Особенности надзора за процессуальной деятельностью органов дознания
Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания (дознавателей) при производстве дознания имеет много общего с надзором за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования уголовных дел. Но имеются и определенные особенности. Они определяются, во-первых, тем, что дознание осуществляется по делам, по которым не является обязательным предварительное следствие. Правом производить дознание наделена большая группа органов, одновременно выполняющая и административные функции. К ним относятся органы МВД, ФСБ а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению ОРД: органы Федеральной службы по борьбе с незаконным
оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной пограничной службы; Федеральной службы судебных приставов, Федеральной противопожарной службы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов, капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, и руководители геологоразведочных партий и зимовок. Во-вторых, органы дознания производят неотложные следственные действия также по делам, по которым предварительное следствие является обязательным. Производство таких действий в этих случаях нередко определяется невозможностью проведения немедленного предварительного следствия или необходимостью проведения первоначальных следственных действий для закрепления доказательств или задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Действия органа дознания закрепляются в процессуальную форму и имеют такое же юридическое значение, как и действия следователя (см. гл. 21, 22, 24 - 29 УПК РФ). Однако, они совершаются только в пределах компетенции соответствующего органа дознания на основании ч. 3 ст. 150 УПК. В соответствии со ст. 146 УПК РФ орган дознания при наличии признаков преступления, по которому предварительное следствие не обязательно, возбуждает с согласия прокурора уголовное дело и производит все следственные действия, принимает все меры, необходимые для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и имеет все процессуальные права за исключением указанных в гл. 23, 30 и 31 УПК РФ.
На основании ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия производятся органом дознания по делам, по которым предварительное следствие является обязательным. В этом случае орган дознания возбуждает с согласия прокурора уголовное дело, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей и направляет дело прокурору. После передачи дела прокурору орган дознания может выполнять следственные и оперативно-розыскные действия только по поручению следователя или прокурора. В случае направления дела прокурору, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно - розыскные меры для установления лица, совер-
шившего преступление, и уведомлять следователя об их результатах. При осуществлении надзора прокурор должен следить, чтобы орган дознания соблюдал требования закона о регистрации заявлений и сообщений о совершенных преступлениях; проводил в установленные сроки проверки заявлений и сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях; при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, выполнял требования ст. ст. 46, 90, 91 УПК РФ. Осуществляя надзор, прокурор может поручать органу дознания производство следственных действий, давать указания о проведении оперативно -розыскных мероприятий (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК). При производстве дознавателем неотложных следственных действий дело должно быть передано прокурору не позднее 10 суток. Дознание же по делам подследственным органу дознания должно производиться в течение 15 суток и может быть продлено прокурором ещё на 10 суток. Прокурор следит, чтобы дознание проводилось в установленные сроки по делам, по которым предварительное следствие не является обязательным; чтобы своевременно после выполнения неотложных следственных действий дела направлялись прокурору для передачи по подследственности, если предварительное следствие является обязательным; чтобы орган дознания выполнял поручения следователя, по делам, находящимся в его производстве; проводил необходимые оперативно-розыскные мероприятия для установления преступника; принимал меры для пресечения и предупреждения преступлений; чтобы дознаватель, выполняющий следственные действия, не проводил оперативно - розыскных мероприятий по этому же делу.
Особенностью избрания меры пресечения в виде заключения под стражу дознавателем является, что, если подозреваемому избрана эта мера пресечения, то обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. В отношении лица, привлекаемого к уголовной ответственности, дознавателем (органом дознания) должен быть составлен обвинительный акт, который вместе с делом направляется прокурору. Прокурор в течение 2 суток принимает решение, которым или утверждает обвинительный акт и направляет дело в суд, или возвращает дело с письменным указанием о его пересоставлении в случае несоответствия требованиям ст. 225 УПК о составлении обвинительного акта, при этом может продлить срок дознания до 3 -х суток, или прекращает дело по основаниям ст. ст. 24 - 28, или поручает производство
предварительного расследования. Утверждая обвинительный акт, прокурор может исключить из обвинения отдельные пункты, или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
Решение мирового судьи по поступившему к нему уголовному делу с обвинительным актом или обвинительным заключением об отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу может быть обжаловано прокурором в апелляционном порядке на основании ст. 354 УПК РФ. м
По старому УПК РСФСР особенностью производства дознания являлось, что дознаватели, производившие дознание, осуществляли свои действия самостоятельно, но все акты, принимаемые органом дознания, подписывались как дознавателем, так и руководителем органа дознания. В противном случае они не имели процессуального значения. В соответствии с новым УПК документы подписываются только дознавателем, исключение составляет обвинительный акт, направляемый органом дознания прокурору для предания обвиняемого суду, который подписывается также начальником органа дознания.
Контрольные вопросы:
1 .Какие органы осуществляют дознание и производят неотложные следственные действия?
2. Какие указания может давать прокурор органам, производящим неотложные следственные действия?
3. Особенности направления в суд дел, по которым производилось дознание.
4. Какие права имеет прокурор по делам, по которым производится дознание?