Достоинства и признаки нормативных правовых актов.

НПА как источники права имеют организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. Эти преимущества проявляются:

1. В том, что у издающих государственных органов гораздо больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих институтов, для выявления и отражения в паве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов.

2. В том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам изложения содержания НПА он считается лучшим способом оформления устоявшихся норм.

3. В том, что НПА в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права.

На него, как отмечают теоретики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.

В отличие от других источников (форм) права нормативный правовой акт обладает следующими признаками:

• Нормативно-правовой акт создается в результате правотвор­ческой деятельности компетентных органов государства или всенарод­ным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая со­стоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество — это деятельность, направленная на подготов­ку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опо­средованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке прини­мают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства пра­вовых норм, охраняемых государством.

• В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обяза­тельностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не яв­ляются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится пер­сонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализа­цией конкретного права или обязанности (например, назначение орга­ном социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходи­мым средством реализации общих предписаний правовых норм, содер­жащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный госу­дарственный характер, их осуществление обеспечивается компетентны­ми органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источ­никами права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифициро­ванным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

• От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о пра­ве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произве­дений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

• Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального го­сударственного документа, который имеет обязательные атрибуты: на­звание акта (закон, указ, постановление); наименование органа, при­нявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

• В нормативных актах нормы права группируются по определен­ным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).


Наши рекомендации