Тема №11.Предварительное расследование

(4 часа)

Для подготовки к занятию в активной/интерактивной форме студенты самостоятельно должны изучить следующие вопросы и подготовить доклады по предложенным темам.

Вопросы:

1. Сущность, задачи и значение стадии предварительного расследования.

2. Формы предварительного расследования.

3. Подследственность.

4. Общие условия предварительного расследования:

5. Понятие и виды следственных действий. Общие правила их производства.

6. Привлечение лица в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения.

7. Приостановление и возобновление предварительного следствия: основания и порядок.

8. Основания, условия и порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования.

9. Ознакомление с материалами уголовного дела представителей стороны обвинения и представителей стороны защиты.

10. Форма, содержание и значение обвинительного заключения и обвинительного акта.

11. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением (актом).

12. Составление процессуального документа: постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, обвинительный акт.

Темы докладов и рефератов:

1. Соотношение принципов уголовного судопроизводства и общих условий предварительного расследования.

2. Отличие предварительного следствия от дознания.

3. Судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий.

4. Особенности производства предварительного следствия следственной группой.

5. Применение научно-технических средств при производстве следственных действий.

6. Особенности прекращения уголовных дел по нереабилитирующим основаниям.

7. Права участников уголовного судопроизводства при окончании предварительного расследования.

Форма занятия – демонстрация и «деловая игра».

Цель введения активных/интерактивных – формирование навыков критического мышления и решения проблем, коммуникативных навыков и навыков отработки вариантов поведения в различных ситуациях.

Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить общие условия предварительного расследования, правила производства следственных и процессуальных действий в рамках этой стадии, а также принятия решений. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение производить следственные и процессуальные действия в рамках стадии предварительного расследования и принимать решения.

Форма /технология проведения занятия – демонстрация и «деловая игра». Преподаватель объясняет задание: студентам необходимо выбрать следственные действия и, распределив роли, смоделировать их производство, продемонстировав это, всей аудитории. С этой целью студенты могут делиться на небольшие группы в зависимости от необходимого количества участников производимого следственного действия. Для лучшего понимания задания перед его выполнением преподаватель может провести показ видеофильма о производстве следственного действия из практической деятельности следователя.

Практическое применение данной формы семинара показывает, что она позволяет охватить каждого студента группы с целью проверки знаний, требует от студентов серьезной подготовительной работы, связанной, в первую очередь, с умением толковать и применять уголовно-процессуальные нормы, дает возможность не только проанализировать правила производства предварительного расследования, но и выявить возможные варианты неправильного применения уголовно-процессуального закона, обеспечив, таким образом, связь с судебной практикой.

Студенты работают в группе. В обсуждении должны участвовать все студенты группы. В конце обсуждения подводятся итоги занятия в целом: обсуждаются продемонстрированные следственные действия, выявляются допущенные ошибки.

Форма представления студентами конечного результата –проекты протоколов следственных действий и заключение по итогам обсуждения.

Дидактическое оснащение техническое оснащение:

компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием видеоматериала: «Следственные действия».

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.* (главы 21-32)

Водяная В.Ю. Осуществление процессуального контроля в ходе досудебного производства в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ. Методическое пособие. – Москва: изд-во КРЕДО, 2010.*

Мельников В.Ю. Гарантии прав и законных интересов граждан в уголовном процессе. Монография. – Ростов н/Д: РГУПС. 2010. *

Неретин Н.Н. Изучение личности обвиняемого при производстве предварительного следствия в уголовном судопроизводстве//Уголовное судопроизводство 2009. №1.*

Практика применения УПК РФ: практическое пособие/ под ред. В.П.Верина – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 589 (Профессиональная практика)

Предварительное следствие: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В.Мешкова._ М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2009.*

Семенов В.Г. Прекращение уголовного дела, приостановленного за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого//Следователь. 2009. №6

Сычев А.А. О форме предварительного расследования преступлений несовершеннолетних // Российский следователь. 2009. №5*

Наши рекомендации