Правила создания нормативных правовых актов 4 страница

Содержание юридических презумпций, т.е. предполагаемых и соответствии с ней юридических фактов, является особой формой выражения объективной социальной необходимости, из которой субъекты правоотношений должны исходить для того, чтобы их по ведение носило позитивный с социальной точки зрения характер Суть такого предписания состоит в указании иметь изначально он ределенные установки, определенное личное отношение к право значимому положению, представление о его желательном состоя нии. Желательность таких предположений подтверждена жизнен ной практикой. Они представляют собой наиболее оптимальные условия для достижения целей правового регулирования. По этой причине субъектам правоотношений вменяется в обязанность без доказательств принимать презюмируемый факт за истину — доста точно отсутствия доказательств обратного.

В качестве примера общеправовых презумпций можно привести презумпцию истинности судебного решения, презумпцию истинно сти и правового характера закона, презумпцию законности и обос нованности правоприменительного акта органа государственной власти, презумпцию правосубъектности организации, презумпцию действительности договора. А вот всем хорошо известная и даже зафиксированная в действующей российской Конституции (в ст. 49) презумпция невиновности общеправовой вовсе не является, она является отраслевой, так как относится только к уголовному праву (ибо в ней речь идет об обвинении в совершении преступления). В гражданском праве существуют прямо противоположные пре зумпции — презумпция виновности причинителя вреда и презумн ция виновности владельца источника повышенной опасности, при чинившего ущерб. В числе иных отраслевых презумпций можно

выделить презумпцию увеличенной опасности преступною деяния, совершенного при рецидиве преступления (уголовное право), пре- |умпцию отцовства детей лица, являющегося супругом их матери на момент зачатия, и некоторые другие.

Главным функциональным назначением презумпций является внесение стабильности, устойчивости и, что самое главное, опреде­ленности в правовое регулирование, в работу правовой системы. Презумпции вносят ясность в разрешение юридических дел, ПОЗВО­ЛЯЮТ оперативно и в то же время оставаясь в русле права обойти юридические тупики, когда конкретная ситуация, конкретная про­блема, казалось бы, не имеет правового решения. Правовые пре- |умпции убыстряют правоприменительный процесс, позволяя без ущерба для права, для основополагающих интересов общественной •кизни и развития экономить время, затрачиваемое для разрешения юридических казусов[74].

V. Правовые фикции.Фикция в переводе с латыни — выдумка, вымысел, нечто реально не существующее. Правовая фикция пред­ставляет собой правозначимое положение, фактически не сущест­вующее, но которое должно по воле законодателя всеми участни­ками правоотношений восприниматься как истинное, реально имеющее место. Правовая фикция является особым регулятивным приемом, который заключается в том, что действительность подво­зится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вооб­ще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой форму­лы сделать определенные выводы. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фик­ция противостоит истине, но принимается за истину. «Фикция — по способ формулирования права, при котором юридическая си- |уация создается при незнании или явном и добровольном проти­воречии с конкретной естественной реальностью... Таким образом, фикция является юридическим образованием, противоречащим ре­альности, но сознательно используемым для достижения ряда юри­дических последствий или желательных судебных решений. Можно с казать, что применение фикций ведет к закреплению вымысла в праве и является ложью во благо»[75].

В современном российском праве фикции применяются срав­нительно редко. Примеров отечественных юридических фикций можно привести сравнительно немного. Например, в граждан­ском праве достаточно большую роль играет институт признании человека умершим. Смерть человека для того, чтобы повлечь и собой гражданско-правовые последствия, должна быть подтвср ждена формально. Однако в некоторых случаях и при отсутствии закрепленных законодательно обстоятельств, подтверждающп\ смерть человека (медицинское заключение о смерти, выданное органами загса свидетельство о смерти, запись в книге актом гражданского состояния), участникам гражданских правоотно шений предписывается вести себя так, как будто такие обстоя тельства есть. Другой пример — институт усыновления. В уело виях, когда между участниками правоотношений нет кровной связи, предписывается считать, что эти субъекты выступают как родители и дети.

Фикции оказываются востребованы в случае невозможности эффективно урегулировать очень сложные и неоднозначные фак тически существующие общественные отношения, заходящие II тупик, в непреодолимые противоречия. Фикции устраняют неон ределенность в правовой регламентации социальных процессов и явлений, упрощая предмет такого регулирования. Этот вид пред­писаний используется для сокращения хода и объема правовой деятельности (особенно правовой оценки существующего поло жения), облегчает установление юридически значимых обстоя тельств в условиях невозможности установить их формально Юридические фикции помогают упростить понимание сути пра воотношений и делают их регламентацию более устойчивой и стабильной.

VI. Правовые аксиомы.Правовые аксиомы представляют собой положения, которые предписывается воспринимать как не требую щие доказательств и не допускающие сомнения самоочевидные ис тины. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это простейшие юридические суждения эмпи рического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой. Пожалуй, это самый редкий вид нормативно-правовых предписаний. В отечественной законотворческой практике они ис пользуются мало, учеными-правоведами внимания им уделяется еще меньше.

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жш нью данные. В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разреше но, всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемою; люди рож- /инотся свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же право­нарушение; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправды- ипп правонарушения; один свидетель — не свидетель; если обви­нение не доказано, обвиняемый оправдан; показания взвешивают, I не считают; тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных; правосудие укрепляет государство; власть существует только для тора; и др.

1} действующем законодательстве юридические аксиомы найти фудно, большинство из них сосредоточены в Конституции. Это 1 низано с необходимостью придания этому виду нормативных предписаний абсолютного характера. Кроме того, аксиомы из всех общих предписаний являются наиболее общими, абстрактными. По (моейформе и роли, которую играют в функционировании право- II) и о механизма, они близки к декларативным положениям, играя роль промежуточного звена между ними и принципами правового Iм-1 улирования. В качестве примера можно привести закрепленные и ст. 45 Конституции РФ правила о том, что каждый может защи­щать свои права и свободы всеми не запрещенными законом спо- | обами, а также о том, что государственная защита прав и свобод ченовека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Другим примером юридической аксиомы, влияющей на все право- иоерегулирование в целом, является зафиксированное в ст. 54 Конституции России положение о том, что никто не может нести шиетственность за деяние, которое в момент его совершения не нанялось правонарушением, а закон, устанавливающий более суро­вую ответственность, не может иметь обратной силы. В качестве отраслевых аксиом можно рассматривать играющее огромную роль и процессуальных отраслях права предписание о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ), или выступающее одной п I основ уголовного права положение о том, что никто не может ныть осужден за одно и то же преступление дважды (сг. 50 Консти- 1УНИИ России).

Аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познава- п-ньную роль. Они необходимы для стабильности правового регу­лирования. В результате использования правовых аксиом юридиче- кое воздействие на общественные отношения становится более компактным и экономичным по объему, упрощая его и приближая к всеобщему пониманию и признанию.

Нормативные правовые предписания, непосредственно регли ментирующие отдельные акты поведения участников правоотмо шений (конкретные предписания), представляют собой формул и рование строго определенной модели поведения, которой ДОЛЖНО придерживаться, которая является обязательным образцом дли определенной категории субъектов социальных процессов в опре­деленной ситуации. Они дают непосредственные инструкции, ко торым должно следовать при определении правозначимых постуи ков, определяя их позитивный с точки зрения общественных ИИ тересов характер.

Эта категория положений законодательства логически связана г исследованными выше общими положениями и действует С НИМИ И комплексе. Количественно именно конкретные предписания СО ставляют большинство среди положений законодательства.

В отечественном законодательстве используются следующие основные виды конкретных нормативно-правовых предписаний, непосредственно регламентрующих поведение участников право отношений.

I. Императивные предписания.Они закрепляют такой вариат поведения физических или юридических лиц, которому они обя заны неукоснительно следовать. В случае использования в норма тивном правовом акте этого вида предписаний собственное мне ние их адресатов по поводу правозначимого поведения не имсо значения для определения предписываемого акта поведения. Этим субъектам вменяется в обязанность, не внося коррективов, не от ражая в своем поведении собственных представлений о возможно стях вести себя определенным образом, просто выполнять закреп ленные в законодательстве веления. Для этих предписаний харак терен жесткий приказной характер. Не допускаются отступления от предписываемого варианта поведения, а также различные его трактовки.

Использование императивных правовых предписаний пред почтительно при изложении и закреплении в действующем зако нодательстве норм публично-правового характера, т.е. регламеп тирующие отношения, напрямую затрагивающие основопола гающие интересы жизни и развития общества и государства и целом. Не случайно одной из отличительных черт отраслей пуб личного права (к числу которых можно отнести, например, уго ловное право, конституционное право, административное право) является преобладание в методологии осуществляемого им регу-

литивного воздействия императивных приемов и способов, им­перативных, жестко приказных предписаний. Это, конечно, не імпачает, что императивные предписания не могут использовать­ся при составлении нормативных правовых актов, посвященных выражению и формальному закреплению частноправовых норм 1п;тример, приказные предписания можно встретить и в дейст­вующем Гражданском кодексе РФ, и в действующем Семейном кодексе РФ), но в этом случае они носят вспомогательный харак- I«р. Практика показывает, что злоупотребление импераі мвмыми предписаниями в рамках регулирования частными правоотноше­ниями может привести к весьма печальным последствиям п для субъектов этих правоотношений, и для общих интересов, и для правового механизма[76].

Императивные предписания могут выражаться в форме веления пли запрета.

Предписания-запреты обязывают субъектов регулируемых обще­ственных отношений в определенных, гипотезой выражаемой нор­мы случаях придерживаться пассивного варианта поведения, сохра­нять бездействие. Такие предписания используются для того, ч тобы іаконсервировать существующее положение. Это наиболее простой п интеллектуально доступный для осознания вид нормативных пра­вовых предписаний. Основная его цель — предотврати ть возмож­ный нежелательный для личности и для общества вариант поведе­ния. Предписания-запреты предполагают использование слов «за­прещается», «не допускается», «не может» и т.п. Например, п. I ст. 10 действующего Гражданского кодекса РФ уетапавливаеі: «Не попускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляе­мые исключительно с намерением причинить пред другому лицу, а ілкже злоупотребление правом в иных формах. Не допускается ис­пользование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а ілкже злоупотребление доминирующим положением на рынке». Статья 58 Трудового кодекса РФ закрепляет следующий запрет: •■Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях ук­лонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопре­деленный срок».

Императивные предписания-велении закрепляют обязанность адресатов придерживаться активного варианта поведения, совер-

правила создания нормативных правовых актов 4 страница - student2.ru

шения определенных действий. Они, как правило, достаточно просты для усвоения, однако все же более сложны интеллектуал!, но, нежели описанные выше запреты, особенно если такие веле­ния структурно неоднородны, содержат какие-либо условия со вершения действий или же предполагают совершение нескольких взаимосвязанных поступков. Для таких обязывающих предписа ний характерно использование формулировок «должен», «обязан- «надлежит», «необходимо» и т.п. В качестве примера можно при вести п. 7 ст. 2 Федерального закона «Об акционерных общее! вах», устанавливающего: «Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения»; или п. 3 ст. 4 Феде­рального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», которым закрепляется: «Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адре­са орган, осуществляющий государственную регистрацию юриди ческих лиц».

Как уже отмечалось выше, императивные предписания ж- предполагают возможности воздействия на выбор правозначимот варианта поведения участников общественных отношений их во ли, их желаний и устремлений. Но остальные конкретные предпи сания такую возможность предполагают, устанавливая только 01 раничения для свободы выбора субъектов правового регулироиа ния. Применение неимперативных предписаний, которые будут исследованы ниже, предполагает, что законодатель предоставляа их поведению большую степень автономности. Такие предписа ния, не имеющие императивного характера, больше подходят для выражения норм, принадлежащих к системе частного права (хотя, конечно, императивные нормы для этого также используются, хо тя и реже).

II. Управомачивающие предписаниясодержат несколько (дни или более) возможных вариантов поведения участников регул и руемых отношений и предписывают им сделать выбор одного и > этих вариантов. Для таких предписаний характерна формулирон ка «имеет право» (которым адресат может по своему усмотрению воспользоваться или нет) или же исчерпывающий перечень воз можных вариантов действий (бездействий). В качестве пример;! можно привести п. 1 ст. 334 Гражданского кодекса РФ, устанаи ливающий: «В силу залога кредитор по обеспеченному залогом

правила создания нормативных правовых актов 4 страница - student2.ru

і и жительству (залогодержатель) имеет право в случае неиспол- 1и ния должником этого обязательства получить удовлетворение їй стоимости заложенного имущества преимущественно перед иругимикредиторами лица, которому принадлежит это имущест- N0 (залогодателя), за изъятиями, установленными законом»; или Ь, 28 Семейного кодекса РФ, предоставляющую определенным пнегориям лиц право требовать (или не требовать) признания (ірака недействительным.

Из всех правовых предписаний, не имеющих императивного ха- I ■ 11 гера, управомочивающие являются самыми жесткими, носящи­ми наименее либеральный характер, они предполагают наимень­шуюсвободу выбора для субъектов правоотношений. Вслучае их м. пользования свобода выбора оказывается весьма невелика — игаком предписании содержатся готовые модели поведения (при­чім, как правило, закрытый их перечень) и указание о необходимо- | пі сделать выбор одного из них.

III. Диспозитивные предписанияпредоставляют участникам пра- шютношений большую свободу воли при выборе варианта право- шачимого поведения. Они предоставляют возможность сторонам ' состоятельно, по собственному усмотрению, устанавливать вза­имные права и обязанности в рамках, установленных законом. То IV п, суть такого предписания — установление ограничений для сво- Ги 1лы адресатов правового веления самостоятельно определять свою 'ігнтельность по принципу «разрешено все, что не запрещено». Эти юридические ограничения представляют собой выражение общест­ва шых и государственных интересов, которые, как можно сделать мымод, затрагиваются регламентируемыми общественными отноше­ниями и процессами.

Для диспозитивных предписаний характерно указание на пол­ную свободу участников определенных правоотношений в опреде- ІСПИИ своего поведения в рамках закона (в этом случае указание на імраничения может содержаться в иных положениях того же норма- I іншого правового акта или вообще в ином акте законодательства). Нпрочем, допустимо также специальное перечисление таких юри­дических ограничений свободы — с указанием того, что этот пере­ченьявляется закрытым. Возможно и совмещение этих методов, мня на практике такие случаи редки.

Диспозитивной, например, является норма ст. 570 ГК РФ, ко­трая устанавливает, что, если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары

переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качесш» покупателей, одновременно после исполнения обязательств пере дать соответствующие товары обеими сторонами. Примером диен» зитивных предписаний может послужить также ст. 421 Граждански го кодекса РФ, закрепляющая свободу заключения договора с уел» вием непротиворечия заключенных договоров действующему рік сийскому законодательству, или ст. 7 Семейного кодекса РФ, уст навливающая: «Граждане по своему усмотрению распоряжакти принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отнопи ний (семейными правами), в том числе правом на защиту >ш< прав, если иное не установлено настоящим Кодексом. Осуществи ние членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанно­стей не должны нарушать права, свободы и законные интеро 11 других членов семьи и иных граждан».

Конкретные предписания, ПОМИМО перечисленных выше, В 01 г чественной законодательной практике используются достаючій редко и носят, как правило, вспомогательный характер (в свят ■ чем они чаще встречаются в подзаконных нормативных правопы« актах).

IV. Рекомендательные предписанияопределяют варианты нан(>» лее желательного с точки зрения законодателя, но необязательны» варианты поведения участников регламентируемых нормативным правовых актом участников правоотношений. Выбор адреса:им предписания такого направления их деятельности законодатели’! ни приветствуется, но в обязанность не вменяется.

Рекомендательные предписания используются для информир» вания субъектов правового регулирования о том их правозначим»м поведении, которое соответствует социальным интересам, но в сиг тех или иных причин не может быть определено как общеобя ИИ тельное. При использовании этого вида предписаний применяют! формулировки «рекомендуется», «целесообразно» и т.п.

Примерами рекомендательных предписаний могут послужи і і. п. 1.6 Положения о кураторах кредитных организаций (утверждічи' Постановлением ЦБ РФ от 7 сентября 2007 г. № 310-П), устаппи ливающий: «В случае если за куратором закрепляется кредитним организация, являющаяся головной кредитной организацией Они ковской группы, то рекомендуется закреплять за ним и другий кредитные организации данной группы, надзор за которыми <н \ ■ ществляет данное территориальное учреждение Банка России или п. 4.1 Правил дорожного движения (утвержденных Поста) їси лением Правительства России от 23 октября 1993 г. № 1090), уг пошаливающий: «При движении по обочинам или краю проезжей ■сти в темное время суток или в условиях недостаточной ВИДИ­МОСТИ пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со све- ниюзвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств»; п. 3.3 и 3.4 Ветери- нприых правил содержания птицы на личных подворьях граждан и нищеводческих организаций открытого типа (утверждены Прика- юм Минсельхоза России от 3 апреля 2006 года № 103), устанавли-

... шцие: «В каждом помещении для содержания птицы на подво-

і'і.і- окна, двери, вентиляционные отверстия рекомендуется обору- м'нать рамами с сеткой во избежание залета дикой птицы. Посе­щение помещений для содержания птицы посторонними лицами нг рекомендуется»

V. Предписания-стимулысодержат указание на меры матери- III.його, морального и иного поощрения субъектов правоотно­шений, действовавших определенным образом, подчинивших июе поведение определенным в предписании правилам. Этот нм і законодательных положений предполагает предоставление иргинами государственной власти (или иными уполномоченны- мн субъектами) определенного вознаграждения за одобряемую Мк'ударством и обществом полезную для них деятельность уча- н пиков правоотношений. Такая стимулируемая правом дея- и'щ.пость может заключаться в добросовестном выполнении оГнпанностей, либо в достижении результатов, превосходящих ньмчные требования, либо в действиях социально полезных, но Вменение которых в обязанность невозможно (например, со- |н ршение подвига, поступка социально полезного, но сопря- *і иного с опасностью для жизни). Предписания-стимулы при­чины подводить юридическую базу под поощрения творческой Н социальной активности людей.

Ктаким предписаниям относятся законодательные положения " государственных наградах, о присвоении почетных званий, о |М1 июго рода премиях и т.д. Характерной особенностью их формы ■німнется формулирование основания для поощрения, в чем выра­зится общественно полезное поведение. В качестве примера в и'ні гвующем российском законодательстве можно привести по- т кгиия п. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гра-

• миской службе в Российской Федерации», устанавливающего і ні тему дополнительных стимулирующих выплат — за работу го- 1?у царственных служащих в особых условиях, или положения ста- IVюн государственных наград России (закрепленные, например,

указом Президента Российской Федерации «О государственны1, наградах Российской Федерации» от 2 марта 1994 г. № 442), или положения п. 1 указа Президента России № 549 «О дополнителі. ных гарантиях социальной защищенности работников органов су дебной власти», устанавливающего: «Предоставить право предо- дателям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Ар витражного Суда Российской Федерации устанавливать судьям указанных судов надбавки к должностным окладам за сложное п, напряженность, высокие достижения в труде и специальный ре жим работы в размере 50 процентов должностного оклада». Впро чем, чаще такие предписания можно встретить в актах делегиро ванного законодательства.

VI. Предписания — нормативные требования(технико-эконо мические, экологические и другие нормативы). Это, пожалуїі самый специфический и самый редкий вид нормативных право вых предписаний. В них выражаются и нормативно закрепляются в качестве общеобязательных норм численные требования к ра» ЛИЧНЫМ формам деятельности людей (хозяйственной, ТЄХНИЧІ' ской, финансовой и др.), а также к результатам такой деятельно сти. Законодательное закрепление бывает необходимо в отноше нии нормативов, являющихся важными для тех или иных общо ственных процессов, определяющих социально значимые виды деятельности, затрагивающих основополагающие интересы жи і ни и развития общества.

Как правило, легальные нормативы размещаются в специаль ных приложениях к нормативным правовым актам. Там излаїа ются либо численные выражения, либо методика их вычислении (коэффициенты и способы расчета исходя из них числовых зна чений).

10.2. Структура нормативного правового акта

В числе технических правил создания нормативно-правового акта сначала следует изучить правила структурирования нормативно правового акта, определяющие его внешний вид, внутреннюю сис тему и соотношение основных структурных единиц.

Правила структурирования нормативно-правового акта доста­точно хорошо изучены и проработаны отечественными исследова телями и нашли воплощение в законодательстве и в специальных технических указаниях и рекомендациях.

Оформление нормативно-правового акта единым текстом неце­лесообразно, так как в этом случае возникают большие трудности с Vi поением смысла его предписаний и механизма его действия. По- ному в отечественной практике акты законодательства традицион­но имеют определенную структуру, которая и позволяет его выра- пггь логически стройно и системно. Такое деление четкообозпача-

■ I каждое конкретное правовое предписание. Разбивка норматив­но правового акта на системно-структурные составляющие значи- и кьно облегчает пользование им, улучшает и систематизирует его внутреннее построение, делает возможным применение ССЫЛОК, помогает ориентироваться в нормативном материале. Рубрикация нормативно-правового акта делает его более эффективным, упро­щает его систематизацию, производство ссылок, улучшаем внут­реннее построение акта, способствует соблюдению требований к ею логике и стилю.

В мировой законотворческой практике наблюдается довольно Пестрая картина структурирования актов законодательств Приме­няется множество самых разнообразных систем рубрикации, ис­пользуются разнообразные виды структурных составляющих зако­нов и (особенно) подзаконных актов: части, главы, разделы, титу­лы, книги, статьи, параграфы, пункты, абзацы и др.

К настоящему моменту в России фактически сложилась мето­дика структурирования нормативно-правовых актов, определена I истема их структурных составляющих. При создании нормативно правовых актов в России применяются следующие с труктурные единицы (по нисходящей):

• часть;

• раздел (подраздел);

• глава;

• статья.

1. Первичной структурной единицей закона является статья

■ своего рода гнездо, узел регулятивного воздействия Вся структура 1,1 кона основана на статьях, которые служат основой для всех ос- ыльных составляющих. Статья служит главным инструментом вы­ражения смысла нормативных правовых предписаний, в статье на­ходят свое выражение юридические нормы. ')то функциональное назначение определяет основные требования к формулированию статей законов и подзаконных актов.

В подзаконных нормативно-правовых актах аналогом статьи, основной смысловой ячейкой, клеточкой является пункт, кок» рый несколько менее заметно выделен. Иных структурных со ставляющих, кроме пунктов, в подзаконных актах применять //с следует.

Статьи не только служат для структурирования текста норма тивно-правового акта. Статья (в подзаконных актах — пункт) слу жит главным средством выражения правовой нормы, в ней форму лируется государственно-властное веление, общеобязательное дли исполнения. Поэтому статьи служат только для выражения норма тивных предписаний, нецелесообразно в них выражать положении декларативного характера, не пригодные для непосредственною регулирования общественных отношений, — пожелания, цели и мотивы издания акта, примеры из практики, анализ положения дол по регулируемому вопросу и т.д. Недопустимо также формулироиа ние в статьях призывов, констатирование неудовлетворительного положения дел по тем или иным вопросам, приведение примером неправильной практики и объяснение ее причин. Для всего этого существует преамбула, смешение подобных положений с регуля тивными предписаниями ведет к нарушению системности правоно го воздействия законодательства, нарушает логику нормативно-пра вового акта.

Не следует также формулировать в статьях (пунктах) норматим но-правового акта индивидуальные властные предписания (поручо ния, предписания и др.), не несущие собственно нормативной на грузки. Ненормативные предписания, регулирующие конкретный акт поведения конкретных, строго определенных участников общо ственных отношений, предназначены для одноразового исполнен ни и после такого исполнения теряют смысл. Их смешение с норма тивными предписаниями приводит к нарушению структурной цело сти закона, в тексте которого эти ставшие бессмысленными поло жения сохраняются. Поэтому все необходимые в связи с принятием нормативно-правового акта оперативные поручения (о назначении исполнителей, о принятии конкретных мер к исполнению и др.) целесообразно выражать в специальном постановлении о введении этого акта в действие или же, если это неизбежно, в отдельны»! структурных составляющих.

Каждая статья нормативно-правового акта представляет собоП нечто единое, выражает единую законченную мысль в полном объеме. Смешение в этом структурном кирпичике нескольких смысловых комплексов, нескольких регулятивных предписании недопустимо. Такое концентрирование разнородных предписа­нии в одной статье (осуществляемое, обычно в целях уменьше­ния числа статей) влечет нарушение смыслового единства акта, целостности и последовательности выраженных в нем предпи-

Наши рекомендации