Принципы организации и деятельности прокуратуры. В 1922 году В.И. Ленин стал вести речь о необходимости создания прокуратуры РСФСР, считая, что с ее помощью можно обеспечить строгое исполнение законов
В 1922 году В.И. Ленин стал вести речь о необходимости создания прокуратуры РСФСР, считая, что с ее помощью можно обеспечить строгое исполнение законов Советской власти, борьбу с местничеством. В своем письме в Политбюро, названном: «О двойном подчинении и законности», продиктованном И.В. Сталину по телефону,53 Ленин назвал в числе других три основных принципа, которые должны быть положены в основу организации и деятельности прокуратуры: 1. единство, 2. централизация, 3. независимость прокуратуры.
Принцип единства предполагал, что прокуратура должна быть единым органом для всей страны.
Принцип централизации означал необходимость подчинения снизу доверху всех прокуроров прокурору республики.
Принцип независимости устанавливал, что создаваемая прокуратура должна быть независима от каких-либо местных (местнических) и ведомственных влияний.
Эти три принципа в дальнейшем в разных редакциях нормативных актов проходили в качестве основных. Они обеспечили организацию и деятельность прокуратуры на протяжении истории ее существования с 1922 года до наших дней. При этом следует признать, что реально прокуратура никогда не была независимой в полном смысле этого слова. Согласно ленинской идее она должна была зависеть от трех высших партийных органов: Политбюро, Оргбюро и ЦКК. Ленин писал, что прокуратура должна находиться под самым близким наблюдением этих органов. Таким образом он надеялся добиться, чтобы никто, кроме высшей партийной власти, не мог оказывать влияние на деятельность прокуратуры. В действительности прокуратура с самого начала оказалась в ведении народного комиссариата юстиции, в состав которого она вошла, а через него и в ведении правительства - СНК, который являлся одним из законодательных органов, принимавших нормативные акты относительно функционирования прокуратуры. Прокуратура попала также под влияние местных органов власти. Без согласия местных партийных органов (а они были местной властью и фактически и юридически) не проходило назначение ни одного районного, областного или республиканского прокурора, и это ставило прокуроров в прямую зависимость от них.
После того, как КПСС перестала быть руководящей и направляющей силой, партийные органы в лице партийных организаций были удалены из органов прокуратуры. В Конституции РФ установлены соответствующие ограничения деятельности любых партийных органов. Прокуратура оказалась выведенной из-под влияния общественных объединений и получила реальные возможности осуществлять свою деятельность по надзору за соблюдением законов, а также привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, независимо от органов власти.
Для того, чтобы обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства в статье 4 Закона «О прокуратуре РФ» (в редакции 1995 года) закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры РФ. В части 1-ой этой статьи указано, что прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В этой норме заложены два важных принципа деятельности прокуратуры: единство и централизация с единоначалием со стороны Генерального прокурора. В части 2-ой указанной статьи закреплен принцип независимости. Принцип единства прокуратуры проявляется в том, что прокуратура является единой системой, возглавляемой Генеральным прокурором. Все работники прокуратуры назначаются вышестоящими прокурорами, а руководители отдельных звеньев, начиная с районного или городского звена назначаются на должность Генеральным прокурором. Единство прокуратуры проявляется также в том, что в России нет прокуроров, не входящих в систему, подчиненную Генеральному прокурору. Единство прокуратуры обеспечивает одну из главных задач ее деятельности, соблюдение единой законности, единого правового поля, чтобы не было различного содержания законности в зависимости от места и времени исполнения законов и особенностей лиц, которые эти законы исполняют. Благодаря единству прокуратуры, возможно обеспечивать единство законности при проведении в жизнь требований государственной политики, закрепленной в законах. Принцип централизации прокуратуры проявляется в том, что все прокуроры подчинены вышестоящим прокурорам и через них Генеральному прокурору, что все руководители надзорных звеньев: прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры районов и городов и приравненные к ним прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Централизация, сочетаемая с единоначалием, позволяет обеспечивать единые требования при выполнении прокуратурой своих полномочий в ее надзорной и иной деятельности, направленной на соблюдение Конституции РФ и исполнение всех законов. Принцип независимости проявляется в том, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Прокуратура независима от каких бы то ни было ведомственных или местных влияний.
Закрепление и фактическая реализация указанных трех принципов требует, чтобы они действовали взаимосвязано друг с другом. Независимость прокуратуры возможна лишь при условии, что она является единым централизованным органом. Подчиненные прокуроры всегда могут найти поддержку со стороны вышестоящих прокуроров, а также - Генерального прокурора РФ в их противостоянии попыткам воздействовать на органы прокуратуры при принятии ими решений по вопросам законности или привлечения к уголовной ответственности.