Требования, предъявляемые к судьям

Судья — государственное должностное лицо, уполномоченное в соответствии с законом осуществлять правосудие на профессио­нальной основе.

Судьей в нашей стране может быть физическое лицо, имеющее:

- гражданство Российской Федерации;

- высшее юридическое образование;

- определенный возраст (в зависимости от вида суда);

- стаж работы по юридической специальности (в зависимости от вида суда);

- не имеющее заболеваний, препятствующих назначению на долж­ность судьи;

- обязанное: сдать квалификационный экзамен;

- получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Кроме того, Закон о Конституционном Суде Российской Феде­рации, Закон о военных судах, Закон о мировых судьях устанавли­вают ряд других и дополнительных требований к кандидату на должность судьи соответствующего суда, а законом субъекта Феде­рации могут быть установлены дополнительные требования к кан­дидату на должность мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда данного субъекта Федерации.

Судья, впервые назначенный (избранный) на должность, при­носит в торжественной обстановке присягу следующего содержа­ния:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

В зависимости от видов действующих в Российской Федерации судов судейский состав классифицируется на судей федеральных судов и судей субъектов Российской Федерации.

Федеральные судьи:

—судьи Конституционного Суда Российской Федерации;

—судьи федеральных судов общей юрисдикции — Верховного Суда Российской Федерации, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, во­енных и специализированных судов;

—судьи арбитражных судов — Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Судьями субъектов Российской Федерации являются:

—судьи конституционных (уставных) судов субъектов Россий­ской Федерации;

— мировые судьи, являющиеся при этом и судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в судах предусматриваются следующие виды судей­ских должностей: председатель суда, первый заместитель председа­теля суда, заместитель председателя суда, председатель судебной коллегии, председатель судебного состава, судья-секретарь прези­диума суда, судья.

Законом о статусе судей закреплено, что все судьи в Российской Федерации, в каком бы суде, в какой бы должности они ни рабо­тали, обладают единым статусом.

Правовой статус судьи означает обусловленную профессиональным предназначением, правовой ролью судьи совокупность предусмотренных законодательством его прав и обязанностей, требований, предъявляемых к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к уго­ловной, дисциплинарной и иной юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанно­стей. Составляющие правовой статус судьи элементы закреплены в законах о Конституционном Суде Российской Федерации, о стату­се судей, о военных судах, о мировых судьях, об арбитражных судах и в ряде других правовых актов.

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Наряду с обозначением единого статуса судей закон устанав­ливает особенности правового положения некоторых категорий судей: в зависимости от вида суда — судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей военных судов, мировых судей; в зависимости от занимаемой должности в суде. Так, например, статья 62 Закона о статусе судей определяет председателям и за­местителям председателей судов дополнительно к единому стату­су судей полномочия по организации работы суда.

2.Требования, предъявляемые к присяжным и арбитражным заседателям:

Присяжным заседателем может быть лицо, имеющее гражданство Россий­ской Федерации; включенное в списки кандида­тов в присяжные заседатели, составленные на основе списков избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме, а также достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; дееспособное; не имеющее судимости и не состоящее на учете в нарко- или психоневрологическом диспансере в связи с лечением.

Основные этапы составления общего и запасного списков кандидатов присяжные заседатели.

1.В соответствии со статьями 4—8 Закона о присяжных заседателях Председатель областного суда не позднее чем за три месяца до исте­чения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели предыду­щего списка (либо в случае изменения и дополнения) вносит главе областной администрации представление о необходимом для работы суда числе присяжных заседателей.

2. Областная администрация, исходя из существующей пропорции числа жителей каждого района и города области, устанавливает число граждан, которых необходимо включить в списки присяжных заседате­лей от соответствующего района или города, о чем сообщает главам районных и городских администраций

3. Районная (городская) администрация или иной исполнительно-распорядительный орган муниципального образования:

• составляет список кандидатов в присяжные заседатели на основе списков избирателей (согласно Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы») путем случайной выборки из числа граждан, постоянно проживающих в соответствующем районе (городе) области. При этом из числа отобранных граждан исключают­ся лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответ­ствии с частью 2 ст. 3 Закона о присяжных заседателях;

• извещает население соответствующего района (города), уведомляет граждан, включенных в этот список, о составлении списка кандида­тов в присяжные заседатели и в течение двух недель после этого предоставляет им возможность ознакомления со списком, рассматри­вает поступающие письменные заявления об исключении из списка, его уточнении;

• уточненный список кандидатов в присяжные заседатели, подписан­ный главой районной (городской) администрации, представляется в областную администрацию

4. Областная администрация:

• составляет на основании поступивших от районных и городских администраций списков кандидатов в присяжные заседатели общий список кандидатов в присяжные заседатели области, который подпи­сывается главой областной администрации и скрепляется печатью;

• публикует общий список в средствах массовой информации соответ­ствующих районов и городов для сведения населения;

• не позднее, чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели предыдущего списка направляет новый общий список кандидатов в присяжные заседатели в областной суд.

В соответствии со статьями 4, 10 Закона о присяжных заседателях Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения лица из списка кандидатов в присяжные заседатели, суд сообщает об этом областной администрации

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока — на все время рассмотрения этого дела

Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобран­ные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели ввиду исключительных обстоятельств, указанных в статьях 3 и 7 Закона о присяжных заседателях, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании

Контрольные вопросы:

1. Какие требования предъявляются к кандидату на должность судьи: районного суда, областного суда, военного суда, Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации?

2. Кто не может быть присяжным заседателем?

3. В каком порядке судьи наделяются полномочиями?

4. Возможно ли привлечение судей к дисциплинарной ответст­венности?

5. Ограничивает ли закон срок полномочий судьи?

6. Каковы основные этапы составления общих списков при­сяжных заседателей?

Наши рекомендации