Тема 53. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

План лекционного занятия:

1. Право на фирменное наименование.

2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания.

3. Право на наименование места происхождения товара.

4. Право на коммерческое обозначение.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание права на фирменное наименование.

2. Раскройте содержание права на товарный знак и права на знак обслуживания.

3. Как определяется приоритет товарного знака?

4. Каков знак охраны товарного знака?

5. Каков знак охраны наименования места происхождения товара?

6. Каковы основания для отказа в государственной регистрации товарного знака?

План семинарского занятия:

1. Право на фирменное наименование.

2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания.

3. Право на наименование места происхождения товара.

4. Право на коммерческое обозначение.

Примерные темы рефератов и докладов:

1. Право на товарный знак.

2. Право на знак обслуживания.

3. Государственная регистрация товарного знака.

4. Распоряжение исключительным правом на товарный знак.

5. Право на наименование места происхождения товара.

Контрольные тесты по теме:

Выберите наиболее правильное утверждение:

Исключительное право на фирменное наименование действует:

1. в течение десяти лет;

2. бессрочно;

3. до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание;

4. до момента исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы:

1. словесные комбинации;

2. ноу-хау;

3. произведения литературы;

4. произведения науки.

Исключительное право на товарный знак действует:

1. в течение десяти лет;

2. бессрочно;

3. до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание;

4. до момента исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

Обладателем исключительного права на товарный знак могут быть:

1. любые субъекты гражданских правоотношений;

2. только юридические лица;

3. юридические и физические лица;

4. юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара проводится в течение:

1. трех месяцев со дня ее подачи;

2. месяца со дня ее подачи;

3. двух месяцев со дня ее подачи;

4. десяти дней со дня ее подачи.

Формальная экспертиза заявки на товарный знак проводится в течение:

5. трех месяцев со дня ее подачи;

6. месяца со дня ее подачи;

7. двух месяцев со дня ее подачи;

8. десяти дней со дня ее подачи.

Свидетельство на товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение:

1. десяти дней со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков;

2. двадцати дней со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков;

3. тридцати рабочих дней со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков;

4. месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение:

1. месяца;

2. двух лет;

3. пяти лет;

4. года.

Какие из приведенных ниже географических указаний являются наименованиями мест происхождения товаров:

1. шампанское;

2. вино Бордо;

3. оренбургский платок;

4. пиво.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует:

1. в течение десяти лет;

2. бессрочно;

3. до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание;

4. до момента исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

Задачи

Задача № 1. Часовой завод обратился в арбитражный суд с иском о пресечении нарушений прав на товарный знак к комиссионному магазину, выставившему на продажу часы, имеющие изображение его товарного знака, производителем которых завод не является. Возражая против заявленных требований, ответчик пояснил, что он не является изготовителем часов, а только занимается их реализацией. Какое решение должен вынести суд? Задача № 2. Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о защите прав на товарный знак путем удаления его из печатной продукции. В качестве товарного знака зарегистрировано обозначение из двух слов, одно из которых является охраняемым элементом. Подлежит ли данное требование удовлетворению?Задача № 3. ИП обратился в федеральный орган исполнительной власти с заявлением о регистрации товарного знака. В качестве знака выступал флаг, на котором была изображена производимая им продукция. Ему было отказано в регистрации на том основании, что флаг не может быть товарным знаком.Правомерен ли данный отказ?

Задача № 4. Изготовитель заменителя сахара обратился в арбитражный суд с иском о нарушении прав на товарный знак к товариществу с ограниченной ответственностью, поскольку на складе ответчика хранится аналогичная продукция, маркированная товарным знаком, зарегистрированным на имя истца для товаров данного класса.

Ответчик сослался на то, что он не является производителем товара, а только предоставил склады для его хранения.

При разрешении спора было установлено, что ответчик направил нескольким магазинам розничной торговли проекты договоров купли-продажи данного заменителя сахара.

Разрешите спор по существу.

Задание:Задание № 1. Составьте проект договора об отчуждении исключительного права на товарный знак.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

2. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп. от 20.02.1996 г., 12.08.1996 г., 24.10.1997 г., 8.07.1999 г., 17.12.1999 г., 16.04.2001 г., 1505.2001 г., 26.11.2001 г., 21.03.2002 г., 26.11.2002 г., 10.01.2003 г., 26.03.2003 г., 11.11.2003 г., 23.12.2003 г., 29.06.2004 г., 29.07.2004 г., 2.12.2004 г., 29.12.2004 г., 30.12.2004 г., 21.03.2005 г., 9.05.2005 г., 2.07.2005 г., 18.07.2005 г., 21.07.2005 г., 3.01.2006 г., 10.01.2006 г., 2.02.2006 г., 3.06.2006 г., 30.06.2006 г., 27.07.2006 г., 3.11.2006 г., 4.12.2006 г., 18.12.2006 г., 29.12.2006 г., 30.12.2006 г., 26.01.2007 г., 5.02.2007 г., 6.12.2007 г.). М.: Эксмо, 2008.

Специальная литература

1. Гражданское право: В 4 т.: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2006.

2. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. – 4-е изд. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

3. Гражданское право. Учебник для вузов. В двух частях. / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало и В.А. Плетнева. М.: НОРМА, 2004.

4. Гуев А.Н. Гражданское право: Учебник. Ч. 1, 2, 3. М.: ИНФРА – М., 2003.

5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, (постатейный). 3-е изд., испр. и доп. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2006.

6. Пиляева В.В. Гражданское право: Общая и особенная часть: Учебник. М.: Кнорус, 2004.

7. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: «Статус», 1997.

Периодическая литература

1. Бузанов В.Ю. Правовой режим коммерческих обозначений // Законодательство. 2002. № 8.

2. Бузанов В. Право на фирму как объект гражданского оборота // Хозяйство и право. 2002. № 8.

3. Данилина Е., Носова И. Неиспользование товарного знака по независящим от правообладателя обстоятельствам // Хозяйство и право. 2007. № 11.

4. Сенников Н.Л. Способы защиты прав интеллектуальной промышленной собственности // Гражданское право. 2006. № 3.

Наши рекомендации