Прокуратура РФ: цели и задачи, принципы организации и деятельности
Лекция 1
Содержание курса «Прокурорская деятельность»
В результате изучения данной темы студент должен:
Знать
• сущность прокурорской деятельности как вида государственной деятельности;
• основные понятия прокурорской деятельности;
• систему учебного курса;
Уметь
• определить роль прокурорской деятельности и место прокурорского надзора в деятельности прокуратуры в РФ;
• сформулировать положения и понятия прокурорской деятельности;
Владеть навыками
• определения перспектив дальнейшего развития прокурорской деятельности[1].
Введение
Уже на протяжении нескольких веков успешно функционирует российская прокуратура, осуществляющая деятельность и надзор за исполнением законов всеми, везде и всегда, защищая права и свободы граждан и законные интересы юридических лиц. Ее правозащитный потенциал огромен, и он должен быть востребован в полной мере. По существу органы прокуратуры выступают в роли флагмана укрепления законности в Российской Федерации. Роль прокуратуры в обеспечении законности и правопорядка в стране возрастает. Государство, его граждане заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.
Где бы ни работали специалисты с высшим юридическим образованием, какую бы должность они ни занимали, им при разрешении разного рода юридических вопросов (казусов) нередко приходится обращаться в органы прокуратуры, работать в контакте с прокурорами. А для этого необходимо четко ориентироваться в правозащитных возможностях прокуратуры, полномочиях прокуроров.
Изучение данного курса базируется на знании студентами основ теории государства и права и осуществляется в тесной взаимосвязи с такими правовыми науками, как конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, уголовный, гражданский, арбитражный, административный процессы и др.
В связи с тем, что законодательство непрерывно развивается (принимаются новые нормативные правовые акты, вносятся изменения и дополнения в действующие, отменяются устаревшие), студентам следует изучать соответствующие темы с учетом вновь принятых (изданных) нормативных актов.
Добросовестное и глубокое изучение студентами данного курса, активное участие в проводимых семинарских и практических занятиях, в особенности в форме деловых игр, позволит им не только получить прочные знания по дисциплине «Прокурорская деятельность», но и, что особенно ценно, приобрести первичные навыки (умения) организации и осуществления прокурорской деятельности и, прежде всего, прокурорского надзора.
При изучении дисциплины «Прокурорская деятельность» студентами должен:
знать
• сущность прокурорской деятельности как особого вида государственной деятельности, осуществляемого органами прокуратуры;
• смысл и назначение иных видов деятельности, осуществляемых органами прокуратуры;
• значение основных понятий, связанных с осуществлением органами прокуратуры надзорной и иной деятельности;
• систему прокуратуры РФ и структуру ее органов и учреждений;
• законодательные основы осуществления органами прокуратуры своей деятельности;
• основы организации деятельности и управления в прокуратуре РФ;
• вопросы прохождения службы и кадрового обеспечения в прокуратуре РФ;
• основные полномочия, реализуемые прокурорами в процессе надзорной и иной деятельности;
• пути совершенствования организации и деятельности органов прокуратуры;
уметь
• формулировать предмет прокурорского надзора и иной функциональной деятельности прокуратуры;
• разбираться в компетенции и полномочиях прокуроров различных звеньев;
• разграничивать компетенцию органов прокуратуры и иных контрольно-надзорных органов при осуществлении проверок исполнения (соблюдения) закона и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
• оказывать помощь лицам, не обладающим достаточными юридическими познаниями, в подготовке обращений в органы прокуратуры в связи с нарушениями законов;
• применять на практике полученные навыки в вопросах организации и деятельности прокуратуры;
• грамотно составлять проект акта прокурорского реагирования и иных документов прокурорской практики;
владеть навыками
• обращения в органы прокуратуры по возникающим жизненным ситуациям;
• подготовки актов прокурорского реагирования и других документов прокурорской практики;
• деловой переписки, характерной для органов прокуратуры.
Прокуратура РФ: цели и задачи, принципы организации и деятельности
Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (п. 1, 2 ст. 1 Закона о прокуратуре).
Для достижения названных целей органы прокуратуры осуществляют следующие функции.
— надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти,Следственным комитетом Российской Федерации[2], представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти,Следственным комитетом Российской Федерации[3], представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими и оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением законов судебными приставами:
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами;
— участие в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в рассмотрении дел судами, обжалование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
— участие в правотворческой деятельности;
— международное сотрудничество (п. 2—5 ст. 1 Закона о прокуратуре).
По своей сути все вышеуказанные функции, которыми наделяются органы прокуратуры, и есть основные направления деятельности органов прокуратуры и достижения поставленных перед ними целей.
В зависимости от той или иной цели, которую надо достичь в своей деятельности, органы прокуратуры решают различные и многочисленные задачи. Условно все задачи органов прокуратуры подразделяются на три вида: общие, специальные и частные.
Общие задачи органов прокуратуры сводятся к обеспечению законности и правопорядка в России.
Специальные— разрешаются при осуществлении основных направлений деятельности прокуратуры.
Частные — в ходе применения средств прокурорского реагирования.
Все основные направления деятельности прокуратуры реализуются ею, основываясь на следующих принципах: единства и централизации, независимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений; гласности и законности.
Принципы единства и централизации органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, выполняют единые цели и задачи, стоящие перед прокуратурами всех звеньев. В соответствии с данными принципами деятельность органов прокуратуры определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Кроме того, прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и организаций[4] (ранее учреждений). Это означает:
— установленный порядок назначения прокуроров;
— финансирование всех органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета;
— подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Принцип независимости. Прокуратура — орган, независимый от кого бы то ни было, и прежде всего она осуществляет полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории России законами (абз. 1 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре).
Независимость прокурорского надзора предполагает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурорских работников с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность (п. 1 ст. 5 Закона о прокуратуре).
Например, вмешательство в деятельность прокурора по осуществлению им обязанностей в сфере уголовного судопроизводства, в частности, надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также по осуществлению уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными УПК РФ и действующими на территории России законами, влечет применение уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении преступления, предусмотренной ч. 2 ст. 294 УК РФ. В случае вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению им обязанностей при реализации других задач может наступить административная ответственность лиц за невыполнение законных требований прокурора, предусмотренная ст. 17.7 КоАП РФ.
Прокурор, в том числе и иной прокурорский работник, не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных законом. При этом никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
Гласностьв осуществлении прокурорского надзора означает, что прокуратура осуществляет свои функции гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайны. Органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности (абз. 2, 3 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре).
Принцип законности — универсальное правовое положение, заключающееся в точном и неуклонном соблюдении требований всеми участниками общественных отношений. Однако этот принцип имеет свою специфику применительно к органам прокуратуры: вся деятельность данных органов должна осуществляться на основе закона и в точном соответствии с ним, при строжайшем соблюдении всеми лицами, осуществляющими прокурорский надзор, правовых норм, регулирующих их деятельность и подлежащих применению в процессе осуществления прокурорского надзора. Органы прокуратуры должны обеспечивать точное и единообразное исполнение законов всеми физическими и юридическими лицами. Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре).
Одним из общих условий деятельности прокуратуры, которые по своей значимости сходны с принципами деятельности органов прокуратуры, является положение об обязательности исполнении требований прокурора. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность (ст. 6 Закона о прокуратуре).