Предварительное рассмотрение обращения в КС

Поступившее обращение подлежит обязательной регистрации.

Сначала обращение рассматривается структурными подразделениями аппарата КС. На этой стадии м/б решен вопрос о возврате обращения заявителю, о направлении его в др органы, или о принятии обращения.. предварительно обращение рассматривает секретариат.

Начинается все с группы писем в которую обращения поступают по почте или черед приемную или канцелярию.

Если обращение инициировано по вопросам, входящим в компетенцию КС, то оно с рекомендациями направляется руководителю секретариата. Если обращение требует дополнительного изучения, то оно м/б направлено в соответствующее управление с последующим обращением руководителю секретариата, которое передает само обращение председателю суда или его заместителю.

Обращение м/б отклонено если оно явно не подведомственно КС, если по форме не отвечает требованиям, если направлено не надлежащим заявителем или не оплачено государственной пошлиной. Секретариат возвращает заявление и предлагает устранить ошибки. Заявитель может потребовать решения самого КС по его обращеню, может устранить замечания и вновь направить обращения в КС.

Секретариат при предварительном рассмотрении обращении проверяет во-первых на соответствие требованиям ФКЗ по форме, включая уплаты гос пошлины .а также секретариат определяет подведомственность обращения тому или иному органу.

Секретариат легко устанавливает явную не подведомственность. Когда например заявители просят пересмотреть приговор суда, не согласны с судебным решением, не согласны с отказом предоставления жилья, выплатах пенсии и т.д , т.е то что связано установлением фактических обстоятельств. Явная не подведомственность также обнаруживается когда оспаривается ненормативный акт, или по обращениям граждан оспариваются подзаконные акты.

Чтобы избежать ошибки секретариата по определению явной не подведомственности КС установлено правило возможного повторного обращения с требованием вынесения решения самим составом суда.

Если заявитель получил уведомление секретариата о не соответствии обращения требованиям закона, второе обращение заявителя должно содержать указание на это с просьбой передачи обращения составу суда. Председатель суда поручает одному или нескольким судьям проверить принятое секретариатом решения и в срок до 1 месяца вопрос докладывается на Пленуме КС. Если суд согласен с секретариатом, то принимается определение и его копия направляется заявителю. Если суд не согласен с секретариатом, то Председатель передает обращение нескольким судьям для предварительного изучения обращения с последующим рассмотрением обращения по существу.

Предварительное рассмотрение судьями обращения прежде всего направлено на проверку наличия оснований к его рассмотрению. Проверяется является ли акт действующим, подведомственно ли обращение КС, были ли ранее приняты решения КС по аналогичному вопросу. На этой стадии судьи также могут принять решение об отклонении обращения.

По мнению КС самым сложным вопросом является проверка допустимости обращения. Этот вопрос предварительно решается судьями а не секретариатом. Обращение признается не допустимым если в нем заявлен политический вопрос, если соответствующий вопрос не нашел разрешение в конституции, если оспариваемый закон не применен в конкретном деле. Не допустимыми признаются обращения в которых ставится вопрос о проверки одной К нормы на предмет соответствия другой; когда в обращении ставится вопрос о пробеле в К РФ; либо о несовершенстве закона и т.д

Судья, в процессе предварительного изучения обращения, может давать поручения работникам аппарата КС. Поручения оформляются в письменном виде, ставится конкретные вопросы и поручения перелаются руководителю секретариата или руководителю отраслевого управления.

Специалисты аппарата могут запрашивать дополнительные документы в виде запросов в соответствующие органы или учреждения. Судья уже на этой стадии может привлекать экспертов, которые в письменном виде должны представить свое заключение. Судья может привлекать специалистов, при этом они приглашаются для устного консультирования по конкретным, заранее заявленных в письменном поручении, вопросов.

Контроль за выполнением поручений судьи, за исполнением сроков предоставления материалов организует сам судья.

По результатам предварительного рассмотрения судья или судьи готовит заключение (заключение м/б устным или письменным). Если судья предлагает оказать в рассмотрении обращения, то он вместе с заключением готовит проект определения КС. В Пленуме оглашается заключение и принимается собственно решение о рассмотрении дела или в отказе принятия обращения.

Чтобы все судьи были готовы в пленуме обсуждать обращение предусмотрена обязательно рассылка полного пакета документов собранного соответсующим судьей всем судьям, заинтересованным органам и ДЛ. Кроме этого судья может уведомить заинтересованы органы и ДЛ о месте заседания КС по вопросу принятия обращения к рассмотрению. Т.к эта работа организуется вместе с секретариатом, то этой структуре поручается ведения реестра преданных судья обращений для предварительного изучения и раз в месяц этот реестр рассылается всем судьям.

Принятие обращений к рассмотрении.

Если по обращению окончено предварительное рассмотрение, в пленарном заседании не позднее одного месяца, после завершения предварительного изучения обращения, принимается решение о принятии обращения к рассмотрению.

На этой стадии КС может принять определение, в котором просит приостановить действие оспариваемого акта, международного договора до завершения рассмотрения дела в КС.

Если КС принял обращение к рассмотрению, то секретариат 1- информирует заявителя о приятом решении, 2 - направляет отвечающей стороне все документы, 3 – уведомляет иные заинтересованные органы.

Уже на этой стадии кс может в рамках принципа процессуальной экономии поставить вопрос по объединению нескольких обращений по одному и тому же вопросу.

КС сразу решает вопрос по очередности рассмотрения дела по обращению в пленуме или в палатах с учетом их загруженности занятостью судей, и специализации судей.

Если в Пленуме КС все-таки отклоняет обращение (принимается решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению) направляется уведомление заявителю, которому сразу сообщается, что переписка с ним по данному вопросу прекращается, и последующее обращение по этому вопросу направляется в архив без рассмотрения.

Подготовка судебного разбирательства.

Для этого сначала составляется проект решения КС, собираются все материалы, КС назначает одного или нескольких судей докладчиков. Судья докладчик вправе изучать документы, истребовать дополнительные материалы, направлять материалы заинтересованным органам, обязан подготовить проект решения суда, обязан принять меры для всестороннего и качественного рассмотрения дела, он определяет круг приглашаемых лиц (экспертов, специалистов), но последнее при согласии Председательствующего. Судья докладчик также обязан проинформировать заинтересованные стороны и органы о месте, времени проведения заседания по данному делу.

На этой стадии судья докладчик может вновь обращаться к специалистам аппарата по правовым вопросам, может требовать новые документы, организовывать новые экспертизы, приглашать для консультирования новых специалистов и т.д.

Судья докладчик обязан рассылать сторонам не только все материалы, но и отзывы.

Для подготовки дела к рассмотрению судья докладчик совместно с руководителями отраслевых управления формирует рабочую группу из специалистов аппарата (2-4 человека), группа работает под руководством судью докладчика и основная задача группы – это собрать документы и систематизировать аргументы для подготовки проекта решения КС.

Все требования судьи докладчика осуществляются от имени КС, а потому являются обязательными для исполнения. Срок для исполнения таких требований максимальный 1 месяц, если иное не определено в самом требовании. Самое главное судья докладчик готовит проект итогового решения. К нему прилагается перечень тех вопросов которые требуют своего обсуждения в процессе совещания судей. Судья докладчик может предложить свои варианты ответов.

Решение о назначении дела к слушанию принимается в пленарном заседании не позднее чем через 1 месяц после принятия обращения к рассмотрению.

КС распределяя дела м/д палатами и Пленумом учитывает требования ФКЗ о том, какие вопросы рассматривает исключительно Пленум. Кроме этого оценивается загруженность палат, но если какая-то палата рассматривала аналогичный вопрос, то дело передается именно ей.

КС может изменить сроки рассмотрения дела, если стало известно о рассмотрении подобного дела в суде общей, арбитражной юрисдикции, в КУС субъекта, или в Европейском суде. Это влечет отложения разбирательства до принятия итогового решения иным судом.

Эту стадию завершает рассылка всех документов судьям, сторонам, заинтересованным органам и ДЛ.

Судебное разбирательство. Отложение заседания.

КС правомочен принимать решения в Пленарных заседания в составе не менее 2/3 от общего числа судей, а в заседании палат не менее ¾.

При этом не учитываются судьи отстраненные от участия в рассмотрении дела и судья чьи полномочия были приостановлены.

В принятии решения могут участвовать только те судьи которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

В КСП в отличии от иных судебных процессом допускается отстранение судьи от рассмотрения дела по следующий основаниям:

1. Если судья ранее участвовал в принятии оспариваемого акта

2. если судья состоит в родственных, супружеских связях с представителями сторон в связи с чем его объективность м/б поставлена под сомнение.

Судья сам должен заявить самоотвод при чем до начала слушания дела. А ходатайство об отводе судьи сторонами, иными судьями может заявляться на любой стадии.

При заявлении отвода или самоотводе откладывается судебное заседание и отдельно протокольно рассматривается ходатайство. (отвод о Тамаре Георгевне; дело Шангилая ходатайство об отводе Гаджиева о том что они с одного селения с Шангилаем, но отказ в ходатайстве)

Ходатайство об отводе рассматривается под руководством Председательствующего в этом же заседании. А если отвод был заявлен судье докладчику, то одновременно рассматривается вопрос о назначении нового судьи- докладчика и вопрос о сроках переноса заседания.

Председательствующий ведет заседание и имеет право устранять из материалов дела все что не касается сути дела, предоставляет возможность выступить всем участникам, контролирует порядок в зале судебного заседания. В заседание допускаются лица, участвующие в рассмотрении дела, а также могут быть допущены иные лица (зрители), может быть введена квота и проверка этих лиц по решению председателя суда.

Порядок в заседании обеспечивает судебный пристав. За нарушение порядка возможны замечание, штраф отдельным определением КС.

В КС используются официальные обращения: Уважаемый суд, уважаемый судья, уважаемые председательствующие, но можно обратиться Высокий.

Все стороны участники могут давать объяснения, отвечать на вопросы, давать вопросы другим участникам и иногда с согласия председательствующего отвечать с позиции сидя.

Судное заседание и собственно само исследование доказательств начинается с выступления судьи докладчика. Он докладывает о сути дела, о тех материалов которые исследованы, докладывает о мерах принятых при подготовки дела к рассмотрению, докладывает о том, кто приглашен в качестве экспертов и специалистов.

При этом судья докладчик не может излагать свою собственную позицию по рассматриваемому делу.

Судье докладчику м/б заданы вопросы другими судьями, участвующими в рассмотрении дела.

После этого суд решает в каком порядке будут исследоваться доказательства, в каком порядке будут заслушиваться эксперты, специалисты, свидетели. На этой стадии м/б учтены пожелания сторон, но решения о порядке исследования доказательств принимает суд, и только он может менять этот порядок. Если кто то из судей инициирует изменение порядка, то данный вопрос рассматривается судом немедленно.

После этого председательствующий предоставляет возможность выступить сторонам. Каждая сторона докладывает по существу рассматриваемого вопроса, и излагает аргументы в обоснование своей позиции. Первой выступает сторона обратившаяся в КС, если сторона имеет несколько представителей порядок их выступления, а главное время на выступления определяются стороной с учетом мнения КС. Стороны в заседании не имеют права использовать свои выступления для каких то политических выступлений, не должны допускать оскорблений в адрес другой стороны, органов гос власти, объединений граждан, суда. После выступления стороны ей могут быть заданы вопросы любым судьей, и с согласия суда вопросы м/ задавать эксперт. Но при этом эксперт ограничен предметам свой лишь экспертизы.

После выступления стороны заявителя выступает другая сторона.

Следующими выступают эксперты (эксперт). Здесь м/б применена процессуальная экономия – экспертное заключение есть у всех, а эксперт только излагает суть. Все судьи могут задавать дополнительные вопросы эксперты. После судей вопросы эксперту могут задавать стороны и их представители.

После экспертов заслушивается группа специалистов. Специалисты отвечают на вопросы судей и потом на вопросы сторон и их представителей.

При рассмотрении ряда дел участвуют свидетели. Они участвуют после специалистов. Их список определяется КС самостоятельно с учетом мнения сторон.

После заслушивания присутствующих лиц, начинается заслушивание ряда документов.

После этого сторонам предоставляется возможность выступить второй раз с заключительным словом. Выступление идет в том же порядке. Сначала обращающаяся, потом отвечающая. Выступление должно касаться только дела, стороны могут ссылаться только на те документы и обстоятельства, которые были исследованы КС.

КС может прийти к выводу, исследовать дополнительные материалы. В этом случае дело может быть отложено (начато сначала или с момента отложения дела) или суд может объявить перерыв для решения вопроса.

Если после заключительного слова сторон дело было отложено, стороны в последующем имеют право на новое заключительное слово, но только по новым обстоятельствам и материалам. Если после этого суд придет к выводу, что исследование вопросов дела завершено, суд прекращает рассмотрения дела, объявляется об окончании рассмотрения дела.

КС может откладывать рассмотрение дела при отсутствии свидетелей и экспертов, явка которых считается обязательной, если необходимо собрать дополнительные документы, или если стороны готовы на примирительные процедуры (в частности по спорам о компетенции).

Обсуждение и принятие решения суда проводится в закрытом заседании, при этом это м/б не итоговое решение, а решение об отложении рассмотрения дела. Заседание проводится закрыто по требованию не менее 3 судей.

Принятие итогового решения.

Итоговое решение, независимо от того принято оно в пленуме или в палате, является итоговым решением КС. Принимаются они все от имени РФ и именуются постановлениями.

По проверки процедуры импичмента выносится заключение.

Итоговое решение принимается только в закрытом заседании. В закрытом совещании судей м/ принимать участие только те судьи, которые участвовали в рассмотрении дела.

В совещании судей, кроме самих судей могут участвовать лица, обеспечивающие протоколирование, а также лица, обеспечивающие нормальный ход совещания (работы) судей.

Итоговое решение принимается на основе обсуждения судьями всех вопросов дела.

Необходимо учитывать, что судья докладчик готовил проект итогового решения.

Каждый судья, кроме судьи докладчика, может подготовить свой проект итогового решения.

Правовая позиция – основная мысль указанная в решении и подтверждающая к-л конституционные принципы.

Правовая позиция КС - Совокупность правовых позиций судей. А правовые позиции судей это персонифицированы правовые позиции.

Когда есть несколько итоговых решений, то судьи голосуют, и по рейтингу выставляется, то за которое проголосовало большинство, и за основу принимают его.

По каждому пункту мотивировочной части будущего решения проводится самостоятельное обсуждение и голосование.

Голосование проводится обычным способом, но КС предусмотрел особенности: в алфавитном порядке по жеребьевке.

По требованию не менее 3 судей в пленарном заседании или одного судьи при совещании палаты принятие итогового решения м/б перенесено не менее чем на сутки, если у судей на руках несколько проектов итоговых решений. Любой судья может высказывать свои замечания до тех пор, пока не начинается голосование по этой части итогового решения, но если судья высказывает замечания по порядке ведения совещания, по порядку голосования, председательствующий обязан отреагировать на ходатайства, замечания судьи.

По требованиям судей поправки к решениям могут излагаться в письменном виде.

В итоге проводится голосование по каждой поправке. Если голоса разделились поровну, то поправка отклонена.

Проводится голосование по каждой части решения и только потом голосуется итоговое решение в целом.

Если в ходе совещания судей они приходят к выводу что необходимо принять решение не соответствующее ранее изложенной правовой позиции, то принятие итогового решения передается на рассмотрение пленума.

Каждый судья обязан в совещании судей голосовать. Если не участвуют в голосовании – прекращение полномочий.

Решение считается принятым, если «за» проголосовало большинство судей. Если рассматривается спор о компетенции, то решение принимается только большинством. Решение о толковании принимается не менее чем 2/3. Решение о конституционности акта, принимается большинством, но если голоса разделились поровну, то акт признается конституционным. Судьи не согласные с решением конституционного суда, могут изложить свое особое мнение, когда судья совсем не согласен с решением суда (когда принято конституционное, а судья считает что неконституционно), мнение судьи публикуется вместе с решением в Российской газете. Второй вариант, когда судья согласен (да закон не конституционен, но не согласен с мотивировкой по тем или иным пунктам), в этом случае судья также готовиться особое мнение, но публикуется в Вестнике суда.

В каждом случае, по каждому делу, КС принимает итоговое отдельное решение.

Итоговое решение КС.

Решение обязательно должно содержать наименование органа, дату принятия, место рассмотрения дела, поименный состав судей, фамилии участников, должна быть раскрыта суть конституционного спора, названы требования предъявляемые стороной заявителем, что рассмотрено КС, выводы суда, обязательна ссылка на окончательность и обязательность решения КС, а также порядок введения этого решения в силу.

При принятии решения каждый судья может изложить свое особое мнение. Их м/б 2 варианта: если судья вообще не согласен с решением КС особое мнение излагается виде отдельного документа, приобщается к материалам дела и публикуется вместе с делом. Когда судья в целом согласен с решением суда, но не согласен с мотивацией отдельных частей решения, в этом случае особое мнение может не публиковаться.

Особое мнение готовиться в течении 14 дней, и в ряде зарубежных стран отрицается право судьи на особое мнение.

27. 04. 10.

Провозглашение, опубликование и вступление в силу решения КС:

Данная стадия включает в себя собственно провозглашение решения, направление его сторонам, другим заинтересованным лицам в том числе по усмотрению суда, официальное опубликование решения, вступление решения суда в силу.

Решение КС провозглашается в открытом заседании КС (открытое оглашение даже при условии закрытого судебного заседания) после совещания судей немедленно после его подписания.

В течении следующих 2 недель решение направляется всем заинтересованным лицам. К таковым относятся и судьи и стороны, участник судопроизводства а также иные органы и лица заинтересованные в исполнении решения суда (Президент, Парламент, Правительство, два высших федеральных суда, министерство юстиции, генеральный прокурор, уполномоченный по правам человека и иные).

Постановления и заключения КС как итоговые решения подлежат незамедлительному опубликованию в СМИ (в срок 7 дней).

Кроме этого решение публикуется в СМИ тех органов или субъектов которых касается данное судебное решение.

Кроме этого имеется вестник КС где публикуются все.

Решение КС в соответствии с ФКЗ действуют непосредственно и не требуют подтверждения со стороны каких либо иных органов или должностных лиц.

Решения КС особенно о признании какого либо акта неконституционным не может быть преодолено принятием нового нормативно-правового акта.

Иногда в решениях КС создающих пробелы в законодательстве прямо указывается что до принятия закона или иного акта непосредственно применяется конституция или решения КС если оно детализирует соответствующее отношение.

КС может вернуться к ранее принятому решению с целью внести в него исправления, это может быть сделано по инициативе самого суда или участников рассмотренного дела.

Основаниями для исправления неточностей являются ошибки в данных участников процесса, если не правильные наименования актов, если допущен опечатки либо технические погрешности.

В каждом отдельном случае КС принимает определение об исправлении неточностей. При этом решение принимается в том же составе в каком рассматривалось дело (пленум – пленум, палата - палата). И в результате такое определение об исправлении неточностей рассылается всем тем кому было разослано решение а также во все СМИ где решение было опубликовано.

Это очень редкие процедуры.

Разъяснение решений КС:

Необходимость в разъяснении решения возникает при неясности невозможности точного понимания смысла решения.

Разъяснять решение может только сам суд в палате или пленуме где оно было принято. В отличии от внесения исправлений в решение с ходатайством о разъяснении могут обращаться:

1. лица органы имеющие право на обращение в КС.

2. лица органы которым было направлено решение а следовательно подразумевается что они должны исполнить данное решение.

Разъяснение решения проводится в присутствии заинтересованных заявителей а также приглашаются стороны участвующие в рассмотрении основного дела.

Решение о разъяснении принимается в качестве отдельного определение и рассылается и публикуется там же и тем же. При принятии данного определения соблюдаются все требования к заседанию КС а решение КС суда принимается с соблюдением тайны совещания судей.

Пересмотр решений КС:

ФКЗ не дает ответа о праве КС пересмотреть свои решения.

КС инициирован законопроект о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.

КС может вернуться к ранее принятому решению если например изменилась конституция.

Другим основанием для пересмотра является новое решение Европейского суда.

Сегодня можно говорить только об изменении правовой позиции КС.

К выводу о необходимости изменения позиции может прийти палата ранее рассматривавшая это дело или сам пленум но при определенных условиях. В этом случае палата инициирует передачу дела в пленум но это не пересмотр решения это лишь исправление правовой позиции.

Исполнение решений КС:

1. по российскому законодательству это обязанность тех к кому обращено решение КС.

2. момент провозглашения опубликования ил вступления в силу может не совпадать со сроками его исполнения установленными законом или самим судом в решении.

КС может в своем решении указать лица и органы ответственные за исполнение решения но при этом таким правом не пользуется.

КС может самостоятельно контролировать исполнение своих решений. Этим занимается Секретариат который анализирует состояние дел по исполнению решений и причины неисполнения.

Секретариат представляет соответствующие отчеты судьям КС раз в полгода или год.

Кроме этого суд может поручить Секретариату подготовить информацию об исполнении одного или нескольких решений. В результате КС может обратится в суд к органам не исполнившим решение с требованием исполнения.

06 октября 2009г. один из судов субъектов принимает свое решение в ответ на решение от 21 апреля КС.

Правовые позиции КС:

Правовая позиция это фрагмент в мотивировочной части решения связанный с окончательными выводами суда (Гаджиев).

Правовая позиция это правовые представления КС общего характера как результат толкования судом конституции (Ветрук).

Правовая позиция это отношения КС к определенным правовому проблемам закрепленные в решение суда (Анишина).

Правовая позиция это итоговый вывод суда по разрешаемому делу (Хабриева).

ФКЗ говорит о том что правовые позиции судей должны быть свободны от политических пристрастий (ст. 29), о возможности пересмотра правовых позиций (ст. 73).

В некоторых решениях КС дается разъяснение что такое правовая позиция – к примеру, в правовой позиции КС излагает свое отношение к позиции законодателя или иного нормотворческого органа.

Правовые позиции могут быть разными:

Процессуальными, материальными.

Могут классифицироваться по отраслевому признаку.

Правовые позиции могут детализироваться в последующих решениях. Кроме этого КС может уточнять и развивать свою правовую позицию.

Правовые позиции могут содержаться в постановлениях и отказных определениях.

11.05. 2010.

Эффективность решений КС.

Проблема исполнения решений КС и их эффективности становится общей проблемой стран СНГ в первую очередь.

Причины:

1. Институт новый для наших стран

2. Функционирование этих судов в странах СНГ связано с рядом особенностей в отличие от иных стран, в частности определяются виды новых полномочий, создаются дублирующие полномочия других органов.

Прежде чем определять эффективность решений КС необходимо оценить характеристики этих решений.

Во-первых, решения КС являются обязательными, что закреплено в ст 79 ФКЗ, где сказано, что решение суда окончательно, не подлежит обжалованию, и вступает не медленно после его провозглашения. Кроме ФКЗ определяет, что решения обязательны на всей территории РФ, для всех представительных, исполнительных, судебных органов гос власти, органов МС, предприятий и учреждений, ДЛ, граждан и их объединений.!! Из этих правил нет никаких исключений, т.е решения КС обязательны для всех субъектов общественных отношений.!!!!

КС, вынося решение, наделяет их силой непререкаемости, что обуславливает, порождает, невозможность преодоления решения КС каким-либо иным решением какого либо иного гос органа.

Решение Кс не требует подтверждения к-л органов власти.

На сегодняшний день наметилась тенденция, в частности в странах СНГ, где решения должны быть подтверждены либо парламентом, либо чаще всего главой государства.

Окончательность решений адресована и самому КС, т.к он не может вернуться к ранее рассмотренному делу и пересмотреть его (это не касается изменения правовых позиций).

Необходимо различать действия и исполнение решений КС. Как сказано в ФКЗ решения КС действуют непосредственно, а это означает, что акты или их отдельные положения признанные неконституционными утрачивают юридическую силу, международные договоры не м/б ратифицированы, а судебные решения, основанные на неконституционных актах, не могут быть исполнены и подлежат пересмотру. Соответственно уполномоченные органы должны рассмотреть вопрос о принятии нового нормативного акта, либо о внесении в него изменений, с целью приведения в соответствии с конституцией.

В связи с изменениями 2001 года в статье 79 появилось требование для уполномоченных органов решить вопрос об отмене нормативного акта, признанного КС не соответствующим Конституции. ( Де факто НПА признан неконституционным КС, де юре он остается во всех базах, реестрах. Поэтому слово отмена здесь не уместно). Данное требование отмены неконституционного акта есть в статье 80. Данное положений ФКЗ должны толковаться только лишь как техническое требование, но не как право данных органов, подтверждать юридическую силу решения КС.

После принятия КС постановления «о дорожных фондах» от 15 июня 96 года в части неравного распределения бюджетных средств, а правительство попыталось повторить неконституционную норму, но в др законе – законе о бюджете. Было повторное обращения, и КС сказал, что его решения окончательно, и та норма не может быть перенесена в др закон.

Исполнение решений КС. В отличии от действия решения КС исполнение требует определенных действий от конкретных субъектов по изменению или прекращению общественных отношений. И в первую очередь это связано с необходимостью устранения пробелов в праве, вызванных признанием КС того или иного акта неконституционным. Исполнение решений КС это обязанность тех, кому адресовано это решение и иных субъектов отношений, т.е обязанность действующая непосредственно и действующая опосредованно. Это м/б органы власти ,принявшие акт, органы власти исполняющие этот акт, субъекты, детализирующие этот акт в своих решениях (суды), и т.д.

Исполнение решения КС порождает принятие новых нормативных актов, изменение дополнения действующих ,изменения правоприменительной практики, а также толкования тех или иных актов.

Функции исполнения возлагается как на участников КСПроцесса, так и на иные органы, лица, которые подпадают под реализацию соответствующих актов.

Нередко проблемы исполнения возникают в отношении иных органов и лиц, которые не были участниками процесса, в частности это субъекты РФ, это судебные органы и т.д

Определение КС от 19 апреля 2001 года КС обязал органы гос власти субъектов исходя из непосредственного действия решений КС выискивать, выявлять в своем законодательстве положения аналогичные тем, которые были признанны неконституционными и приводить их в соответствие.

Не всегда совпадают моменты вступления в силу решения КС и исполнения решения. Так как в соответствии с ФКЗ (ст 75) КС может определять порядок вступления решений в силу, а также порядок, сроки, и особенности его исполнении и опубликования. В частности КС пользуется данным правом по финансовым, налоговым вопросам.

В соответствии с ФКЗ решения судов и иных органов, основанные на актах, признанными неконституционными не подлежат исполнению и д.б пересмотрены, однако суды общей и арбитражной юрисдикции очень часто отказываются менять свою правоприменительную практику на основании решений КС.

Сегодня, говоря об эффективности решений КС, можно выделить несколько критериев эффективности, которые связаны с самим КС.

Во-первых, на сколько часто и полно КС определяет порядок, сроки и особенности исполнении своих решений (как часто применяется 75 статья)

Во-вторых, как часто КС вынужден обращаться к разъяснению своих официальных решений (таких становиться все больше).

В-третьих, от использования самим КС механизмов контроля за исполнением своих же решений. контроль за исполнением КС может осуществлять самостоятельно в определенных границах. В соответствии с регламентом эта деятельность возлагается на секретариат, который готовит периодические отчеты об исполнении ,выявляет причины неисполнения или ненадлежащего исполнении решений КС. В случае необходимости секретариат обращается к КС с вопросом о ненадлежащем исполнении решений, о необходимости привлечения к ответсвенности лиц, виновных в неисполнении и т.д. однако данными полномочиями КС не пользуется. В ФКЗ есть статья: последствия не исполнения решения, где сказано что в случае неисполнения, наступает ответственность установленная ФЗ.

За исполнением решений КС должны надзирать органы прокуратуры, органы юстиции ,а также суды общей юрисдикции. Но практике как таковой нет.

Тем не менее, решении КС обладают юридической силой, и в иерархи правовых актов занимают то место, которое занимает акт признанный конституционным или наоборот.

Решения КС имеют прецедентный характер. В разных правовых системах и даже в разных странах под прецедентом понимаются разные судебные решения. Официально или нормативно в РФ судебный прецедент не предусмотрен. Однако правотворческая деятельность судебных органов реально осуществляется и влияет на развитие права в целом. Действующая конституция не признает общеобязательного характера за разъяснениями пленумов ВС РФ и ВАС РФ, однако на практике общеобязательность таким разъяснениям придается. Эти разъяснении влияют на судебную деятельность нижестоящих судов. Поэтому фактически признается судебный прецедент данных разъяснений. КС по конституции дает общеобязательное нормативное толкование конституции ,признает неконституционные акты утратившими юридическую силу, тем самым за его решениями признается нормативный характер, а следовательно можно говорить о прецедентном характере решения КС, более того, в отличии от иных судебных решений решения КС распространяются не на конкретный случай, а на все аналогичные ситуации. Прецеденты в деятельности КС служат развитию всей правовой системы. Эти решения, вместе с правовыми позициями занимают особое место среди источников российского права.

КС нередко в постоянно меняющихся правоотношения вынужден обращаться к ранее принятым им самим же решениям. КС не может пересматривать ранее принятые решения, однако законодатель допускает возможность изменении правовых позиций КС. Основания для таких изменений является право суда выявлять не только букву ну и дух закона, на каждом новом этапе развития страны, экономики, общества. Поэтому суд вправе не пересматривая решение изменить правовую позицию а потом вернуться вновь к первой.

КС вправе при смене правовой позиции использовать ограничительное или расширительное толкование ранее использованных им позиций.

КСП в субъектах.

Процесс создания КУС начался в 1990 году. Но это был не суд, а ККН. Первые эти органы создали республики, но это были органы контрольные но не судебные. На сегодняшний день 53 (из 83 субъектов) основных законов субъектов предусматривают создание у себя К (уставных) судов, но только в 16 они созданы и реально функционируют:

1. Республика Саха Якутия

2. Бурятия

3. Тыва

4. Татарстан

5. Карелия

6. Северная Осетия Алания

7. Кабардино-Балкария

8. Чечня

9. Ингушетия

10. Мари Эл

11. Коми

12. Дагестан

13. Башкортостан

14. Уставный суд свердловской области

15. Санкт-Петербурга

16. Калининградской области

Действующее законодательство РФ определяет лишь право субъектов на создание К (У) судов. В частности, конституция предусматривает право субъектов защищать свои основные законы не указывая методы, способы защиты.

ФКЗ о судебной системе в ст. 27 определяет право на создание таких судов, предусмотрев что данные суды являются частью единой судебной системы, что они относятся к судам субъектов, что эти суды создаются и упраздняются законами субъектов, что они проверяют нормативные акты принятые ОГВ субъекта и ОМС на соответствие конституции, уставу, а также осуществляют толкование конституции, устава (т.е определены минимальные полномочия этих судебных органов). Кроме этого, ФКЗ установило, что решение этих судов не могут быть пересмотрены иными судами.

ФКЗ определил, что финансирование тих судов обеспечивается субъектами самостоятельно – этот вопрос вызывает споры, т.к в конституции сказано, что все суды РФ финансируются из федерального бюджета, не федеральные суды, а все.

Субъекты наделяют свои суды разными полномочиями, но в соответствии с решением КС от 2004 года.

На первом этапе субъекты самостоятельно регулировали не только статус судов, но и судей.

Сегодня статут судей определяется ФЗ о статусе судей РФ, и во-первых определены возрастные требования – это 25 лет, наличие стажа по юридической специальности 5 лет, наличие гражданства и образования. Кроме этого закон определяет общие параметры ответственности судей, прекращения полномочий, пенсионного и иного обеспечения.

В каждом субъекте ,где действуют К(У) суды есть свои законы, более того, в республике Саха-Якутия 2 закона- оКС и КСП.

Судьи уставного суда Свердловской области назначаются обл думой по представлению губернатора. Судьи избираются сроком на 12 лет и предельный возраст пребывания 65 лет. Решение КУС окончательны, обжалованию и пересмотру не подлежат, акты проверяются по содержанию норм, по форме акта, по порядку подписания, принятия, обнародования и вступления в силу. Обращения могут вносить губернатор, правительство, палаты законодательного собрания, уполномоченный по правам человека СО, ОМС, судьи федеральных судов действующие на территории субъектов, граждане, иностранные граждане и апатриды, если права последних нарушаются нормативным актом примененным или подлежащим применению в конкретном деле; прокурор СО, объединения граждан.

Областным законом предусмотрен пересмотр решений:

1. Если не учтены нормы устава СО

2. Если не учтена правовая позиция КС РФ

3. Если правовая позиция не соответствует ранее изложенным правовым позициям

4. Если был незаконный состав судей

5. Если подписано решение не теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела.

Пересмотр может инициировать:

1) Губернатор,

2) палаты законодательного собрания

3) Уполномоченный по правам человека

Взаимоотношения КС и К(У)С С:

КУС на равнее с иными судебными органами могут обращаться в КС РФ

КС не может пересматривать решения принятое КУС

КС занимается аналитикой, т.е сбором информации, но не контролем, по решением КУС.

КУС С приостанавливают рассмотрение дела если аналогичное дело рассматривается в КС РФ. КС может приостановить в этом же случае своего дела.

КУС С обязаны учитывать правовые позиции КС.

Не соглашаясь с решением КУС С заинтересованные лица, органы могут обратиться в КС РФ оспаривая тот же закон, но только на предмет соответствия К РФ.

Споры: м/ли КУС оценивать соответствие акта, принятого на территории субъекта К РФ. В большинстве регионов полагают, что КУС должен одновременно проверять и на соответствие К, предполагая что устав соответствует конституции. При этом следует учитывать, что в мотивировочной части м\б ссылки, рассуждения, но в постановляющей части только ссылка на нормы устава, или конституции области.

Решение 12 мая 2010 года!!! знать

Наши рекомендации