Правовое положение, подведомственность и виды Ор, рассматривающих дела об А правонарушениях
КоАП устанавливает 67 субъектов адм юрисдикции фед уровня, в отл от КоАПа РСФСР, кот устанавливал лишь 43. Подобное увеличение обусловлено возрастанием предусмотренных КоАП составов А правонарушений.
Суды, Ор и д\л, уполномоченные рассм дела об адм правонарушениях:
· Суды(С.)
Дела, подведомственные С, делятся на 2 группы:
- Дела, кот м рассм-ся т С (более 160 статей, в кот названы правонарушения, рассматриваемые т судьей. Судьями рассм значит количество составов правонарушений, посягающих на права граждан, на здоровье, санит-эпидемиологич благополучие населения, в обл охраны собственности, связи и инф, предпринимат д-ти, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, посягающих на институты гос власти, на обществ порядок, обществ безопасность, против порядка управления…). Устанавливая исключит подведомственность таких категорий правонарушений судьям, законодатель руководствовался прежде всего принципами профессионализма и объективности. Квалификация судей, их независимость, более совершенная процедура рассмотрения дел позволяют обеспечить высок уровень правосудия.
- Дела, кот м рассм-ся С \ иными Ор и д\л (почти 100 статей КоАП, дела о нарушениях кот рассматриваются в суд порядке, если ДЛ\ коллегиальн Ор, к кот поступает дело, передает его на рассмотрение судье
Л, составляющее протокол – в С, если считает необх применение т Н, кот м назначить т С. Но С не связан позицией Л, составляющего протокол – м назначить люб Н
Внутри С сис-мы следующее распределение дел. По общему правилу – дело подведомственно мировому судье. Но если по делу проводилось А расследование, если мб применено наказание в виде выдворения, А приостановление деят-ти \ дисквалификация Г (мун) служащего, то тогда - районный С. Перечень Л уже, чем в целом в рамках дисквалификации.
Арб С рассм дела по 1 инст т в случае, если состав прямо закреплён за Арб С. Таких составов оч мало. Если дело подведомственно Арб С, то 1 инст б Арб суд СРФ.
Дела в отн военнослужащих рассм-ся военными судами. 1 инст – гарнизонный военный С.
Кроме С уполномочены рассм:
- Комиссии по делам несов
- ФОИВ, при этом от им Ор дела рассм рук-ли ФОИВ, замы, рук-ли структурных подразделений (к.п. по надзору в соотв сфере деят-ти), Рук-ли ТО и их замы, рук-ли стр подразделений ТО. При этом к.п. конкр перечень с указанием должностей, кто уполномочен рассм дела, закр в том же перечне, кто уполномочен составлять протоколы. При этом Ор сами м в принципе огр перечень этих Л.
- Ор и учреждения уголовно-исполнительной сис-мы. По общ правилу учреждения привлекать к отв-ти не м. Искл, т указ в ФЗ. от имени органов и учреждений уг-исп системы дела рассматривать вправе начальники арестных домов, исправит учреждений, следств изоляторов, изоляторов врем содержания.
- ОИВ СРФ, если им переданы полномочия по привлечению к отв-ти в рамках полномочий по ктрл и надзору в соотв сфере. Проблема закл в том, что на фед ур-не полномочия по привлечению к отв-ти к.п. не выделяется. Право осущ ктрл и надзор есть, а рассм дела –нет. Если есть ф контроля и надзора, то есть ф и рассм-я дел.
- Ор, осуществляющие фед пробирный надзор – в сфере меры весов, эталонов. от им. таких органов м выступать руководитель фед учреждения, осуществляющего фед пробирный надзор и руководители гос инспекций пробирного надзора и руководители др структурн подразделений фед учреждения, осуществляющего фед пробирный надзор
· На уровне СРФ:
- Мировые судьи
- Комиссии по делам несовл
- Ор и учреждения СРФ. Т.з. если ФЗ предусм рассм дел учреждениями, то СРФ м возложить
- А комиссиями \ иными спец созд д\рассм дел Ор
Общий подход дб прим след – МС д рассм те дела .кот не мб переданы ОИВ СРФ.
Самый многочисл из всей гл 23 – ФОИВ. В осн дела рассм-ся службами \ мин-вами. При этом естественно, что осн массу дел от им ФОИВ рассм их ТО. При этом внутри конкр ФОИВ рассм дел осущ-ся инспектором.
Самый жёсткий вариант, когда дело от им Ор м рассм т рук-ль \ зам – данная категория дел требует макс квалификации.
Др вариант – когда рассм рук-ль, зам, рук-ли структурных подразделений по соотв видам ктрля и надзора и их заместители.
3 вариант – люб дело, подведомственное Ор м рассм-ся люб инспектором. Если фоив ликвидируется в процессе рассм ДАП, то дела передаются в суд. Если Ор в процессе рассм дела реорганизуется –рассм тот Ор, в кот реорганизовался. Чтобы установить конкр наименование Ор, нам нужно посмотреть за к ФОИВ закреплены соотв полномочия. Причём если мы б см положения фоив, то к.п. коап связывает полномочия по ктрлю и полномочия по состпвлению протоколов.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – КПДН
Рассм 2 больших категории дел:
- Все правонарушения, сов несовл. Вне зав от того, какова природа правонарушения (от 16 до 18)
- Ряд составов, в отн родителей \ зак представителей несовл (неисполнение родителями или иными зак представителями несовл-х обязанностей по содержанию и восп несовл; появлении в сост алкогольн опьянения несовл и т.д. в обществ местах)
КПДН м образовываться как ОМС, если им делегированы полномочия \ ОГВ СРФ. Туда входят представители Ор образования, здравоохранения, соц защиты, сотрудники инспекции по делам несовл.
На практике это непост действующий Ор, они собираются 1р в 2 нед и рассм все дела, кот накопились за это время. При этом поскольку все члены комиссии работают ещё где-то, то реально заниматься подготовкой процесс док-тов им некогда, поэтому при комиссии сущ секретарь ,кот раб на осв основе и осущ всю работу по подготовке дела к рассм.
64. Производство по делам об А правонарушениях: общ характеристика (понятие, нормативн основа, задачи, принципы, виды).
Производство по делам об АПр – нормативно установленный порядок и формы осуществления юр (процесс) действий по применению мер А воздействия (меры обеспечения производства + мер Н) в связи с совершением А правонарушения + формы результатов осуществления указанных действий.
Грубо говоря – порядок действий и формы результатов (процесс док-ты, кот фиксируются рез-ты осуществления этих действий). В том случае, если ПДАП осущ С-ми, то данная деятельность явл судопроизводством, если иными Ор \ д\л, то это обычная А деятельность. Д\ОИВ регулирование, предусм КоАПом явл единственным. Д\С – ситуация сложнее. При рассм дел С общей юрисдикции положение ГПК применяются по аналогии. В отношении арб судов субсидиарно КоАПу применяется АПК. Помимо КоАПа нормативную основу составляют ППр, кот определяют порядок применения отд мер обеспечения производства, НА ФОИВ (1. НА ФОИВ, кот опред порядок прим отд мер обеспечения - пр – приказ МВД об утв инструкции о порядке осущ приводов; 2 – приказы ФОИВ, кот утверждается перечень д\л, уполномоченных составлять протоколы по ДАП). Чем обусловлено появление этих актов. Соотв акты не затр права и свободы граждан, тк новые правила не устанавливают, они лишь конкретизируют внутри Ор. д\их утв не требуется нормотворческих полномочий. В отличие от общего подхода к нормативному регулированию КоАП исчерпывающим образом определяет те подзаконные акты, кот мб приняты в соотв с ним. Если подзак акт прямо не указ в КоАПе, то принят б не м. но на данный момент А регламенты исполнения Г фф особенно в сфере ктрля и надзора вкл в себя положения, касающиеся составления протоколов, т.е. воспроизводя нормы КоАПа на подзак уровне. Это незак, т.к. КоАП не предусм никаких А регламентов. Дословно никогда не соблюдается текст КоАПа. В рез-те регламенты переписывают КоАП, как им удобно, но у них нет соотв полномочий. В регулирование они вторгаться не м.
Задачи ПДАП:
- Всестороннее полное объективное и своевременное выяснение всех обств дела
Всесторонность и полнота исследования обстоятельств дела означают, что дб выяснены все факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В частности, необх установить факт адм правонарушения, виновно ли Л в его совершении, подлежит ли оно АО, причинен ли имуществ ущерб, есть ли основания для прекращения дела. Подлежат также выявлению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, др важные для дела сведения. Принцип объективности – важнейший принцип по делам этой категории. Он выражается в обязанности ГО и ДЛ, уполномоченных осуществлять производство по делам об АПр, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассм дела. Объективность несовместима с обвинит уклоном, пренебрежением обстоятельствами, свидетельствующими в пользу Л, привлекаемого к АО, неравным отношением к участникам производства по делу. В целях реализации этого принципа на практике КоАП закрепил разл рода гарантии, обеспечивающие достижение истины по делу – институты пересмотра, ответственность за ложн показания и т.д.
Своевременность выяснения обстоятельств означ соблюдение предусмотренных КоАП процессуальн сроков, что способствует не т неотвратимости привлечения виновных к отв-ти, но и явл серъезн превентивной мерой.
- Разрешение его в точном соотв с законом
Никто не мб привлечен к АО за совершение АПр иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
- Обеспечение исполнения вынесенного постановления
Неисполнение постановления о привлечении к АО или исполнение его не полностью снижает эффективность борьбы с А правонарушениями, обусловливает неисполнение принципа законности
- Выявление причин и условий, способствовавших совершению А правонарушений
При этом Ор и ДЛ, выполняющие адм-юрисдикционные ф-ции, обязаны не т выявлять эти причины и условия, но и вносить в соотв организации, их ДЛ представление о принятии мер по устранению данных причин и условий.
Принципы ПДАП:
- Принцип законности – применяемые в рамках производства меры д соответствовать установленным КоАПом правилам. Фактически принцип законности выражается в соблюдении строгой процесс формы.
- Оперативность – вытекает из задачи своеременного разрешениядела. Отличает А-юрисдикционный процесс от рассм гражд и уг дел в судах. Там принцип оперативности от сутствует – важно кач-во. В АДП ситуация др – объём дел большой – рассм долго не м.
- Принцип непосредственности. По общему правилу производство д вестись в присутствии Л, являющихся его участниками. Мы д обеспечить возм-ть д\всех участвующих Л явиться и участвовать. При этом действует общ процесс правило – задача С \ Ор – предоставить возм-ть д\участия. Реализация этого права – на усмотрение самомго участника дела. Не пришёл – дело мб рассм без вас. Тот, кто рассм дело, м признать явку Л обязательной и при нгеобх-ти подвергнуть его приводу и обеспечить непосредственность принудительно.
- = перед з-ном. КС РФ – само по себе уст особого порядка рассм дел – не нарушение жэтого пр-па, если особенности уст ФЗ \ КРФ
- Публичность –деят-ть по рассм дел об АПр явл пубичной и властной. Соотв в основе рассм дела лежит публ интерес и разрешение происходит посредством применения властных полномочий.
- Гласность. Общ правило – открытое рассм дела. Искл – т в том случае, если это м повлечь нарушение охр з-ном тайн \ связано с обеспечением безопасности, защитой чести и достоинства.
- Принцип объктивной \ судебной истины. Установление процесс истины
- Презумпция невиновности
- Право граждан на защиту. По общему правилу зпкл в праве обжаловать итоговое решение. Соотв по общему правилу мы не м обжаловать промежут док-ты \ действия. Обжалование промежуточных действий и решений допускается в том случае, если они сами по себе нарушают права и зак интересы и не мб проверена их законность в рамках ктрля за итоговым актом. В отд случаях КоАП прямо закрепляет возм-ть оспорить промежуточное решение в режиме КоАП (определение об отказе в возбуждении ДАП). Но режим приравнен в силу прямого указания КоАПа
- Стадийность. Порядок последовательного осуществления действий. Все действия в рамках производства формируются в стадии, к из кот имеет свою собств цель, задачи, завершается собств процесс документом.
Стадии производства по делу:
- Возбуждение дела – юр действия, напр на выявление обств дела, характера правонарушения, личности правонарушителя, сбор необх док-в…
- Стадия рассм дела. Она явл центральной. Раасм по существу. Решение о привлечении Л к отв-ти \ прекращении производства.
- Факультативная. Пересмотр постановлений и решений по делам об АПр.
- Исполнений постановлений по ДАП.