требующих рассмотрения с участием сторон.
Проведение предварительного слушания направлено на устранение препятствий по уголовному делу до его разрешения в суде первой инстанции, на создание условий для рассмотрения дела в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК, или с участием присяжных заседателей, а также на решение вопроса об исключении доказательства.
Основания проведения предварительного слушания
Судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе вынести постановление о назначении предварительного слушания лишь по основаниям, перечисленным в п. 2, 3 и 5 ч. 2 ст. 229 УПК. Проведение предварительного слушания для решения вопросов, указанных в п. 1 и 4.1 ч. 2 ст. 229 УПК, допустимо только по ходатайству стороны.
Стороны вправе заявить ходатайство о проведении предварительного слушания после ознакомления с материалами уголовного дела либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение трех суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта (ч. 3 ст. 229 УПК).
Основания проведения предварительного слушания указаны в ч. 2 ст. 229 УПК:
1) наличие ходатайства стороны об исключении доказательства, заявленного в сроки, определенные ч. 3 ст. 229 УПК. В нем должны быть указаны: сведения о доказательстве, об исключении которого ходатайствует сторона, а также основания для исключения доказательства, предусмотренные законом, и обстоятельства, обосновывающие ходатайство (ч. 2 ст. 235 УПК). При несоответствии заявленного ходатайства перечисленным требованиям его принятие может быть отклонено;
2) наличие основания для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 УПК;
3) наличие основания для приостановления или прекращения уголовного дела;
4) наличие ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК;
5) необходимость решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. При наличии в уголовном деле ходатайства обвиняемого или одного из нескольких обвиняемых о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей судья проводит предварительное слушание.
Анализ ст. 125 и п. 4 ст. 228 УПК, а также положений Постановления Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 № 4-П и ст. 107—109 УПК позволяет наряду с установленными законом основаниями проведения предварительного слушания выделить следующие: необходимость разрешения поданной жалобы; необходимость решения вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (залога или домашнего ареста), о продлении срока содержания под стражей (залога или домашнего ареста) или об оставлении данной меры пресечения без изменения.
Уведомление о вызове сторон в судебное заседание должно быть направлено не менее чем за трое суток до дня проведения предварительного слушания (ч. 2 ст. 234 УПК).
Процессуальный порядок проведения предварительного слушания
Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон и соблюдением требований гл. 33 УПК, общих условий судебного разбирательства (гл. 35 УПК) и по правилам подготовительной части судебного заседания (гл. 36 УПК), с изъятиями, установленными гл. 34 УПК. Срок проведения предварительного слушания законом не установлен.
Структура предварительного слушания состоит из трех частей.
1. Открытие судебного заседания, где судья:
открывает судебное заседание, объявляет уголовное дело и основание, по которому проводится предварительное слушание;
проверяет явку лиц, которые должны участвовать в судебном заседании;
удаляет свидетелей (если они участвуют) из зала судебного заседания;
устанавливает личность обвиняемого;
объявляет состав суда, других участников предварительного слушания;
разъясняет сторонам право отвода судьи;
разъясняет права обвиняемому, потерпевшему, другим участникам предварительного слушания;
разрешает вопрос о возможном проведении предварительного слушания в отсутствие кого-либо из участников судопроизводства.
Согласно ч. 3 и 4 ст. 234 УПК предварительное слушание может быть проведено в отсутствие обвиняемого по его ходатайству либо при наличии оснований для проведения судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК, по ходатайству одной из сторон, а неявка других своевременно извещенных участников процесса не препятствует его проведению. Вместе с тем предварительное слушание не может быть проведено в отсутствие защитника для рассмотрения ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК.
Порядок проведения предварительного слушания не предусматривает возможности рассмотрения и разрешения заявленных ходатайств в отсутствие прокурора, защитника или обвиняемого. Например, ч. 5 ст. 234 УПК устанавливает, что при заявлении стороной ходатайства об исключении доказательства судья выясняет у другой стороны, имеются ли у нее возражения против него. При отсутствии прокурора, защитника или обвиняемого судья не сможет выяснить их мнения. Следовательно, участие сторон может быть признано судьей обязательным.
В п. 1.7 приказа Генерального прокурора РФ от 20.11.2007 № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» указано: «Принимая во внимание, что в ходе предварительного слушания могут быть заявлены и разрешены ходатайства об исключении доказательств, о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, обеспечить обязательное участие прокурора на этом этапе уголовного судопроизводства, поскольку бремя опровержения доводов защиты лежит на прокуроре».
2. Рассмотрение заявленных сторонами ходатайств. При проведении судебного заседания судья заслушивает доводы сторон, обосновывающие или опровергающие необходимость удовлетворения ходатайств, их мнения и возражения.
При рассмотрении ходатайства стороны защиты об истребовании дополнительных доказательств или предметов оно подлежит удовлетворению, если данные доказательства и предметы имеют значение для уголовного дела.
Также судья по ходатайству сторон вправе допросить в качестве свидетелей любых лиц, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу предметов и документов. Однако об указанных обстоятельствах не могут быть допрошены лица, обладающие свидетельским иммунитетом (ч. 8 ст. 234 УПК).
Вместе с тем необходимо помнить, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234, и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» отмечено, что ч. 8 ст. 234 УПК по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи с иными нормами УПК «не исключает возможность допроса лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения к уголовному делу документов при условии их согласия на это».
В ходе предварительного слушания ведется протокол.
Порядок проведения предварительного слушания при рассмотрении ходатайства стороны об исключении доказательства отличается некоторыми особенностями, установленными ч. 5 ст. 234 и ст. 235 УПК.
3. Принятие решения по результатам предварительного слушания.
Виды решений, принимаемых судьей по итогам предварительного слушания
Завершая проведение судебного заседания, судья принимает одно из решений, предусмотренных ст. 236 УПК:
1) о направлении уголовного дела по подсудности в случае, если в ходе предварительного слушания прокурор изменяет обвинение. Принятие такого решения может иметь место при частичном отказе прокурора от обвинения, а равно при изменении обвинения в сторону смягчения, если это сопряжено с изменением квалификации преступного деяния, влекущим изменение подсудности;
2) о возвращении уголовного дела прокурору. В ч. 1 ст. 237 УПК перечислены основания для принятия данного решения.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 № 18-П «По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан» указано: «Суд общей юрисдикции при осуществлении производства по уголовному делу может по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, когда в досудебном производстве допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, неустранимые в судебном производстве, если возвращение дела прокурору не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия; при этом устранение допущенных нарушений предполагает осуществление необходимых для этого следственных и иных процессуальных действий».
Примеры таких нарушений перечислены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в котором указано: «В частности, исключается возможность вынесения судебного решения в случаях, когда обвинение, изложенное в обвинительном заключении или обвинительном акте, не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого; когда обвинительное заключение или обвинительный акт не подписаны следователем, дознавателем либо не утверждены прокурором; когда в обвинительном заключении или обвинительном акте отсутствуют указание на прошлые судимости обвиняемого, данные о месте нахождения обвиняемого, данные о потерпевшем, если он был установлен по делу, и др.».
В постановлении о возвращении уголовного дела прокурору судья также решает вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого (о применении, об отмене или изменении меры пресечения, о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста);
3) о приостановлении производства по уголовному делу. Решение принимается судьей при наличии оснований, указанных в ч. 1 ст. 238 УПК.
При приостановлении производства по делу в связи с тем, что совершил побег обвиняемый, содержащийся под стражей, судья возвращает уголовное дело прокурору и поручает ему обеспечить розыск обвиняемого. В отношении обвиняемого, объявленного в федеральный розыск, может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, розыск поручается прокурору.
Производство по делу не может быть приостановлено по основаниям, указанным в п. 1 и 4 ч. 1 ст. 238 УПК, при наличии ходатайства одной из сторон о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК;
4) о прекращении уголовного дела. Постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования выносится судьей по собственной инициативе или по ходатайству сторон при установлении соответствующих оснований (п. 3—6 ч. 1, ч. 2 ст. 24, п. 3—6 ч. 1 ст. 27 УПК), а также при отказе прокурора от обвинения в порядке, установленном ч. 7 ст. 246 УПК. Исключительно по ходатайству сторон судья вправе прекратить уголовное дело при наличии одного из оснований, предусмотренных ст. 25 и 28 УПК (ч. 1, 2 ст. 239 УПК).
Копия постановления о прекращении уголовного дела направляется прокурору, а также вручается лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, и потерпевшему в течение пяти суток со дня его вынесения (ч. 4 ст. 239 УПК);
5) о назначении судебного заседания. Каждое решение судьи оформляется постановлением в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 227 УПК, в котором также должны быть отражены результаты рассмотрения заявленных ходатайств и поданных жалоб. Принятие любого из перечисленных решений влечет за собой окончание предварительного слушания.
По общему правилу судебное решение, принятое по итогам предварительного слушания, обжалованию не подлежит. В виде исключения закон допускает обжаловать решения о прекращении уголовного дела и (или) о назначении судебного заседания в части разрешения вопроса о мере пресечения (ч. 7 ст. 236 УПК).
В соответствии с предписаниями Конституционного Суда РФ могут быть обжалованы также решения: о приостановлении производства по уголовному делу (см. Постановление от 08.12.2003 № 18-П), о направлении уголовного дела по подсудности (см. Определение от 09.06.2004 № 223-О «По жалобе гражданина Алексеенко Евгения Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями частей пятой и седьмой статьи 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации») и о возвращении уголовного дела прокурору (см. Определение от 20.10.2005 № 404-О «По жалобе гражданки Вержуцкой Людмилы Германовны на нарушение ее конституционных прав частью седьмой статьи 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).
Назначение судебного заседания
Вопросы, подлежащие разрешению при назначении судебного заседания
При принятии решения о назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания либо по его результатам судья в соответствующем постановлении разрешает ряд вопросов, связанных с подготовкой к судебному разбирательству:
1) о месте, дате и времени судебного заседания;
2) рассмотрении уголовного дела судьей единолично, судом коллегиально или судом с участием присяжных заседателей. Состав суда определяется согласно ст. 30 УПК;
3) назначении защитника в случаях, предусмотренных п. 2—7 ч. 1 ст. 51 УПК;
4) вызове в судебное заседание лиц по спискам, предоставленным сторонами. Список лиц, подлежащих вызову в суд, прилагается к обвинительному заключению (ч. 4 ст. 220 УПК) и обвинительному акту (п. 9 ч. 1 ст. 225 УПК);
5) рассмотрении уголовного дела в закрытом заседании в случаях, предусмотренных ст. 241 УПК;
6) мере пресечения (причем в постановлении о назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания судья разрешает вопросы о всех мерах пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде залога,, домашнего ареста или заключения под стражу).
В постановлении о назначении судебного заседания должны быть указаны фамилия, имя и отчество каждого обвиняемого и квалификация вменяемого ему в вину преступления.
В постановлении о назначении судебного заседания, вынесенном по итогам предварительного слушания, отражаются также результаты рассмотрения заявленных ходатайств и поданных жалоб. При принятии судом решения об исключении доказательства указывается, какое доказательство исключается и какие материалы уголовного дела, обосновывающие исключение данного доказательства, не могут исследоваться и оглашаться в судебном заседании и использоваться в процессе доказывания (ч. 4 ст. 236 УПК). Если в ходе проведения предварительного слушания прокурор изменил обвинение, это также отражается в постановлении.
Подготовительные действия судьи к слушанию уголовного дела в судебном заседании
После вынесения постановления о назначении судебного заседания судья: извещает стороны о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за пять суток до его начала; дает распоряжение о вызове в судебное заседание лиц по спискам, предоставленным сторонами; принимает иные меры по подготовке судебного заседания.
Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании должно быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, а по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, — не позднее 30 суток (ст. 232 УПК). При этом рассмотрение дела не может быть начато ранее семи суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта (ст. 233 УПК).
Особенности назначения и подготовки судебного заседания при производстве по уголовному делу у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей
Полномочия и порядок деятельности мирового судьи
при назначении и подготовке судебного разбирательства
Уголовные дела частного обвинения по общему правилу возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи в суд заявления потерпевшим или его законным представителем. Иной порядок предусмотрен в случаях, когда дело частного обвинения возбуждается по правилам ч. 4 ст. 20 УПК либо в отношении лица, указанного в ст. 447 УПК (ст. 318 УПК).
Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения. Мировой судья под подпись предупреждает заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК и разъясняет ему право на примирение с лицом, в отношении которого подается заявление.
Если поданное заявление не отвечает требованиям ч. 5, 6 ст. 318 УПК, мировой судья возвращает его заявителю, о чем выносит постановление, в котором предлагает ему привести заявление в соответствие с указанными в законе требованиями и устанавливает для этого срок. В случае неисполнения данного предписания мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству. При несоответствии поданного заявления требованиям п. 4 ч. 5 ст. 318 УПК мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет его руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела согласно ч. 4 ст. 20 УПК. Если же заявление подано в отношении лица, указанного в ст. 447 УПК, мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет его руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 448 УПК. Во всех случаях о принятом решении мировой судья уведомляет заявителя.
С момента принятия судом заявления к своему производству, о чем выносится постановление, лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Мировой судья обязан разъяснить ему права, предусмотренные ст. 42, 43 УПК, что фиксируется в протоколе, подписываемом судьей и лицом, подавшим заявление.
В случае если после принятия заявления к производству будет установлено, что потерпевший в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, то мировой судья вправе признать обязательным участие в деле законного представителя потерпевшего и прокурора. Если же будет установлено, что лицо, в отношении которого подано заявление, относится к категории лиц, указанных в ст. 447 УПК, то мировой судья отменяет постановление о принятии заявления потерпевшего или его законного представителя к своему производству и направляет материалы руководителю следственного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 448 УПК, а также уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя.
Рассмотрев поступившее заявление и установив наличие оснований для назначения судебного заседания, мировой судья в течение семи суток со дня поступления заявления в суд вызывает лицо, в отношении которого подано заявление, знакомит его с материалами уголовного дела, вручает копию заявления, разъясняет права подсудимого в судебном заседании, предусмотренные ст. 47 УПК, а также выясняет, кого, по мнению данного лица, необходимо вызвать в суд в качестве свидетелей защиты, о чем у него берется подписка. Если же лицо, в отношении которого подано заявление, не явилось в суд, копия заявления с разъяснением прав подсудимого, а также условий и порядка примирения сторон направляется подсудимому.
В случае когда стороны не могут самостоятельно собрать доказательства, мировой судья по их ходатайству вправе оказать им в этом содействие.
Если после разъяснения сторонам возможности примирения от них поступят соответствующие заявления, то мировой судья выносит постановление о прекращении производства по уголовному делу. Однако в ситуации, когда дело было возбуждено следователем, а также с согласия прокурора дознавателем в соответствии с ч. 4 ст. 147 УПК, оно может быть прекращено в связи с примирением сторон только в порядке, предусмотренном ст. 25 УПК. Если же примирение между сторонами не достигнуто, то мировой судья назначает рассмотрение уголовного дела в судебном заседании и осуществляет подготовительные действия в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 33 УПК.
В ст. 320 УПК указано, что по уголовному делу, поступившему в суд с обвинительным актом, мировой судья принимает решения и проводит подготовительные действия в порядке, установленном гл. 33 УПК, а ссылки на гл. 34 УПК в данной статье нет. Однако анализ норм, содержащихся в названных главах, позволяет заключить, что при наличии оснований, предусмотренных ст. 229 УПК, мировой судья должен провести предварительное слушание и по его результатам принять одно из решений, предусмотренных ст. 236 УПК.
Особенности назначения и подготовки судебного заседания в суде с участием присяжных заседателей
В суде с участием присяжных заседателей предварительное слушание проводится в общем порядке, предусмотренном гл. 34 УПК. При этом в постановлении о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания судья отмечает, что уголовное дело назначено к рассмотрению судом с участием присяжных заседателей. В нем он также определяет количество кандидатов в присяжные заседатели (не менее 20), которые подлежат вызову в судебное заседание, и указывает, открытым, закрытым или частично закрытым и в какой части закрытым будет судебное заседание. Вынесенное судьей постановление является окончательным, а последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела данным составом суда не принимается. Копии постановления вручаются сторонам по их просьбе (ст. 325 УПК).
После назначения судебного заседания с участием присяжных заседателей осуществляются подготовительные действия, предусмотренные ст. 326 УПК. Вместе с тем по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки. При этом проводится проверка наличия предусмотренных ст. 3 и 7 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Также учитывается, что одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.
После завершения отбора составляется предварительный список кандидатов в присяжные заседатели с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов, который подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи, его составившим. В данный список не включаются лица, которые в силу установленных законом обстоятельств не могут участвовать в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжных заседателей.
Кандидатам в присяжные заседатели, включенным в предварительный список, не позднее чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.