Методические рекомендации по решению задач

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Методические рекомендации по решению задач. 4

Практическая работа № 1. 6

Практическая работа № 2. 9

Практическая работа № 4. 17

Практическая работа № 5. 19

Практическая работа № 6. 22

Практическая работа № 7. 26

Практическая работа № 8. 29

Практическая работа № 9. 33

Практическая работа № 10. 37

Практическая работа № 11. 41

Практическая работа № 12. 44

Практическая работа № 13. 50

Практическая работа № 14. 54

Практическая работа № 15. 58

Практическая работа № 16. 62

Практическая работа № 17. 67

Введение

Основная задача практических занятий по курсу ''Гражданское право'' – научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в предложенных задачах. Их решение позволит максимально приблизить студентов к практической деятельности юриста.

Настоящие методические указания составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержа­ния и уровню подготовки выпускников специальности 030912.

Учебная дисциплина «Гражданское право» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных учебных дисциплин, включена в Федеральный компонент. Главной задачей изучения курса является получение будущими специалистами углубленных правовых знаний по вопросам гражданского законодательства.

Содержание дисциплины состоит из введения и семи разделов:

I. Основные положения гражданского права;

II. Право собственности и другие вещные права;

III. Общая часть обязательственного права;

IV. Виды договоров;

V. Внедоговорные обязательства: понятие и виды;

VI.Наследственное право;

VII. Основы права интеллектуальной собственности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о роли и месте гражданско-правовых знаний в профессиональной деятельности будущего специалиста;

- о гражданском праве как отрасли права, юридической науке и учебной дисциплине;

- об истории развития гражданского права в России;

- о системе российского законодательства, месте и роли в ней гражданского права;

знать:

- сущность гражданско-правового метода регулирования общественных отношений;

- основные понятия гражданского права;

- виды субъектов гражданского права;

- объекты гражданских правоотношений;

- юридические понятия собственности; формы и виды собственности; способы приобретения и прекращения права собственности;

- содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты;

- виды ответственности по гражданскому праву;

- порядок заключения гражданско-правовых договоров, требования к их содержанию;

- принципы исполнения гражданско-правового договора;

уметь:

- толковать и применять нормы Гражданского кодекса, законов и иных нормативных актов;

- использовать нормативно-правовые документы;

- анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых отношений;

- анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности учреждения, организации, предприятия;

- составлять различные документы, используемые в хозяйственной и управленческой деятельности;

- правильно выбирать и применять различные формы и методы защиты гражданских прав.

Практические занятия дополняют традиционно проводимые лекции. Сначала студенты получают знания об основных понятиях и юридических конструкциях права в целом и гражданского права в частности. Затем с помощью практических занятий они развивают навыки по практической реализации гражданских прав, способам их защиты, приобретают опыт выделения значимых юридических фактов, выбора необходимых для правильного решения дела норм гражданского права.

Практические занятия предусмотрены по наиболее важным вопросам изучения предмета гражданского права. При их выполнении предполагается обязательная работа не только с Гражданским кодексом со всеми внесенными в него изменениями, но и с его комментарием, постановлениями пленумов Верховного, Высшего Арбитражного и Конституционного Судов по гражданско-правовым вопросам, отдельными федеральными законами и другим нормативно-правовым материалом. Для проведения практических занятий необходимо использовать компьютерную справочно-правовую систему типа «Консультант-плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.

Отчеты по практическим работам оформляются в специальной тетради для практических работ. Отчет содержит: порядковый номер, тему и цель практической работы, выполнение контрольных заданий, предусмотренных в работе.

Методические рекомендации по решению задач

Решение задачи – это отчет о самостоятельных занятиях студента, это также показатель знаний учебного материала, специальных исследований, источников, т.е. глубины изучения рекомендованной литературы.

Как должна быть построена работа студента при решении задачи?

В первую очередь студенту рекомендуется ознакомиться с условиями задачи, изучить конспект лекции, соответствующую тему учебника, а также нормативный материал к указанной в задаче теме. После этого следует возвратиться к условиям задачи и, выяснив значение каждого положения, решить задачу по существу в соответствии с поставленными вопросами в задаче или исходя из логической сути.

Решение задачи должно быть мотивированным со ссылкой на соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, а также другие кодексы, федеральные законы, подзаконные акты, судебную практику Верховного Суда РФ и (или) Высшего Арбитражного Суда РФ.

Ответы оформляются письменно в соответствующей тетради для практических занятий.

Постоянное решение задач поможет студенту научиться правильно применять нормы гражданского права и теоретические положения к конкретным случаям, понять практическое значение основных институтов гражданского права и поверить, насколько эти нормы и положения усвоены.

Обучающий вариант

Петров продал Еремееву компьютер за 18 000 рублей, при этом был составлен документ с условиями соглашения и подписями обеих сторон. Через неделю после этого Петров обратился в суд с иском о признании сделки недействительной и компенсации морального вреда. Он утверждал, что был принужден к продаже. Выяснилось, что Еремеев давно просил Петрова продать ему компьютер, однако Петров не хотел этого делать. Не отказавшись от намерения приобрести компьютер, Еремеев стал угрожать Петрову разглашением его семейной тайны, если Петров компьютер не продаст. Петров вынужден был заключить сделку, хотя компьютер постоянно был нужен ему самому.

Каким будет решение суда?

Для решения данной задачи необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Какая отрасль права регулирует рассматриваемые отношения? (гражданское право).

2) К какому виду договоров относится рассматриваемое обязательство? (купля-продажа).

3) Какие гражданские права Петрова в данном правоотношении нарушил Еремеев? (право на неприкосновенность частной жизни и право на свободу договора).

4) Каким образом суд может защитить нарушенные права Петрова? (признать данную сделку недействительной и компенсировать моральный вред).

5) Какая форма заключения сделки должна соответствовать данному соглашению? (письменная).

6) Каковы будут последствия признания судом данной сделки недействительной? (односторонняя реституция).

На основании этого суд должен разрешить ситуацию следующим образом:

1) признать факт заключения договора купли-продажи, что подтверждается показаниями сторон и предоставленной распиской (п. 1 ст. 162 и п. 2 ст. 808 ГК РФ), однако в соответствии со ст. 179 ГК РФ признать данную сделку недействительной.

2) Обязать Еремеева возвратить Петрову его компьютер, а также возместить понесенные Петровым материальные убытки в связи с его временным отсутствием.

3) конфисковать полученную Петровым от Еремеева по данной сделке сумму (18 000 рублей) в доход государства (односторонняя реституция).

4) В связи с отсутствием реальных последствий нарушения права на неприкосновенность личной жизни Петрова невозможна компенсация морального вреда со стороны Еремеева (ст. 151 ГК РФ).

Таким образом, иск Петрова будет удовлетворен частично.

Практическая работа № 1

Тема 1.4 ''Граждане как субъекты гражданского права''

1. Цель: определение видов и объема дееспособности граждан.

2. Задачи:

1) определить субъектов гражданских правоотношений;

2) сравнить дееспособность малолетних и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

3) выяснить как дееспособность физического лица влияет на действительность заключаемых им сделок.

Наши рекомендации