ГЛАВА 1. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА 1. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела5

ГЛАВА 2. Порядок ПРИЕМА, проверки и разрешения сообщений о преступлениях12

2.1. Порядок приема и порядок проверки сообщений о преступлениях12

2.2. Основания и порядок разрешения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ28

ВВЕДЕНИЕ

Стадия возбуждения уголовного дела является наиболее проблемной в системе стадий современного уголовного процесса. В силу этого она выступает предметом повышенного внимания, как со стороны ученых-процессуалистов, так и со стороны законодателя. Только за последнее десятилетие правовой формат этой стадии подвергся многочисленным изменениям. Решения Конституционного Суда Российской Федерации относительно конституционности уголовно-процессуальных норм, входящих в институт возбуждения уголовного дела, исчисляются десятками, при том, что на практике они трудноисполнимы. Все это привело к качественному перерождению данной стадии и дестабилизировало ее правовой режим.

Несмотря на проведенные реформы, стадия возбуждения уголовного дела по-прежнему продолжает оставаться местом систематического попрания закона, нарушений прав граждан и юридических лиц: сокрытие преступлений от учета; возбуждение уголовных дел без достаточных оснований; непринятие необходимых мер по сообщениям о преступлениях; неправомерные отказы в возбуждении дела. Свидетельством этому является одно из выступлений Генерального прокурора России: «Уже шестой год сокращение получивших учет преступных посягательств отмечается на фоне роста поступающих сообщений об их совершении (+6%), что убеждает в обоснованности позиции криминологов о большом массиве латентных преступлений и сохранении проблем, связанных с их выявлением и учетом»[1]. При этом особо подчеркнуто, что прокурорами отменено более 2,5 млн незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, выявлено свыше 158 тыс. преступлений, не получивших своевременного учета. Установлено 4 тыс. прямых отказов в приеме заявлений о преступлениях и слушав их не регистрации при наличии бесспорных основании для проверки и возбуждения дел[2].

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между участниками, ведущими досудебное производство в стадии возбуждения уголовного дела, и лицами, вовлекаемыми в эту стадию в силу требований закона или добровольно вступающими в нее для защиты своих интересов.

Предмет исследования составляют нормы уголовно-процессуального законодательства, образующий комплексный, межотраслевой институт возбуждения уголовного дела.

Целью курсовой работы является изучение стадии возбуждения уголовного дела как первоначальной стадии уголовного судопроизводства.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела;

- исследовать какие поводы и основания для этого служат;

- рассмотреть порядок приема и порядок проверки сообщений о преступлениях;

- рассмотреть основания и порядок в разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела и об отказе возбуждении уголовного дела.

ГЛАВА 1. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела - первая и обязательная стадия уголовного процесса, которая предшествует производству по уголовному делу в других стадиях уголовного судопроизводства[3]. Возбуждение дела как самостоятельная стадия процесса имеет собственные непосредственные задачи, особый круг участников, свои временные пределы, специфические уголовно-процессуальные действия и правоотношения, решения и соответствующие документы[4].

Громов Н. А. дает следующее определение понятия стадии возбуждения уголовного дела: «Стадия возбуждения уголовного дела - это первая, самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в установлении компетентным органом государства (дознания, следствия, прокуратуры судом) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом»[5].

По мнению Валдышего В. В. значение стадии возбуждения уголовного дела определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, своевременное, законное и обоснованное возбуждение уголовного дела обеспечивает незамедлительное реагирование на каждое преступление и немедленное начало установления фактических его обстоятельств и лиц, совершивших это преступное посягательство. В то же время возбуждение уголовного дела без достаточных к тому оснований, а также незаконный или необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела являются грубейшими нарушениями надлежащей процессуальной процедуры и наносят иногда непоправимый ущерб охране прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, интересам общества и государства[6].

Во-вторых, акт возбуждения уголовного дела определяет границу между непроцессуальной деятельностью по обнаружению преступлений и совершивших их лиц специальными методами (мероприятиями оперативно-розыскной деятельности) и процессуальной деятельностью по установлению фактических обстоятельств совершения преступлений и виновности лиц, их совершивших. Это значение обусловлено тем, что не всякая оперативно-розыскная информация может выступать в качестве уголовно-процессуальных доказательств.

В-третьих, этот акт служит правовым основанием для производства следственных, судебных и иных процессуальных действий, и принятия процессуальных решений по существу уголовного дела, а также для применения к участникам уголовного процесса мер уголовно-процессуального принуждения.

В-четвертых, стадия возбуждения уголовного дела представляет собой своеобразный «фильтр», позволяющий:

1) не допускать в уголовное судопроизводство правонарушения, не влекущие за собой уголовной ответственности и уголовного наказания;

2) сосредоточить усилия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, на борьбе именно с преступлениями, на контроле над состоянием преступности в стране[7].

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации[8] (далее УПК РФ) имеется раздел VII, который принадлежит возбуждению уголовного дела. Данный раздел состоит из двух глав, а именно, поводы и основание для возбуждения уголовного дела и порядок возбуждения дела.

Изменения, произошедшие со стадией возбуждения уголовного дела в 2007 - 2014 г.г., можно свести к следующим: изменилось количество и перечень поводов для возбуждения уголовного дела; расширился перечень следственных и иных процессуальных действий, производство которых возможно до возбуждения уголовного дела; увеличился предельный срок проверки сообщения о преступлении; появился особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц и по отдельным преступлениям; изменился порядок принятия либо согласования решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Ключевыми переменами стали ограничения полномочий прокурора на участие в стадии возбуждения уголовного дела и дифференциация порядков возбуждения уголовных дел по отдельным категориям преступлений и в отношении отдельных категорий лиц. И то, и другое не способствуют стабильности право применения и не привели к излечению хронических болезней, которыми издавна страдает данная часть уголовного судопроизводства, но скорее обострили их.

Значение стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия или отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дела. Применение мер процессуального принуждения и производство следственных действий могут проводиться только тогда, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела выступает одной из гарантией соблюдения прав и законных интересов лиц (физических и юридических). Своевременное возбуждение уголовного дела, тем более «по горячим следам», способствует успешному расследованию преступления. И напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и дать возможность преступнику скрыться и т.п., что серьезно затруднит расследование либо вовсе обречет его на неудачу[9].

Стадия возбуждения уголовного дела, как обязательный и первоначальный этап уголовного судопроизводства имеет свои определенные сроки. Такие сроки начинается с момента получения сообщения о преступлении, они же будут являться поводами для возбуждения уголовного дела. Законодатель установил их в ч. 1 ст. 140 УПК РФ, ими служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; а также постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. А вот окончание сроков в стадии возбуждения уголовного дела будет принятие итогового решения, принимаемое по результатам рассмотрения сообщения о преступлении. Их законодатель установил в ч.1 ст. 145 УПК РФ.

Также законодатель обязал правоприменителей не только принимать сообщения о преступлении, но и проверять их, и на то, установил сроки проверки в ст. 144 УПК РФ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ лицо, производящее проверку сообщения о преступлении, должно принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Согласно ч. 3 с. 144 УПК РФ руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить этот срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток. При этом лицо, осуществляющее производство предварительной проверки, выносит мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении[10]. Следует отметить, что принятое сообщение о преступлении в первые сутки, будет считаться независимо от времени суток, потом последующие вторые, и третьи сутки до 24:00 местного времени.

Субъекты, уполномоченные проверять сообщения о преступлении в указанные сроки, закреплены в ст. 141 - 145 УПК РФ. В т.ч. законодатель указал и иные лица. Все они будут являться участниками принимающую непосредственную роль в стадии возбуждения уголовного дела.

Участников стадии возбуждения уголовного дела условно можно разделить на две группы:

1) государственные органы (должностные лица), осуществляющие уголовное судопроизводство;

2) иные лица, участвующие в данной стадии [11].

К первой группе государственных органов относятся должностные лица, уполномоченные осуществлять прием сообщений о преступлениях и участвовать в их проверке. Таковыми являются: лицо, принявшее заявление о преступлении или получившее сообщение; дознаватель; орган дознания; начальник органа дознания; следователь; руководитель следственного органа; прокурор; суд; судья. В т.ч. лица, уполномоченные принимать итоговое решение стадии: следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, орган дознания, дознания, должностные лица, выполняющие функции органа дознания.

Ко второй группе иных лиц, участвующих в данной стадии относятся: заявитель; лицо, сделавшее заявление о явке с повинной; лицо, предоставившее информацию о преступлении; редакция (главный редактор) средства массовой информации; лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело; защитник (адвокат); потерпевший, его законный представитель (по делам частного обвинения); специалист; переводчик; и др.

Законодатель также прописал специфические средства проверки сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ), которые допустимо производить до возбуждения уголовного дела. Такие средства можно разделить на следственные действия и процессуальные меры принуждения. К следственным действиям относятся: осмотр места происшествия, документов, предметов, а также осмотр трупа; освидетельствование; назначение и производство судебной экспертизы; получение образцов для сравнительного исследования. К процессуальным же действиям относятся: получение объяснений; истребование документов и предметов; производство документальных проверок, ревизий; исследование документов, предметов, трупов с привлечением специалистов; предъявление требований, поручений, запросов, в т.ч. поручений о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Согласно ч. 1 ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

Таким образом, рассмотрев общую характеристику стадии возбуждения уголовного, можно увидеть, что в определениях стадии возбуждения уголовного дела, у авторов свои мнения, поэтому следует выявить свое определение, что стадия возбуждения уголовного дела - это обязательная и первоначальная стадия уголовного судопроизводства, задачей которого является разрешить вопрос о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Суть первоначальной стадии уголовного процесса состоит в рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о преступлении и производстве, в необходимых случаях, процессуальных действий (получение объяснений, истребование необходимых материалов, производство ревизий, документальных проверок и др.), направленных на установление признаков преступления с тем, чтобы принять законное и обоснованное решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.


Наши рекомендации