Конституционный Суд РФ в системе органов государственной власти РФ. Состав, порядок формирования и структура Суда.
Особенности осуществления конституционного контроля Конституционным Судом РФ:
- конституционный суд осуществляет нормоконтроль и не решает вопросы факта;
- конституционный суд, по существу, занимается правотворческой деятельностью;
- акты конституционного суда имеют общеобязательное значение и по юридической силе могут быть сравнимы только с юридической силой конституции.
Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, основным полномочием которого является проверка на соответствие различных правовых актов Конституции РФ.
В соответствии со ст. 125 и 126 Конституции РФ и со ст. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ, Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, в т. ч. Председателя и двух его заместителей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
В соответствии со ст. 9 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 с момента получения представления.
Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.
Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от своего состава, т. е. 13 из 19 судей.
С 2011 года все дела в Конституционном Суде рассматриваются судьями в полном составе.
Полномочия Конституционного Суда РФ:
1. Конституционные:
- разрешение дел о соответствии Конституции:
- федеральных законов (в т. ч. ФКЗ);
- нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального собрания РФ;
- конституций, уставов, законов и иных НПА субъектов РФ, изданных по предметам ведения Р Фи по предметам совместного ведения;
- договоров между органами государственной власти.
- разрешение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров;
- толкование Конституции РФ;
- дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- разрешение споров о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
- между высшими органами государственной власти субъектов РФ.
- проверка конституционности закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (конкретный нормоконтроль);
- обращение с посланиями к Совету Федерации и Государственной Думе;
- выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
2. Закреплённые ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ:
- закреплённые в Конституции РФ;
- проверка конституционности закона, применённого в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;
- проверка конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле по запросам судов;
- разрешение вопросов о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;
- иные полномочия, закреплённые Конституцией РФ, Федеративным договором, федеральными конституционными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
3. Закреплённые в других федеральных законах и федеральных конституционных законах:
- В ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997N 1-ФКЗ (пп. 5 п. 1 ст. 29) – проверка конституционности закона по жалобам уполномоченного по правам человека в РФ.
- В ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ (п. 4 ст. 7) – проверка конституционности закона по обращениям Генерального прокурора РФ.
- В ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (п. 4 ст. 7) – проверка конституционности международных договоров о принятии в РФ нового субъекта.
- В ФКЗ «О референдуме РФ» от 26.06.2004N 5-ФКЗ (ч. 17 ст. 15):
- проверка конституционности вопросов, выносимых на референдум РФ, по запросу Верховного Суда РФ;
- проверка конституционности инициативы проведения референдума РФ по предложенным вопросам по запросу Президента РФ.
4. Закреплённые в решениях Конституционного Суда РФ:
5.В Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.04.2002N 7-П (п. 4 мотивировочной части) – проверка конституционности закона, применённого или подлежащего применению в конкретных делах по обращениям (жалобам) органов местного самоуправления.
6.В Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2007N 715-О-П (п. 3.1 и 3.2 мотивировочной части) – конституционно-правовое истолкование правовых норм, не содержащихся в Конституции РФ.
Структура Конституционного Суда РФ:
1. Председатель;
2. Заместители Председателя;
3. Секретарь Суда;
4. Прочие судьи;
5. Научно-консультативный совет;
6. Аппарат Суда.
Стадии конституционного судопроизводства:
1. Обращение в Конституционный Суд РФ:
- обращение в Конституционный Суд с запросом, ходатайствам или обращениям;
- предварительное рассмотрение обращения;
- принятие обращения Судом.
2. Судебное разбирательство:
- подготовка к судебному разбирательству;
- собственно судебное разбирательство;
- совещание, голосование и принятие решения.
3. Исполнение решения Конституционного Суда РФ:
- опубликование и вступление решения в силу;
- исполнение решения.
Формы обращений в Конституционный Суд РФ:
- Жалоба. Подаётся гражданами и их объединениями.
- Запрос. Подаётся органами государственной власти.
- Ходатайство. Подаётся с целью разрешения споров о компетенции или получения разъяснений решений Суда.
Повод к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ – обращение в Суд.
Основание рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ – обнаружившаяся неопределённость в вопросе о соответствии Конституции РФ какого-либо акта.
Представителем в Конституционном Суде РФ могут быть лица, обладающие соответствующей компетенцией по должности, адвокаты или юристы, обладающие учёной степенью в области юриспруденции.
Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ (ст. 37 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ):
1. Обращение составляется в письменной форме и подписывается;
2. В обращении указываются:
- Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;
- наименование заявителя, адрес, и иные данные о нём;
- необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия;
- наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
- нормы Конституции РФ и закона о Конституционном Суде РФ, дающие право на обращение в Суд;
- точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте и о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;
- конкретные указанные в законе основания к рассмотрению;
- позиция заявителя и её правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;
- требование, обращённое к Суду;
- перечень прилагаемых документов:
- текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию;
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя;
- документ об уплате государственной пошлины;
- перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
3. Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Суд с одной копией.