Вопрос 2. Производство о применении принудительных мер медицинского характера 2 страница
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ принимается исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ (п. 21 ч. 1 ст. 448 УПК). Рассмотрение вопроса осуществляется в закрытом судебном заседании в 10-дневный срок с участием лица, в отношении которого внесено представление, и (или) его адвоката (ч. 2 ст. 448 УПК). По результатам рассмотрения суд дает заключение о наличии или отсутствии в действиях лица признаков преступления (ч. 3 ст. 448 УПК).
Производство по уголовным делам в отношении прокуроров имеет следующие особенности:
а) решение о возбуждении уголовного дела в отношении прокурора принимается вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК). Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ (п. 2 ч. 1 ст. 448 УПК).
б) прокурор, задержанный по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности (ст. 449 УПК).
Производство по уголовным делам в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий (экс-президента), имеет следующие особенности:
а) решение о возбуждении в отношении него уголовного дела принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК). При этом согласно ч. 7 ст. 448 УПК он в течение трех суток направляет в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение экс-президента неприкосновенности указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ в течение трех суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думой, о чем в течение трех суток извещается Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ. Решение Государственной Думы либо Совета Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности рассматриваемого должностного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК;
б) экс-президент, задержанный по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности (ст. 449 УПК);
в) судебное решение об избрании в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия Совета Федерации (ч. 3 ст. 450 УПК).
Процедура привлечения к уголовной ответственности судей, а также членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы наиболее сложная.
В отношении судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда, в отношении иных судей, а также присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия имеются следующие особенности:
а) решение о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия соответствующего судебного органа или квалификационной коллегии судей (п. 3—5 ч. 1 ст. 448 УПК).
Согласие на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого должно быть получено:
в отношении судьи Конституционного Суда РФ — от Конституционного Суда РФ;
в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда — от Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
в отношении иных судей — от соответствующей квалификационной коллегии судей.
Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (ч. 5 ст. 448 УПК).
б) согласно ст. 449 УПК судья федерального суда, мировой судья, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности;
в) судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей (ч. 2 ст. 450 УПК). Решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей по этому вопросу должно быть принято в срок не позднее пяти суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и соответствующего судебного решения (ч. 4 ст. 450 УПК);
г) уголовное дело в отношении судьи федерального суда по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ (ст. 452 УПК). Это правило не распространяется на мирового судью и судью конституционного (уставного) суда субъекта РФ.
В отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы применяются следующие особенности:
а) решение о возбуждении уголовного дела в отношении названных лиц принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК);
б) согласно ст. 449 УПК член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности;
в) судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (ч. 3 ст. 450 УПК).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» ст. 450 и находящимися во взаимосвязи с ней ст. 107 и 108 УПК предполагается, что применение в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы меры пресечения в виде домашнего ареста должно осуществляться по судебному решению и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы;
г) уголовное дело в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ (ст. 452 УПК).
Вопрос 3. Понятие, задачи и значение международной правовой помощи по уголовным делам
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства предполагает взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями в соответствии с многосторонними и двухсторонними международными договорами.
Направления международного сотрудничества:
оказание международной правовой помощи по уголовным делам;
участие в подготовке международных договоров;
оказание содействия в подготовке и проведении международных правовых конференций;
обмен опытом деятельности правоохранительных органов;
участие представителей правоохранительных органов в международных организациях;
участие в международных миротворческих операциях и др.
Международная правовая помощь по уголовным делам— это регламентированная международными договорами, а также национальным законодательством государств или осуществляемая на основе принципа взаимности деятельность компетентных органов и должностных лиц по оказанию содействия в собирании доказательств на территории иностранного государства, производстве иных процессуальных действий, вызове участников уголовного судопроизводства, находящихся на территории иностранного государства, продолжении уголовного преследования и выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора.
Международная правовая помощь служит задачам раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, изобличения виновных, возмещения причиненного ущерба, отправления правосудия. Названные задачи вполне согласуются с назначением уголовного судопроизводства по российскому уголовно-процессуальному законодательству.
Нормативно-правовое регулирование международной правовой помощи
Основанием для оказания правовой помощи является международный договор. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства как межотраслевой правовой институт регулируется нормами уголовно-процессуального, уголовного и международного права. При оказании международной правовой помощи важно определить правовую основу для обращения одного государства (запрашивающей стороны) к другому (запрашиваемой стороне) с просьбой (запросом, поручением, ходатайством, письмом) об оказании содействия при расследовании и разрешении уголовных дел в суде, исполнении приговора.
К правовой основе взаимодействия России (правопреемника СССР) с компетентными органами иностранных государств следует отнести: общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры (межгосударственные, межправительственные и межведомственные соглашения; как многосторонние, так и двусторонние); Конституцию РФ (ч. 4 ст. 15, ст. 61, 62, 63, п. «к» ст. 71, п. «о» ч. 1 ст. 72, ст. 73, 79); разд. VIII УПК (ст. 453—472), а также ч. 3 ст. 1, ст. 2, 3, ч. 1 и ч. 5 ст. 108, ч. 9 ст. 109, ч. 3 ст. 181 и некоторые другие нормы УПК.
К правовой основе взаимодействия в сфере уголовного судопроизводства следует, кроме того, отнести УК (ст. 13 и ч. 4 ст. 72), а также иные федеральные законы, подзаконные и ведомственные нормативные акты по отдельным вопросам международного сотрудничества.
Международная правовая помощь регламентируется соответствующим международным договором. Если оказание того или иного вида правовой помощи договором не предусмотрено, исполнение запроса возможно на основе принципа взаимности, обязательным условием реализации последнего является обязательство запрашивающей стороны об оказании правовой помощи в интересах запрашиваемой стороны.
Порядок применения международных договоров РФ предусмотрен Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
Под международным договором понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких, связанных между собой, а также от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).
Международные договоры могут заключаться от имени Российской Федерации, от имени Правительства РФ и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).
Перечислим некоторые из важнейших многосторонних договоров:
1) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным протоколом о правовой помощи 1959 г. (далее — Европейская конвенция), ратифицирована Россией в 2000 г. Участниками названной конвенции являются 41 государство — члены Совета Европы (Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Литва, Латвия, Швейцария, Эстония и др.);
2) Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 г., ратифицирована в 1999 г.;
3) Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;
4) Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г., ратифицирована Россией в 2000 г.;
6) Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.;
7) Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.;
8) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятая государствами — членами СНГ в 1993 г., с дополнительным протоколом 1997 г. (далее — Минская конвенция).
Многосторонними договорами установлены основания, объем и порядок оказания международной правовой помощи (форма запроса, субъекты его направления и исполнения, сроки исполнения, основания и условия отказа в исполнении запроса и т.п.). Двусторонние договоры о взаимной правовой помощи заключаются в целях развития и конкретизации тех предложений, которые являются основными положениями многосторонних международных договоров. Россия является субъектом более 40 двусторонних соглашений. В их числе договоры с Польшей, Румынией, Албанией, Монголией, Грецией, Кипром, Индией, США, Италией и другими государствами.
Межправительственные соглашения заключены по отдельным вопросам оказания правовой помощи в целях объединения усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, террористическими актами и другим направлениям сотрудничества в борьбе с преступностью. Российская Федерации является участницей ряда соглашений, заключенных международными организациями, которые принимаются на основе Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. о взаимной помощи в области уголовного правосудия и протокола к ней.
Оперативное уголовное преследование лиц, объявленных в международный розыск, получение информации о розыске иных лиц, предметов, документов, транспорта; установление местонахождения юридических лиц и сведений о них, проверка лиц по дактилоскопическим учетам и получение любой другой справочной информации осуществляется также по линии Международной организации уголовной полиции (Интерпола). На основании Указа Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» и Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.10.1996 № 1190, представительным органом России в Интерполе является Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ). Участниками международной организации уголовной юстиции являются 174 государства.
В системе источников регулирования международной правовой помощи приоритет имеют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, независимо от того, приняты эти законы до заключения договора или после его (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Если имеет место конкуренция многосторонних и двусторонних договоров, то приоритетными признаются положения многостороннего договора.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» дается понятие принципа международного права; определяется, что следует понимать под общепризнанной нормой международного права; указывается, в каких случаях международный договор применяется непосредственно; разъясняется, в каких случаях неправильное применение нормы международного права может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Рассматриваются и другие важнейшие для правоприменения вопросы.
Виды международной правовой помощи. Направление и исполнение запроса об оказании международной правовой помощи
В международных договорах, а также в УПК выделяют следующие основные виды международной правовой помощи:
1) производство следственных и иных процессуальных действий, направленных на собирание доказательств, розыск лиц, предметов, ценностей; производство иных процессуальных действий;
2) вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, находящихся за пределами территории РФ;
3) направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования;
4) выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора.
Содержание запроса, его форма, и порядок направления предусмотрены как международными договорами, так и национальным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 454 УПК в запросе указываются: наименование запрашиваемого учреждения; наименование запрашивающего учреждения; наименование дела, по которому оказывается помощь; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос; подлежащие выяснению обстоятельства, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением. К запросу прилагаются копии отдельных материалов уголовного дела. В зависимости от вида запрашиваемой правовой помощи это могут быть: постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, приговор, постановления о производстве следственных и иных процессуальных действий, доказательства.
Просьба о правовой помощи выражается в письменной форме. Это может быть запрос (поручение, ходатайство). Применяется терминология, используемая в международном договоре. В Европейской и Минской конвенциях это поручение, в УПК — запрос. Запрос, как и прилагаемые к нему документы, скрепляются гербовой печатью.
Язык, на котором составляется запрос и прилагаемые к нему документы, оговаривается в международном договоре. Так, при выполнении Минской конвенции в отношениях друг с другом стороны пользуются государственными языками договаривающихся сторон или русским языком (ст. 17 Конвенции). По Европейской конвенции каждая договаривающаяся сторона сохраняет за собой право требовать перевода просьбы и прилагаемых к ней документов на родной язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею (ст. 16 Конвенции).
В качестве субъектов оказания международной правовой помощи выступают запрашиваемая и запрашивающая стороны. В качестве запрашивающей стороны выступает государство, направившее запрос об оказании правовой помощи, запрашиваемой — государство, которому направлен запрос или в котором он исполняется.
Запрашивающая и запрашиваемая стороны взаимодействуют через: 1) Верховный Суд РФ — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; 2) Минюст России — по вопросам судебной деятельности иных (кроме Верховного Суда РФ) судов; 3) МВД России, ФСБ России, ФСКН России — в отношении следственных действий, не требующих судебного решения (согласия прокурора), если международными договорами не предусмотрен иной порядок отношений. Так, при направлении запроса на территории приграничных государств с учетом вида запрашиваемой правовой помощи в договорах может быть предусмотрен порядок направления запроса через компетентные правоохранительные органы округов, краев и областей.
При исполнении запроса применяются нормы законодательства того государства, на территории которого исполняется запрос. Возможна частичная уступка суверенитета, заключающаяся в возможности применения порядка запрашивающей стороны, если такая возможность уступки суверенитета допускается международным договором.
Участие в процессуальных действиях представителя правоохранительных органов запрашивающей стороны допускается по решению компетентного органа, исполняющего запрос, если это не противоречит многостороннему или двустороннему международному договору или взаимодействию на основе принципа взаимности.
Запрос исполняется в сроки, предусмотренные в договоре, а если таковые не оговариваются, в сроки, приемлемые для запрашиваемой и запрашивающей сторон, исходя из целей международного сотрудничества.
Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству запрашивающего государства или может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемого государства. При отказе в оказании правовой помощи о его причинах должно быть сообщено инициатору запроса.
Характеристика отдельных видов оказания международной правовой помощи
Производство следственных и иных процессуальных действий, розыск лиц, предметов, ценностей; осуществление иных процессуальных действий
УПК не содержит закрытого перечня следственных действий, производство которых возможно при направлении и исполнении международного запроса. В ч. 1 ст. 453 УПК предусмотрена возможность для суда, прокурора, следователя при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК, внесения запроса в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Часть 1 ст. 457 УПК предусматривает при исполнении запроса о правовой помощи в Российской Федерации «производство процессуальных действий».
По-разному определяется возможность производства следственных действий международными договорами. Европейская конвенция в ст. 3 гл. II «Поручения» предусматривает выполнение запрашиваемой стороной в порядке, установленном ее законодательством, любых поручений, касающихся уголовных дел и направленных ей юридическими органами запрашивающей стороны в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов.
Минской конвенцией объем международной правовой помощи определен в ст. 6. Правовая помощь может быть оказана, в частности, путем составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, а также возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, и т.д.
Ни в гл. 53 УПК, ни в названных Конвенциях не названы многие процессуальные действия, являющиеся по УПК следственными, такие как: освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, контроль и запись переговоров, проверка показаний на месте и некоторые другие. Многие процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, по законодательству иностранного государства имеют другое название.
Вместе с тем в соответствии с названными Конвенциями и многими другими международными договорами допускается производство любого процессуального действия, в частности, на основе принципа взаимности, если запрос не противоречит законодательству запрашивающего государства и не может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемого государства. В этом случае в запросе необходимо указать содержание и цель поручаемого процессуального действия, способ получения информации, а при необходимости тот познавательный прием, с помощью которого могут быть получены фактические данные, а также способ их фиксации.
На территории РФ все следственные и иные процессуальные действия по уголовному делу при оказании правовой помощи выполняются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. При исполнении запросов, направленных российской стороной, иностранное государство также использует национальное законодательство своей страны. В связи с этим целесообразно в запросе наряду с другими сведениями привести также текст статьи закона, регламентирующей порядок производства следственного или иного процессуального действия.
Форма получения доказательств по национальному законодательству государств может быть различной. Так, по УПК Франции по общему правилу обыск в месте проживания обвиняемого проводится в присутствии двух его родственников или свойственников, находящихся на месте, и только при их отсутствии — с участием понятых; в США существуют четыре формы свидетельских показаний, в том числе свидетельские показания под присягой с санкции суда, однако это не исключает возможность использования их в качестве доказательств иностранным государством.
В теории уголовного процесса остается дискуссионным вопрос о форме использования сведений, полученных на территории иностранного государства, возможности их использования в качестве источников, предусмотренных ч. 2 ст. 74 УПК.
Существуют разные подходы к разрешению проблемы:
в УПК предусмотрен порядок использования каждого источника доказательств. Например, отнесение сведений, полученных на допросе, к иному источнику доказательств, окажется в противоречии с другими нормами УПК (ст. 281 УПК);
ст. 455 УПК допускает возможность использования сведений, полученных на территории иностранного государства, в качестве доказательств, как если бы они были получены на территории РФ.
Международная правовая помощь с целью осуществления иных процессуальных действий предполагает вручение документов, пересылку предметов, разъяснение прав, исполнение постановлений о применение мер принуждения, например наложение ареста на имущество, избрание мер пресечения.
Вызов участников уголовного судопроизводства
для производства процессуальных действий
на территории РФ
Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории РФ, могут быть с их согласия вызваны для производства процессуальных действий на территории РФ (ч. 1 ст. 456 УПК). Вызов названных участников судопроизводства предусмотрен также ст. 9 Минской конвенции, ст. 7—12 Европейской конвенции.
Иммунитет от уголовной юрисдикции предоставляют как многосторонние, так и двусторонние договоры о правовой помощи. В частности, Европейской и Минской конвенциями предусматривается вручение повесток в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны. Однако повестка не должна содержать угрозы применения санкций, поскольку вызываемое лицо по общему правилу не может быть подвергнуто какому-либо наказанию или применению меры пресечения, если оно не ответило на повестку.
Запрос должен содержать заверение о выплате денежных расходов в связи с вызовом лица, а также заверение оказать запрашиваемой стороне аналогичную правовую помощь.
Вызванные лица, независимо от гражданства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения государственной границы. Это означает, что гражданин России, прибывший в Россию в качестве свидетеля в порядке оказания международной правовой помощи, не может быть подвергнут аресту на основе приговора, который ранее был вынесен судом РФ. Против него не может быть возбуждено уголовное дело (уголовное преследование) и в том случае, если в ходе судебного процесса выяснится, что он был соучастником преступления. Такие лица не могут быть привлечены к ответственности в связи с их свидетельскими показаниями или экспертными заключениями по уголовным делам.
Иммунитет от уголовной юрисдикции страны пребывания действует в течение 15 дней после выполнения вызванным лицом обязательств по международному запросу. Действие иммунитета прекращается, если по истечении указанного срока вызванное лицо остается на территории запрашивающего государства. Срок может быть продлен на время, в течение которого эти лица по причинам, не зависящим от них, не могут покинуть территорию запрашивающей страны.
Если уголовно наказуемое деяние совершено вызванным лицом во время пребывания его на территории запрашивающего государства по истечении срока иммунитета, на данное лицо распространяется уголовная юрисдикция страны пребывания.
Выдача лица для уголовного преследования
или исполнения приговора
Экстрадиция — от латинских слов ex — из и tradere — подвергать, выдавать. В УПК термин «выдача» используется как синоним термина «экстрадиция».