Надзор за исполнением законодательства обадминистративной ответственности
Прокурору следует иметь в виду о необходимости проводить проверки законности решений и постановлений законодательных органов субъектов Федерации и органов местного са-
Закон об общих нрнципах организации законодательных и исполнительных ор!анов субъектов Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. №42. Ст. 5005: 2000. №31,. Ст. 3205; 2001. № 7. Ст. 608; 2002. № 19. Ст 1792; № 30. Ст. 3024; № 50. Ст. 4930; 2003. №27 (ч.1 П. Ст. 2709. Закон об общих принципах организации местного самоуправления // С1 1'Ф. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. О. 3330; 2003. №2К. Ст. 2892. С 1 января 2006 года вступает и силу новый закон с тем же наименованием // СЗ. РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
моуправления об установлении административной ответственности. (См. надзор прокурора за законностью издания правовых актов).
Надзор за исполнением законов об административной ответственности представляет определенную сложность в связи с большим кругом органов (должностных лиц), имеющих право применять административные взыскания. Прокурору перед проведением проверки следует ознакомиться с соответствующим законодательством, регулирующим права и обязанности органов, имеющих право налагать административные взыскания.
В соответствии с разделом 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях рассматриваются: 1.судьями; 2. комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3.органами внутренних дел (милиции); 4.органами и учреждениями уголовно - исполнительной системы; 5.налоговыми органами; 6. органами налоговой полиции; 7.органами, ответственными за исполнение федерального бюджета; В.таможснными органами; а также государственными инспекциями, органами, осуществляющими отраслевой надзор и контроль, другими органами, уполномоченными на то законодательными актами РФ в соответствии с КоАП РФ. Ныне их 61.
Общая шкала административной ответственности предусматривает следующие меры административного воздействия: I.предупреждение, 2.административный штраф, З.возмсзднос изъятие орудия или предмета административного правонарушения, 4.конфискация орудия или предмета административного правонарушения, Злишснис специального права, 6. административны и арест, 7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, 8.дисквалификация.
Административные взыскания могут применяться органами и должностными лицами е учетом предоставленных им полномочий и только по вопросам, отнесенным к их компетенции. Поэтому прокурор должен знать компетенцию проверяемого органа и должностных лиц по применению мер административной ответственности, в частности, знать о пределах штрафных санкций, в назначении которых правомочны соответствующие органы или должностные лица.
Проверки соблюдения законодательства об административной ответственности проводятся прокуратурой не только по
сигналам о правонарушениях, но и в порядке реализации плановых мероприятий.
Перед проверкой прокурору следует иметь информацию о состоянии законности (наличии правонарушающих актов) в проверяемом органе. Например, при назначении проверок следует учитывать данные, имеющиеся в ГИБДД (ГАН), органах внутренних дел. других органах, имеющих право привлечения к административной ответственности, сообщения СМИ, жалобы и заявления граждан.
В соответствии со ст. 24.6 прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве судов. В соответствии со ст. 25.11 прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении; заявлять ходатайства; давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные, предусмотренные федеральным законом действия.
Основные процессуальные положения, которыми должны руководствоваться органы и должностные лица при наложении административных взысканий, урегулированы разделом 4 КоАП РФ.
Проводя проверку материала об административном правонарушении, прокурор должен знать, что протокол об административном правонарушении должно составлять уполномоченное должностное лицо, перечень которых установлен ст. 28.3 КоАП. К нему прилагается письменное объяснение нарушителя, показания свидетелей или потерпевшего (в некоторых случаях могут быть указаны адреса потерпевшего и свидетелей правонарушения), могут быть заключения экспертов, вещественные доказательства, документы о взятии проб и образцов, документы, в которых излагаются сведения, имеющие доказательственное значение и удостоверенные или изложенные организациями, должностными лицами и гражданами. В протоколе могут быть отражены показания специальных технических средств. Рас-смофенис дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления органа, наложившего взы-
скание. В нем должны быть указаны время, место, сущность, доказанность проступка и правовая оценка (квалификация) совершенного нарушения; учет имущественного положения нарушителя закона, вид административного взыскания; если назначен административный штраф, то его размер, срок и порядок уплаты. Далее, должны быть данные об объявлении постановления и вручении его копии нарушителю, а также о разъяснении порядка и сроков обжалования. Проверками, проведенными прокуратурами некоторых районов Алтайского края, было установлено, что при вынесении постановлений о привлечении граждан к административной ответственности в документах не указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дел, не разъясняется порядок и сроки обжалования постановлений, в результате чего многие постановления обжалуются гражданами и отменяются судом, как незаконные и необоснованные. На этом основании прокуратурами районов по результатам проведенных обобщений были внесены представления в органы, рассматривавшие протоколы об административных правонарушениях.
Проверяя законность постановления о наложении административного взыскания, прокурор должен установить, правомочен ли орган (должностное лицо) применить данное взыскание: совершило ли лицо, привлеченное к административной ответственности, административный проступок; предусмотрено ли законодательством примененное к нарушителю административное взыскание; учтены ли при определении размера штрафа тяжесть проступка, личность виновного и его имущественное положение; не истекли ли сроки давности для применения взыскания и приведения постановления в исполнение; не ущемлено ли право лица, привлеченного к ответственности, на обжалование постановления; соблюден ли порядок исполнения постановления о применении взыскания; если дело было прекращено, обоснованность его прекращения.
Если в ходе проверки прокурор обнаружит, что орган, вынесший постановление, принял незаконные меры о применении воздействия за административное правонарушение, он в соответствии со ст. 30.10 приносит протест на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в том порядке и сроки, которые предусмотрены для обжалования. Срок обжалования 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока
по уважительной причине он может ходатайствовать о восстановлении срока. Протест подаётся или в вышестоящий орган, или вышестоящему должностному лицу, или по усмотрению прокурора в районный суд. Если постановление было вынесено коллегиальным органом, то - в районный суд по меету рассмотрения дела. На постановление судьи протест подается в вышестоящий суд. Постановление по делу о юридическом лице, занимающемся предпринимательской деятельностью, или лице, занимающемся предпринимательством без образования юридического липа, на основании ст. 38,10 опротестовывается в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 28.4 прокурор, обнаружив факт административного правонарушения, может вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Законодатель установил, по каким конкретно правонарушениям прокурору следует реагировать таким образом. Перечень правонарушений, приведенных в ч. 1 ст. 28 свидетельствует, что это те правонарушения, в отношении которых вмешательство прокурора необходимо для пресечения незаконных действий должностных лиц или организаций. В их числе могут быть названы: нарушение должностными лицами, избирательными комиссиями избирательных прав граждан; порядка проведения выборов и референдума; порядка хранения информации о [ражданах; принуждение к участию или отказу от участия в забастовках; самовольное прекращение работы с целью разрешения трудовых споров; нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков и водных объектов. Однако, обнаружение прокурором других, кроме названных, административных правонарушений позволяет ему вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и в других случаях. Поэтому в случае, если материалы об административном правонарушении не получили своей законной реализации, он также может вынести такое постановление.
Постановление прокурора, сроки и порядок составления должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются для протоколов об административных правонарушениях.
Физическому лицу или представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные КоАП, с отметкой в постановлении. Им представляется возможность ознакомления с этим постановлением. Копия по-
становления прокурора по их просьбе, а также по просьбе потерпевшего должна быть им вручена.
Отдельным вопросом данного направления надзора является надзор за законностью административного задержания, а также надзор за исполнением законов в специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Правом административного задержания наделены органы внутренних дел, таможенные органы, пограничные войска, должностные лица военизированной охраны, должностные лица военной автомобильной инспекции, военнослужащие и должностные лица органов уголовно г исполнительной системы. Решение об административном задержании принимается начальником соответствующего органа или его заместителем. Срок административного задержания не может превышать трех часов. Таможенным органам представлено право задержания на срок до 48 часов. За нарушение пограничного режима срок задержания может быть увеличен до 10 суток. Лицо, может быть задержано на 48 часов за административное нарушение, влекущее взыскание в виде административного ареста. Административное задержание вправе осуществлять только уполномоченные органы (должностные лица ОВД, пограничной службы, таможенных органов, ведомственной и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск МВД, должностные лица военной автомобильной инспекции, уголовно - исполнительной системы). Административное задержание может длиться не более 3-х часов, но законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться и другие сроки: лица нарушившие пофаничный режим могут быть задержаны на срок до 48 часов, а с санкции прокурора - на 10 суток. Таможенные органы имеют право задерживать за нарушение таможенных правил на срок - до 48 часов. За мелкое хулиганство, злостное неповиновение работнику милиции, нарушение порядка и организации уличных шествий и демонстраций правонарушители могут быть задержаны органами охраны общественного порядка до рассмотрения дела судьей, но не более чем на 48 часов.
В ходе проверки прокурор обязан выяснить, не нарушен ли срок административного задержания, который исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а
лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления.
Далее, выясняется наличие достаточных оснований для административного задержания, доказанность факта совершения административного правонарушения, необходимость пресечения правонарушения. Следует проверить соответствие протокола задержания требованиям ст. 27.4 КоАП РФ (дата и место составления, ФИО и должность лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного, время, место и мотивы задержания). Протокол должен быть подписан составителем и задержанным. Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых. О задержании несовершеннолетнего уведомляются родители или лица, их заменяющие.
Если установлена незаконность задержания, прокурор или его заместитель выносит постановление об освобождении задержанного, которое безотлагательно исполняется.
В специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке."6 прокурор должен проверять обоснованность приема арестованных на основании постановления уполномоченного должностного лица (судьи) об административном аресте, своевременность исполнения постановления и соблюдение сроков содержания. В срок содержания должно засчитываться время административного задержания. Недопустимо помещение в приемник задержанных по подозрению в совершении преступления. Прокурор проверяет соблюдение требований о раздельном содержании отдельных групп арестованных в соответствии с установленными правилами (мужчин отдельно от женщин, инфицированных заразными заболеваниями отдельно от здоровых, арестованных за приобретение наркотиков в небольших размерах отдельно от других лиц, отдельно содержатся арестованные иностранцы и лица без гражданства). Прокурор обращает внимание на соблюдение требований материально-бытового и санитарно-гигиеничсского содержания арестованных (соблюдение норм питания, обеспечение горячей нищей, наличие спального места и постельных принадлежностей, соблюдение нормы санитарной площади на одного чело-
*"' Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Приложение №4 к Приказу МВД от 6 июня 2000 г.№ 605 дсп. Зарегистрирован в Минюсте 20 июля 2000 г. Регистрационный № 2320 // РГ . 2000. 14
авг.
века - 4 кв. м.). Прокурор должен выявлять наличие фактов нарушения режима, в частности, употребления арестованными спиртных напитков, наркотиков, игры в карты, хранения запрещенных к пользованию предметов, обмена личных вещей арестованными друг с другом; должен проверять законность применяемых администрацией мер в отношении нарушителей режима (перевод в отдельную камеру, запрещение получения передач). Поскольку арестованные могут с их согласия привлекаться на физические работы, прокурор проверяет законность их трудоиспользования, его организации администрацией и местными органами исполнительной власти.
По выявленным нарушениям прокурор должен реагировать в соответствии со своими полномочиями по надзору за исполнением законов.
При проведении проверок прокурор обязан обращать также внимание на законность применения ареста уполномоченным должностным лицом (судьей), наличие установленных законодательством документов. Наиболее частым нарушением является арест при отсутствии доказательств совершения административного проступка. Иногда судьи административно арестовывают задержанного в связи с подозрением в совершении преступления по просьбе оперативных работников милиции. При установлении, что административный арест произведен незаконно, прокурор должен принести протест вышестоящему суду на предмет отмены постановления Он подлежит направлению в вышестоящий суд в день поступления протеста.
4.5.3. Надзор за исполнением законодательства о приватизации государственного и муниципального
имущества
Это направление надзора является сравнительно новым. Он (надзор) стал осуществляться с момента принятия Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий».97
Данный надзор является одним из приоритетных направлений в связи с необходимостью решения задач развития и регулирования экономики, а также с целью защиты интересов государства и граждан. Сложность его состоит в том, что законы и другие нормативные акты, регулировавшие приватизацию,
Ведомости Съезда народных депутатов...1991, №27.
страдали большим несовершенством, были противоречивы, своевременно не сложился нормальный государственный контроль за переходом государственной собственности в другие организационно-правовые формы.
На органы прокуратуры возлагается задача следить за соблюдением законов о разграничении федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности муниципальных образований. Они также обязаны обеспечить защиту интересов государства и общества от попыток неправомерного обогащения некоторых нечестных лиц. Прокуратура должна принимать меры к защите прав и законных интересов трудовых коллективов приватизируемых предприятий.
Для осуществления надзора прокурору следует ознакомиться с теми законодательными и другими нормативными актами, которые регулировали проведение приватизации. Это - Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества, принятый 30.11.0198, действовавший до него Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ», принятый 24 июня 1997 года , действовавший еще ранее Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 03 июля 1991 года |0), Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 года, Указ Президента РФ от 10 июня 1994 года «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» |(", Указ Президента РФ от 29 января 1992 года «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (утратил силу на основании Указа Президента РФ от 26 марта 2003 г. 102и ряд других законов и подзаконных нормативных актов.
98 о
закон о приватизации государственного и муниципального имущества от 30 ноября 2001 г. / 21 декабря 2001 г. // СЗ. РФ. 2002. №4. Ст. 251; 2003. №9. Ст. 805 "СЗРФ. 1997. №30.
ш" Ведомости Съезда народных депутатов... 1991. №27. "" Указ Президента РФ от 10 июня 1994 года «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» //СЗ.РФ. 1994. № 7. Ст. 700; 2002. № 40. Ст. 3905.
102 Вед. ВС. РСФСР. 1992. № 7. Ст. 312. Утратил силу // СЗ.РФ. 2002. № 13. Ст. 1224.
Нужно иметь в виду, что с принятием нового Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», предыдущие законы утратили свою силу, но подлежат учету при оценке правонарушений, допущенных до его принятия.
Прокурор должен знать, что органы, занимающиеся решением вопросов о приватизации, это - Министерство экономического развития и торговли РФ и подотчетное ему Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, комитеты по управлению государственным и муниципальным имуществом на уровне субъекта Федерации, и Федеральная налоговая служба. Вопросами приватизации занимаются также администрация субъектов Федерации и органы местного самоуправления, а сама приватизация происходит на конкретных предприятиях, в организациях и учреждениях.
Характерными нарушениями законности в процессе приватизации государственной собственности являлась передача государственной собственности на баланс коммерческих структур либо в их уставные фонды при отсутствии оснований для приобретения собственности в установленном законом порядке, нарушение прав трудовых коллективов в ходе акционирования предприятий, приватизация объектов социально-культурного назначения, исключенных из этого процесса законодательством, преобразование государственных предприятий в акционерные общества либо другие организационно-правовые формы без соблюдения законодательства о приватизации.
Прокурору при проведении проверок следует выяснить, включено ли имущество, предполагаемое к приватизации в прогнозные планы Правительства в отношении федеральной собственности, включено ли в план приватизации имущество субъекта Федерации или муниципальное имущество. Состав передаваемого в приватизацию имущества должен быть определён в передаточном акте, в который включаются все активы и пассивы и другие данные согласно ст. 11 Закона «О приватизации...» В плане приватизации должны быть указаны способы приватизации.
Многочисленные нарушения допускаются при реализации плана в способах продажи государственного имущества /акционирование, конкурсная продажа на аукционах, назначение первоначальной цены/. Так, допускался прямой выкуп имущества без проведения конкурса и аукциона, когда цена его назнача-
лась произвольно и ниже реальной стоимости. Нормативная цена - минимальная цена, по которой возможно отчуждение, должна определяться в порядке, установленном Правительством. Начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренным данным законом на основании отчёта об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Прокурор должен ориентироваться в правоотношениях, возникающих в процессе приватизации. Важно выяснить, были ли соблюдены требования закона о покупателях государственного и муниципального имущества, а также о перечне документов, представляемых покупателями в соответствии с постановлением Правительства РФ. Продажа федерального имущества осуществляется специализированным учреждением после передачи ему приватизируемых объектов Федеральным органом по управлению государственным имуществом.
В плане приватизации должны быть предусмотрены способы, которыми будет проведена приватизация. Эти способы могут быть только те, которые предусмотрены данным Федеральным законом. Они перечислены в ст. 12 Закона. Решение об условиях приватизации принимается только на основании прогнозного плана приватизации, принятого Правительством или плана, принятого администрацией субъекта Федерации, муниципального органа. Решение о приватизации содержит сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 14 Закона «О приватизации...» , в частности способ приватизации, нормативную цену, срок рассрочки платежа, если она предоставляется; при продаже унитарного предприятия указывается состав подлежащего приватизации имущества, а также те объекты, которые исключены из приватизации, другие сведения. О проведении продажи приватизируемого имущества должна быть в установленные сроки и порядке дана информация Правительством, органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, в которой сообщено, кем принято решение об условиях приватизации, наименование приватизируемого имущества, способ приватизации, начальная цена и другие вопросы согласно ч. 4 ст. 15 Закона. Несоблюдение этих требований создает основания для признания актов о приватизации незаконными, а сделок недействительными.
Прокурор должен знать, что способами приватизации являются:
1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ и некоторые другие.
Ему также должно быть известно, как следует реагировать в случае допущенных нарушений при приватизации. В соответствии со ст. 42 Закона осуществляется защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества. Поэтому соответствующие государственные органы могут обращаться в суд для защиты государственных интересов. Сделки приватизации государственного или муниципального имущества, совершённые лицами, не уполномоченными на их совершение, признаются ничтожными. Сделки совершенные в нарушение установленных условий могут быть оспорены и признаны недействительными. За непредставление или несвоевременное представление необходимых сведений (информации) - должностные лица созданных акционерных обществ несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации по ст. 19.7 КоАП РФ. В случае несвоевременного перечисления денежных средств, полученных от продажи приватизируемого имущества, федеральные органы исполнительной власти, в чьём ведении находится координация и регулирование сбора налогов, их территориальные органы могут в бесспорном порядке произвести их списание на свои счета. Кроме того в соответствующие бюджеты уплачиваются пени в порядке, установленном ч. 4 ст. 33 Закона «О приватизации...». Все эти нормы должен знать прокурор, чтобы иметь возможность своевременно вмешаться и потребовать в соответствии со своими полномочиями устранения нарушений закона. В соответствии со
ст. 52 АПК РФ он может обратиться в арбитражный суд с иском о признании сделки о приватизации и купли - продажи приобретенного имущества недействительной. Например, сделка о приватизации может быть признана недействительной, если нарушены положения Закона «О приватизации ...» или положения иных нормативных правовых актов о порядке приватизации. Если имущество приобретено лицом, не имеющим на это права; или при приватизации использованы незаконные средства платежа «не деньги и не долговые обязательства»; а также при наличии сговора о занижении цены имущества или предоставлении покупателю льгот перед другими покупателями. Он также может предъявить иск о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных неуполномоченными на приватизацию лицами. Так, прокурор района принес протест на распоряжение главы поселковой администрации, передавшего в собственность малого предприятия автомобиль, находившийся на балансе поселковой администрации, тогда как право на распоряжение этой собственностью имел комитет по управлению имуществом гор. Барнаула, а глава поселковой администрации таким правом не располагал. Другой пример. Прокурор края возбудил уголовное дело по факту незаконной регистрации филиалом краевого центра регистрации прав на недвижимое имущество права собственности на нежилое помещение площадью 529,5 м.кв, хотя в момент регистрации рассматривался арбитражным судом, но еще не был разрешен окончательно гражданско-правовой спор на это помещение и должностные лица краевого центра подозревались в совершении преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, причинившими существенный вред интересам государства).
4.5.4. Надзор за исполнением земельного законодательства
При осуществлении надзора за исполнением земельного законодательства прокурор должен знать законодательство, регулирующее землепользование и охрану земли. Основным законодательным актом является Земельный Кодекс Российской Феде-
рации, принятый 28 сентября 2001 года, подписанный президентом 25 октября 2001 г103.
Важными нормативными актами являются: Закон «О плате за землю» от 11 октября 1991 года, с последующими изменениями и дополнениями.104 Закон о государственном земельном кадастре» от 24 ноября 1999 года'2 января 2000 года ")5, Закон «О землеустройстве» от 24 мая 2001 года/18 июня 2001 года ""'. В соответствии со ст. ст. 9,36 и 72 Конституции РФ, которыми определено, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, и что вопросы землепользования относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов, Указами Президента от 14 февраля 1996 г. «Право собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности», от 7 марта 1996 года «О реализации конституционных прав граждан на землю» Ш7 и другими нормативными актами были урегулированы вопросы продажи земли. На основании этих статей Конституции в Алтайском крае был принят Закон «О регулировании земельных отношений в Алтайском крас» «О праве продажи земли» от 21 сентября 1998 года,.108 Наконец, 26 июня/24 июля 2002 года (с изменениями от 7 июля 2003 г.) был принят Закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которым разрешены в законодательном порядке проблемы, связанные с продажей земли в сельской местности.
103 Земельный Кодекс Российской Федерации, принятый 28 сентября 2001 года, подписанный президентом РФ 25 октября 2001 Г//СЗ. РФ. 2001. №44. Ст. 4147.
104 Ведомости съезда народных депутатов... 1991. №44; СЗ. РФ. 1997. № № 26, 47.
105 Закон о государс'1 венном земельном кадастре» от 24 ноября 1999 года/2 января 2000 года //СЗ.РФ. 2000. № 2. Ст. 149.
106 Закон «О землеустройстве» от 24 мая 2001 тда/18 июня 2001 года /СЗ.РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.
1(17 Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. «Право собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности», Указ Президента РФ от 7 марта 1996 года «О реализации конституционных нрав 1раждан на зем-лю»//СЗ.РФ. 1996. №8 Ст. 740; № 11 Ст. 1026; 1997. №20. Ст. 2240; №48. Ст. 5546.
Алтайская Правда. 1998. 2 и 16 октября
Закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ.РФ. 2002. № 30. С г. 3018; 2003. № 28. Ст. 2882.
В ходе проверки принимается во внимание законодательство о налогах, приватизации, аренде, залоге, а также о правах органов представительной и исполнительной власти.
Прокурор должен быть осведомлен, какие органы ведают вопросами исполнения земельного законодательства, а также осуществляют государственный, муниципальный и общественный земельный контроль. Это прежде министерство экономического развития и торговли, федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, представительные органы и органы исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, отделы и управления этих органов по землеустройству, центры санитарно-эпидемиологического надзора, отделы министерства природных ресурсов (комитеты охраны окружающей среды), органы территориального общественного самоуправления.
В этих органах прокурор может получить необходимую информацию о состоянии соблюдения законодательства об охране земли и о разрешении заявлений и обращений граждан и юридических лиц по вопросам пользования, аренды, купли-продажи земельных участков.
Ему следует знать специфику правоотношений, возникающих в сфере пользования земельными ресурсами. Какие документы и материалы ему будут необходимы для проведения проверок? К ним относятся документы, регулирующие правовое положение органов, контролирующих использование земельных ресурсов, устные или письменные обращения граждан, сообщения средств массовой информации.
В ходе проверки он должен ознакомиться с нормативными актами по вопросам землепользования и охраны земли, принятых органами местного самоуправления, с документами по рассмотрению писем и заявлений граждан, предписаниями об устранении нарушений земельного законодательства, постановлениями о привлечении к административной ответственности.
Ему следует выяснить, как осуществляется реагирование на факты самовольного захвата земли, самовольного строительства, незаконных сделок с землей, создания несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов, привлекаются ли виновные в нарушениях земельного законодательства к административной ответственности, взыскивается ли с виновных материальный ущерб.
По результатам проверок прокуроры должны приносить протесты на незаконные нормативные и другие правовые акты; предъявлять иски в суд о признании недействительными сделок с землей, о возмещении ущерба, причиненного незаконным или бесхозяйственным землепользованием; вносить представления о неудовлетворительном исполнении законодательства, регулирующего землепользование и охрану земли и земельных ресурсов; а при необходимости возбуждать производства об административных правонарушениях в этой сфере, или лиц, совершивших преступления, привлекать к уголовной ответственности. Так, постановлением районного Собрания депутатов одного из районов Алтайского края из районного фонда перераспределе-нияз земель был передан в бессрочное пользование краевого унитарного предприятия земельный участок сельскохозяйственного назначения, что не допускается в соответствии с Земельным кодексом (п.1.ст. 20 и п. 1 ст. 28 ЗК РФ). Это решение прокурором района было опротестовано. В другом случае коммерческая организация самовольно захватила земельные участки на стадионе, земли которого отнесены к Федеральной собственности, и построило на них коммерческие киоски, а также открыло рынок. Прокурор транспортной прокуратуры в связи с нарушением земельного законодательства возбудил в отношении акционерного общества производство об административном правонарушении.
4.5.5.Надзор за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий
Приказом Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 года № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» надзор в сфере экономики отнесен к числу основных направлений прокурорской деятельности. Это требование Приказа полностью относится к организации надзора за исполнением законодательства о банкротстве предприятий.
Прежде всего прокурор должен изучить содержание Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 27 сентября 2002 года, Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 18 сентября 1998 года, а также Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению эффек-
тивности применения процедур банкротства» от 22 мая 1998 года, утратившее силу 15 апреля 2003 г.110
Основными задачами прокурора являются: выявление правонарушений или преступлений, связанных с объявлением несостоятельности (неправомерные действия при банкротстве должника, умышленное банкротство, фиктивное банкротство), различного рода злоупотреблений, связанных с личными и корыстными интересами руководителей и других работников управленческих звеньев.
Делами о несостоятельности занималось ранее Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом. Затем оно было преобразовано в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству. Федеральная служба на местах имела территориальные органы, каковыми являются отделения и агентства. В соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)» они именуются уполномоченными органами. На них возложено было принятие решения, обязательного для предприятия должника, о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности. Они могли также сами подавать такие заявления.
В настоящее время функция по принятию нормативных актов в сфере финансового оздоровления и банкротства передана Министерству экономического развития и торговли, а функция представления интересов государства перед кредиторами Федеральной налоговой службе.
Для постановки вопроса о несостоятельности важное значение имеют сведения о неуплате предприятиями налогов и иных обязательных платежей, которыми располагают Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд РФ, контролирующие соответственно уплату государственных налогов и обязательных платежей во внебюджетный фонд. Прокуратура также должна иметь сведения, получаемые от контролирующих орга-
1111 Закон от 27 сентября 2002 г//СЗ.РФ 2002. № 43. Ст. 4190.; Закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций от 18 сентябри 1998 //СЗ.РФ. 1998. №43; Постановление Правительства РФ «О мерах но повышению эффективности применения процедур банкротства» ог 22 мая 1948 г. // СЗ. РФ. 1998. №21. Ст. 2249 (утратило силу согласно Постановлению Правительства от!5 апреля 2003 г. // СЗ. РФ.2003.№ 16. Ст. 1532.
I
нов о неплатежеспосооных предприятиях и организациях, невыплатах зарплаты, пенсий, пособий, и выделять предприятия-должники, систематически не выполняющие свои обязательства перед бюджетом и кредиторами.
При подготовке к проверке следует привлечь соответствующих специалистов.
Основными источниками информации прокурора о состоянии исполнения законов в указанной области являются статистические и аналитические данные территориальных органов Федеральной службы государственной статистики о предприятиях, состоящих на учете; официальные данные территориальных налоговых служб и служб МВД о юридических лицах, длительное время уклоняющихся от уплаты налогов и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Он также должен получить отчетные и иные сведения территориальных органов Федеральной налоговой службы и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также территориальных комитетов по управлению имуществом субъектов Федерации и муниципальных образований о числе обследованных предприятий и неплатежеспособных из них и о принятых этими органами мерах по результатам обследования. Следует также иметь сведения территориальных отделений Пенсионного фонда о предприятиях, допустивших задолженность но обязательному отчислению денежных средств на выплату пенсий; информацию банков, финансовых структур о приостановлении платежей предприятий из-за отсутствия денежных средств. Кроме того, источниками информации о правонарушениях могут быть обращения работников предприятий о невыплате заработной платы, официальные обращения депутатов и должностных лиц, материалы проверок контролирующих органов, материалы нраво-примснительной, в том числе, судебной практики.
Прокурору следует ориентироваться в возникающих правоотношениях, в частности, что правовыми актами, издаваемыми органами Федеральной службы по управлению федеральным имуществом, являются устанавливаемые ими специальные режимы в отношении государственных (казенных) предприятий, которые находятся в тяжелом финансовом состоянии. Он должен знать о возможности добровольной ликвидации предприятий-должников, которой предусматривается продажа государственных (казенных) предприятий-должников, а также продажа на аукционе имущества ликвидируемых предприятий.
При надзорных проверках выясняются вопросы о соответствии действующему законодательству нормативно-правовых актов, издаваемых Министерством экономического развития и торговли, правовых актов и решений, принятых Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и ее территориальными органами, агентствами по управлению имуществом субъектов Федерации, соответствующими органами муниципальных образований по управлению имуществом, отнесенного к их компетенции; а также, каково количество обследованных этими службами предприятий, взятых на учет, результаты обследования; характер правовых мер, принятых по результатам проверок.
В органах государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления прокурор изучает нормативные акты, переписку с территориальным органом ФАУФИ и другие документы по вопросам, относящимся к банкротству соответствующих предприятий.
В территориальном органе (налоговой инспекции) Федеральной налоговой службы, выясняет, используется ли налоговой инспекцией право предъявления в суд исков о признании должника банкротом. Он устанавливает, сколько предприятий, состоящих на учете в налоговой инспекции, являются неплатежеспособными и какие меры приняты в отношении каждого из них, количество направленных в суд исков о признании несостоятельными должников.
Основными актами реагирования прокурора являются протесты на незаконные правовые акты; иски (заявления) в суд общей юрисдикции или арбитражный суд о признании незаконными правовых (нормативных и не нормативных) актов органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, о признании незаконными решений и действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, унитарных предприятий, иных органов, относящихся к возбуждению производства по делу о несостоятельности унитарных предприятий, хозяйствующих субъектов, имеющих долю федеральной собственности, субъекта РФ, местного самоуправления; иски о признании недействительными сделок при объявлении банкротства, причиняющих ущерб государству, субъектам Федерации, органам местного самоуправления; иски о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных во время
осуществлении процедуры банкротства, в отношении унитарных, предприятий и хозяйствующих субъектов, в которых имеется доля собственности государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления; представления в соответствующие государственные органы об устранении выявленных нарушений закона, в том числе с постановкой вопроса о возбуждении против должника дела о банкротстве. Прокуратура должна добиваться, чтобы уполномоченные органы, осуществляющие руководство и контроль имущества, выполняли свои функции по выявлению предприятий-должников, предъявлению к ним соответствующих исков о признании несостоятельности. При обнаружении уголовно-наказуемых деяний в действиях руководителей и должностных лиц прокуратура должна возбуждать уголовные дела по признакам ст. 195 (преднамеренное банкротство), - ст. 196 УК (неправомерные действия при банкротстве), - ст. 197 УК (фиктивное банкротство), и других составов преступлений."1
4.5.6. Надзор прокурора за соблюдением законов об охране окружающей среды
При осуществлении надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды прокурор должен знать соответствующие законы: Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 20 декабря 2001 года/ 10 января 2002 года,112 Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года в редакции от 3 марта 1995 года, с изменениями и дополнениями "3; Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» от 14 июля 1982 года в редакции Указа Президиума ВС РСФСР от 18 января 1985 года;" Федеральный закон «О животном мире» от 22 марта 1995 года;"5 Водный кодекс РФ'от 18 октября 1995 го-
III
См. также Викторов И. Сапожников Н. Надзор за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий // Законность. 2003, № 6. С. 17.
из
СЗ.РФ. 2002. №2. Ст. 133.
Ведомости съезда народных депутатов... 1992. №16. Ст. 834.; СЗ.РФ. 1995. №10. Ст. 823 ; 1999. №7. Ст. 879; 2000. №2. Ст. 141; 2001. №2. Ст. 2061; №33 ч.1 Ст. 3429; 2002. №22. Ст. 2026; 2003. №23. Ст. 2174 .
Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982. №29; 1985. №4. СЗ.РФ. 1995. №17. Ст. 1462.
да"6; Лесной Кодекс РФ от 22 января 1997 года"7; Воздушный кодекс РФ от 19 февраля 1997 года 1К, Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 22 марта 1995 года "9 и ряд других.
Органы, ответственные за использование и охрану окружающей среды, принимают нормативные акты, регулирующие природопользование. Это Министерство природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства. Министерство промышленности и энергетики, исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Различные агентства, другие учреждения, входящие в эти министерства и органы, утверждают нормативы но использованию природных ресурсов и нормативы охраны окружающей среды. Они выдают разрешение на захоронение отходов, на выбросы в атмосферу, на сбросы загрязняющих веществ, наделены полномочиями ограничивать и приостанавливать деятельность предприятий, объектов при нарушении природоохранного законодательства, выделять лимиты на использование природных ресурсов, лицензии на использование биологических ресурсов, и т.д.
Прокурор должен ориентироваться, какие органы осуществляют контроль за соблюдением чаконов об охране природы, какова их компетенция и правоотношения, возникающие в этой сфере, в частности, о наличии системы экологического контроля, состоящей из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, а также об осуществлении и формах этого контроля. Государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов, иной растительности, животного мира, природных ресурсов, соблюдением экологической безопасности осуществляется федеральными органами ис-молншсльной власти, органами власти субъектов Федерации, муниципальными органами. В их число входят: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благопо-
"" Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г // СЗ. РФ. 1995.№ 47. Ст. 4471.
117 Лесной кодекс РФот 22 января 1997 г. // СЗ.РФ.1997. № 5. Ст. 610; 2(Ю2.№52,(ч.]).Сг. 5132.
"* Воиушныи кодекс РФ о г 19 февраля 1997 г. // СЗ.РФ.1997. № 12. Ст. 13X3. -с 114 СЗ.РФ. 1995.№ 12.Ст. 1024;2002.№ 1 (ч.1).Ст.2.
лучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фито-санитарному надзору, Федеральная служба по экологическому, технологическому, атомному надзору, соответствующая система контроля органов исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований. Эти органы устанавливают перечень должностных лиц (инспекторов) в области охраны окружающей среды, которые наделены широкими правами посещения, проверки состояния охраны окружающей среды, соблюдения установленных нормативов природопользования, предъявления требований и выдачи предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, приостановления хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, привлечения нарушителей природоохранного законодательства к административной ответственности.
Прокурор также должен знать органы, деятельность которых связана с выполнением требований законодательства об охране окружающей среды. Это Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по нсдропользованию, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство по сельскому хозяйству, соответствующие учреждения исполнительных органов власти субъектов Федерации и муниципальных образований, коммерческие и некоммерческие организации.
Контролирующие органы имеют право привлекать к административной ответственности, установленной за нарушение соответствующих режимов. Они составляют протоколы и принимают меры для привлечения к административной ответственности в пределах своей компетенции. В необходимых случаях -предъявляют иски о возмещении причиненного ущерба, а также передают материалы, содержащие признаки экологических преступлений, в следственные органы.
Прокурор проверяет, выполняются ли соответствующими должностными лицами требования законов об охране природы, а также о выявлении лиц, допускающих экологические правонарушения, и привлечении их к установленной законом ответственности.
Выявив нарушения, он вносит представления о неудовлетворительном соблюдении законов об охране окружающей среды, принятии незаконных решений и совершении незаконных действий, приносит протесты на незаконные нормативные и ин-
М63
дивидуальные правовые акты органов, ответственных за соблюдение законов об охране природы, возбуждает производство об административном правонарушении, предъявляет иски о возмещении вреда природе, возбуждает уголовные дела. Так, прокурор Алтайской межрайонной прнродохранной прокуратуры на основании полученной информации: опубликования материалов одной из газет результатов проверки, произведенной Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды, выявившей грубые нарушения при вводе в -жсплоа-тацию природоохранных объектов в пос. Затон гор. Барнаула внес представление, в котором потребовал принятия конкретных мер для реализации предложений природохранных органов. Проводя проверки прокуроры в некоторых случаях обнаруживают, что допускается нарушение Федерального закона «О плате за пользование водными объектами». В результате не получения необходимых лицензий на пользование водными объектами государству пользователями причинялся значительный ущерб. Обнаружив такие нарушения, прокуроры реагировали с помощью представления в адрес пользователя. Представляется, что было бы уместным и внесение представления в адрес органа Федерального агентства водных ресурсов с целью недопущения несанкционированного (без лицензии) использования водных объектов. В другом случае прокурор, выявив, что природохран-ный орган не принял мер для привлечения к административной ответственности должностного лица, ответственного за нарушение природохранного законодательства, вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушения в отношении директора коммерческой организации за это правонарушение. Думается, что и в данном случае следовало обратить внимание на ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностным лицом, выполнявшим природоохранную функцию, путем соответствующего прокурорского реагирования.