Раздел ii.Правовая система Соединенных Штатов Америки
А) основные черты правовой системы
Современная американская правовая система начала складываться еще в колониальный период (XVII—XVIII вв.). В каждой из 13 британских колоний в Америке применялись английские законы и нормы общего права, однако, со значительными ограничениями, вызванными специфическими местными условиями. В большинстве колоний были изданы сборники действовавших в каждой из них законодательных актов. Первый, изданный в Массачусетсе в 1648 г., отличался тем, что отдельные правовые институты были расположены в нем в алфавитном порядке, что послужило образцом для последующей систематизации американского законодательства.
После образования в 1776 г. Соединенных Штатов, в них сохраняли свое действие английские законы, если они не противоречили Конституции и новым законам, а также нормы английского общего права, сформулированные в решениях британских судов. Важнейшее отличие американской правовой системы от английской — предопределяющее значение Конституции в качестве основного источника права. Начиная с 1820-х гг. многие штаты вступили на путь кодификации норм общего права, оставляя, однако, за судами широкие полномочия их толкования. Основная тенденция в дальнейшем развитии американского права - возрастание роли законодательства и решений Верховного суда.
На протяжении XIX в. во многих штатах предпринимались попытки подготовить кодексы законов по отдельным отраслям права. Так, в 1830-х гг. Д. Филдом были разработаны проекты гражданского, уголовного, гражданского процессуального и уголовно-процессуального кодексов штата Нью-Йорк, которые послужили образцом для подобных изданий в ряде других штатов.
В целом же область применения законодательства и общего права штатов, в особенности по проблемам гражданского и уголовного права, судоустройства и судебного процесса, значительно шире, чем федерального законодательства и сопутствующего ему федерального общего права. Размежевание сфер действия законодательства федерации и штатов в конкретных отраслях права представляет известные трудности, поскольку нередко одни и те же правовые институты регулируются как теми, так и другими нормами.
С конца XIX в. в США предпринимаются попытки сближения и даже унификации законодательства штатов. В этих целях в 1892 г. была учреждена Национальная конференция уполномоченных по унификации права штатов, которая представляет собой отчасти государственный орган, отчасти — общественную организацию. Если конференция одобряет представленный проект, она рекомендует его штатам для принятия в качестве закона. Однако пока из почти 200 предложенных ею проектов одобрение всех или подавляющего большинства штатов получили менее 20 (в основном они относятся к сфере торгового права и важнейший среди них — Единообразный торговый кодекс (ЕТК), впервые предложенный в 1952 г.).
Федеральное законодательство США ныне публикуется в систематизированном виде в качестве Свода законов США, состоящего из 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной отрасли права либо крупному правовому институту. По своему составу Свод весьма неоднороден. Некоторые его разделы представляют собой просто собрание близких по содержанию актов, изданных в разное время и мало связанных между собой. Другие, напротив, включают в себя кодексы законов по соответствующей отрасли права, составленные по определенной схеме. Свод законов США переиздается каждые шесть лет. Принимая очередной закон, американский Конгресс указывает, какое место должен занять он в Своде законов США и какие изменения должны быть в связи с этим внесены в разделы, главы и параграфы действующего Свода.
За последние десятилетия предпринимаются попытки сближения и норм общего права отдельных штатов. В многотомном издании "Обновленное изложение права", подготовленном частным Институтом американского права, в систематизированном виде, в форме, напоминающей статьи законов, излагаются нормы американского общего права по различным его отраслям, и, прежде всего, по тем вопросам, которые регулируются, главным образом, не законодательством, а общим правом, — это договорное право, представительство, собственность, страхование и т.п.
Б) конституционное право
Конституция США принята в 1787 г. Это одна из старейших ныне действующих конституций и одна из наиболее "жестких": за 200 лет в нее было внесено всего 27 поправок, 10 из которых, так называемый «Билль о правах», вступили в силу в 1791 г.
По форме государственного устройства США – федерация, состоящая из 50 штатов. Конституция содержит четкий перечень вопросов, отнесенных к компетенции центральной власти. Вопросы, не включенные в этот перечень, субъекты федерации могут решать самостоятельно. Каждый штат имеет свою конституцию, свои законодательные органы, свою исполнительную и судебную систему. По форме государственного правления США — президентская республика. Федеральная конституция устанавливает принцип "разделения властей" — законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная Верховному суду и другим судам.
Высшим органом государственной власти США является Конгресс. Он состоит из двух палат - Палаты представителей и Сената. Палата представителей, в состав которой входят 435 человек, избирается путем прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты, представляющие интересы населения всей страны, избираются на два года. Сенат избирается по той же системе на шесть лет с обновлением 1/3 состава каждые два года. В ее составе - по два представителя от каждого штата. В Палате представителей председательствует спикер, избираемый из числа ее депутатов, в Сенате — вице-президент США. Спикер является представителем партии, располагающей большинством мест в Конгрессе.
Компетенция Конгресса определена Конституцией. В соответствии с разд.8 ст.1. Конгресс имеет право устанавливать различные пошлины, налоги, сборы, заботиться о совместной обороне и благосостоянии США. Кроме того, каждая палата обладает предоставленными только ей полномочиями. Например, Палата представителей наделена правом возбуждать обвинения против федеральных гражданских должностных лиц, а Сенат - правом решать вопрос о виновности в порядке импичмента. Кроме этого, Сенат утверждает высших должностных лиц, назначенных президентом и одобряет заключенные им международные договоры. В основной сфере деятельности (законодательной) палаты обладают равными правами.
Президент США избирается сроком на четыре года путем косвенных выборов: избиратели выбирают выборщиков, а они — президента. Конституция предусматривает, что избранным считается тот кандидат, который получит абсолютное большинство голосов выборщиков. Если ни один кандидат не получит требуемого большинства, Палата представителей избирает президента из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Никто не может занимать президентский пост более двух раз.
Компетенция президента, который сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства, чрезвычайно обширна. Он обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето, принимает подзаконные акты, назначает на высшие государственные должности, руководит деятельностью правительства и т.п.
в) суд и процесс
В США параллельно функционируют единая федеральная система судов и самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий. В компетенцию федеральных судов входит, прежде всего, рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов или между гражданами, проживающими в двух различных странах, если при этом сумма иска превышает 10 000 долларов. По ряду вопросов компетенция федеральных судов и судов штатов совпадает как по уголовным, так и по гражданским делам, что вызвало к жизни весьма сложные правила разграничения их функций. При определенных ситуациях у органов обвинения и у истцов по гражданским делам создаются возможности выбора между обращением в суд одного из штатов либо в федеральный суд, а в некоторых, весьма редких, случаях допускается обращение в федеральный суд с жалобой по делу, рассматривавшемуся в суде штата. Подавляющая часть уголовных и гражданских дел рассматривается судами штатов, и лишь относительно небольшая их часть (5—10%) оказывается предметом разбирательства федеральных судов.
В федеральную систему судов входят Верховный суд США, апелляционные и окружные суды, а также специальные суды. Единственное судебное учреждение, упоминаемое в Конституции США - Верховный суд США - состоит из девяти судей, назначаемых президентом США. Основная функция Верховного суда - рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов
Апелляционные суды были созданы в 1891 г. в качестве судов промежуточной юрисдикции между Верховным судом США и окружными судами.
В состав каждого апелляционного суда входит от 4 до 23 судей. Обязанности председателя возлагаются на того из них, кто дольше всех входит в состав этого суда, однако не достиг 70 лет. В работе каждого апелляционного суда принимает участие один из членов Верховного суда США.
Окружные суды (иногда их название переводится как "районные") — основное звено федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на округа с учетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от одного до четырех округов. Соответствующие окружные суды созданы также в четырех заморских территориях США. Всего в настоящее время насчитывается 95 окружных судов, в каждом из которых от 2 до 27 судей. Они рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, а также жалобы на действия административных ведомств. Уголовные дела и гражданские иски по большинству категорий дел с суммой иска свыше 20 долларов слушаются с участием присяжных, если на этом настаивает обвиняемый или истец. При окружных судах функционируют федеральные магистраты. Они занимаются, в основном, подготовкой дел к слушанию и контролем за исполнением судебных решений. Магистраты вправе самостоятельно рассматривать уголовные дела по обвинению в малозначительных преступлениях, если те наказываются лишением свободы на срок до одного года и штрафом до 1 000 долларов, однако при условии, что обвиняемый не настаивает на разбирательстве его дела судьей окружного суда.
Наряду с системой общих судов существует несколько специализированных федеральных судов. Их система подверглась значительным преобразованиям в 1982 г. Важное место в ней занимает Претензионный суд. Он рассматривает гражданские иски частных лиц и корпораций к правительству США на сумму свыше 10.000 долларов с требованием о возмещении ущерба, причиненного нарушением договоров и по ряду других оснований.
В 1980 г. был переименован в Суд по внешней торговле прежний Суд по таможенным делам. Он состоит из девяти судей, которые могут выносить решения единолично и заседают либо в Нью-Йорке, где находится его штаб-квартира, либо, при необходимости, в одном из других портовых городов США. В ряду других федеральных судебных учреждений с различной специализацией, в частности, имеется самостоятельный Налоговый суд, рассматривающий споры, которые возникают в связи с определением размеров федеральных налогов и их уплатой.
В американских штатах действуют весьма различающиеся между собой системы судов. По большей части их особенности объясняются историческими условиями формирования судебной системы в данном штате.
Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит название верховного суда, однако в ряде штатов он называется апелляционным судом.Они состоят из пяти - девяти судей, один из которых назначается председателем суда. Верховные и соответствующие им суды штатов занимаются, главным образом, рассмотрением апелляционных жалоб на решения нижестоящих судов. Суды промежуточной юрисдикции созданы в ряде штатов для рассмотрения жалоб на приговоры и решения судов первой инстанции и других судебных учреждений. Они носят различные названия, но чаще всего их именуют апелляционными судами. Иногда в штатах создается отдельный уголовный апелляционный суд, в ряде случаев суды промежуточной юрисдикции функционируют на правах апелляционных отделений верховного суда штата. В их состав входят от 10 до 50 судей. Слушание дел обычно проводят коллегии из трех судей. В некоторых штатах апелляционные суды рассматривают по первой инстанции, в том числе и с участием присяжных заседателей, определенные категории гражданских и уголовных дел. В этом случае процесс ведет единоличный судья.
Основное звено судебной системы штатов — суды общей юрисдикции, которые выступают под самыми разными названиями, например: в штате Нью-Йорк это верховные суды, в штате Калифорния — высшие суды, но чаще всего они именуются окружными судами. Как правило, они рассматривают по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, предусмотренных законодательством соответствующего штата, кроме малозначительных проступков, а также гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех категорий дел, для разбирательства которых созданы в данном штате специализированные суды. В праве в ряде случаев рассматривать жалобы на их решения.
Дела в окружных судах рассматриваются либо единоличными судьями, либо судьями с участием присяжных заседателей. В настоящее время количество присяжных заседателей в американских судах любых инстанций, в том числе и в федеральной системе судов, составляет при разбирательстве уголовных дел 12 или меньше, но не менее шести присяжных, при разбирательстве гражданских дел — чаще всего шесть, если стороны не потребуют увеличения числа присяжных. В большинстве штатов для признания подсудимого виновным требуется вынесение присяжными единогласного вердикта.
Помимо названных звеньев общей системы судов и каждом американском штате имеются суды ограниченной юрисдикции, которым доверяется рассматривать дела о малозначительных преступлениях, наказываемых штрафами либо краткосрочным лишением свободы, а также гражданские дела с суммой иска до 1.000 долларов. Они носят названия муниципальных городских, полицейских судов, иногда - судов графств, судов общих сессий и т.п. Дела в них слушают магистраты или мировые судьи,не обязательно обладающие профессиональной юридической подготовкой.
Во многих штатах действуют также суды специальной юрисдикции - либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, суды, разбирающие огромное количество дел о нарушении правил дорожного движения, и др. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко объединяющие в себе и функции семейных судов. Они разбирают дела о правонарушениях несовершеннолетних, принимают меры к родителям, не заботящимся о своих детях, контролируют условия воспитания в неблагополучных семьях, пытаются разрешать семейные конфликты и т.п.
В системе американских учреждений на уровне федерации и штатов отсутствуют специальные органы конституционного контроля, поскольку эти функции выполняются судами общей юрисдикции. Верховный суд США прецедентом 1803 г. ввел для себя, а также и для других федеральных судов исключительное по своей важности полномочие толковать положения Конституции США и объявлять недействительными законы, изданные Конгрессом США и легислатурами штатов, любые акты исполнительной власти по мотивам их противоречия Конституции. Верховный суд США, как и другие федеральные суды, вправе по тем же мотивам отменять решения любых судебных органов. Назначения на все судейские должности в федеральных судах производятся президентом США с согласия Сената, который вправе отвергнуть предложенную президентом кандидатуру. К кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования, как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация и др.). Федеральные судьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь в результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружных федеральных судах, назначаются на свои должности судами на восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.
Назначение на судейские должности в судах штатов производится по весьма различным правилам. Судьи верховных судов и апелляционных инстанций в большинстве штатов назначаются губернаторами с согласия Сената, либо иного законодательного органа штата на срок 6—15 лет. В таком же порядке в некоторых американских штатах занимают свои должности и судьи нижестоящих судебных инстанций. Однако большинство судей в штатах выбираются населением в ходе избирательных кампаний.
Расследование по уголовным делам проводится ФБР и множеством другие федеральных служб, а также независимыми друг от друга многочисленными полицейскими учреждениями, которые подчиняются либо властям соответствующего штата, либо местным властям графства, города или сельского муниципалитета. Они вправе производить аресты, допрашивать подозреваемых, разыскивать и собирать доказательства преступления. Аресты, обыски и некоторые другие следственные действия производятся полицией с предварительной либо, в исключительных случаях, последующей санкции суда.
В ряде случаев предварительное расследование проводится аппаратами либо федерального атторнея (они имеются в каждом федеральном судебном округе), либо генерального атторнея штата, либо местного атторнея (графства, города и др.). Все эти должностные лица действуют автономно и не находятся в отношениях соподчиненности. Более того, даже федеральные окружные атторнеи в принятии решений по конкретным делам пользуются полной независимостью от генерального атторнея США, возглавляющего департамент (министерство) юстиции. По существу, атторнеям всех уровней принадлежит решающая роль в возбуждении уголовного преследования и в решении вопроса о предании обвиняемого суду. В большинстве штатов сохраняется также специальный орган - большое жюри, состоящее из 12—23 присяжных, которые проверяют, имеется ли у обвинения достаточно доказательств для передачи дела в суд (в некоторых случаях большое жюри может выступать и в качестве органа расследования).
Важнейшая функция атторнеев - поддержание обвинения в суде. Атторнеи вправе обжаловать в вышестоящий суд приговоры по уголовным делам, кроме оправдательных приговоров, вынесенных судом присяжных. В большинстве штатов и на местном уровне атторнеи выбираются населением и, как правило, занимают свои должности благодаря поддержке той или иной политической партии.
Защиту интересов обвиняемых по уголовным делам и представительство интересов сторон в гражданском процессе осуществляют адвокаты. Согласно решениям Верховного суда США обвиняемый имеет право на участие адвоката с момента задержания, а если обвиняемый не в состоянии нанять адвоката, он имеет право на бесплатную юридическую помощь. Во многих штатах, однако, правом на бесплатную юридическую помощь пользуются лишь те обвиняемые, которым грозит лишение свободы или смертная казнь. Адвокаты по гражданским делам нередко участвуют в процессе на условиях, что в случае выигрыша дела клиент уступит ему от 30 до 50% полученной им суммы возмещения.
г) гражданское, семейное, торговое и трудовое право
В сфере гражданского и семейного права в большинстве американских штатов действуют не кодексы, а законы, регулирующие отдельные правовые институты, либо нормы общего права. Исключение составляет штат Луизиана, где действует Гражданский кодекс 1870 г., продолжающий традиции французского права, и штаты Джорджия, Калифорния, Монтана, Северная и Южная Дакота, где имеются гражданские кодексы, регулирующие лишь узкий круг проблем гражданского и семейного права.
Нормы о правовом статусе физических лиц, помимо имеющих общеконституционный характер, весьма различаются по отдельным штатам. В частности, возраст гражданского совершеннолетия в штатах колеблется от 18 до 21 года.
Единообразный закон о браке и разводе, разработанный Национальной конференцией уполномоченных (1970 г.), полное одобрение получил лишь в 11 штатах, и в регулировании этих вопросов отсутствует единство. Законы ряда штатов требуют гражданской формы регистрации брака, в других штатах законы придают юридическую силу церковному бракосочетанию, однако при условии, что ему предшествует представление лицензии от муниципальных служб. Наконец, в отдельных штатах допускается признание юридических последствий и за фактически установленными брачными отношениями. Имущество супругов после заключения брака чаще всего продолжает оставаться в их раздельной собственности, хотя в нескольких штатах признается режим общности имущества супругов. Основанием для развода законодательство одних штатов признает лишь непоправимый распад брака, других штатов — ставит условием предварительное раздельное проживание супругов в течение полугода; в некоторых штатах требуется доказать в суде вину одного из супругов в грубом обращении, неверности и т.п.
В области торговых отношений был издан ряд подготовленных Национальной конференцией уполномоченных единообразных актов. Однако центральное место в данной сфере законодательства занял Единообразный торговый кодекс (ЕТК), поглотивший все эти законы. Его первый проект был выработан в 1952 г., затем несколько раз пересматривался по требованию отдельных штатов (ныне действует официальный текст 1978 г.). Он был принят, с небольшими поправками, всеми американскими штатами, кроме Луизианы, где с 1974 г. также действуют многие его разделы. Все это делает ЕТК общеамериканским источником права, который регулирует весьма широкий круг вопросов, связанных не только с внутренней и внешней торговлей, но и с рядом других правоотношений.
В самостоятельную отрасль правового регулирования, осуществляемого главным образом федеральными законами, превратилось так называемое антитрестовское законодательство, направленное на недопущение чрезмерной концентрации экономического могущества в руках отдельных монополий в ущерб системе капиталистической конкуренции. Первым федеральным актом в этой области стал Закон Шермана 1890 г., который со ссылкой на нормы общего права объявил незаконными объединения, преследующие цель монополизировать междуштатную и внешнюю торговлю США. Закон Шермана, остающийся основой антитрестовского законодательства в США, был дополнен в 1914 г. столь же важными для этой области Законом Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии, которыми запрещены попытки монополизации иных сфер экономической деятельности. Этими актами объявлялись незаконными "нечестные методы конкуренции" в торговле, а также некоторые виды предпринимательской практики, если они влекли за собой "существенное ослабление конкуренции" или "тенденцию к созданию монополий". В частности, таковым признается картельное соглашение о разделе рынка или о фиксированных ценах. Однако американские монополии выработали множество приемов, чтобы обойти положения названных и других актов антитрестовского законодательства. Например, ими широко используется традиционный институт доверительной собственности, предусматривающий передачу имущества, акций и т.п. в распоряжение доверительного собственника, для сосредоточения в банках управления имуществом хозяев крупнейших состояний. В связи с этим, антитрестовское законодательство имеет своим следствием не ликвидацию монополий, а создание весьма гибкой системы государственно-монополистического регулирования экономикой.
В целях борьбы с "обманом потребителей" (ложная реклама товаров, поставка фальсифицированных или неправильно маркированных продуктов, требование оплаты неоказанных услуг и т.п.) ныне приняты сотни правовых актов на уровне законодательства федерации и штатов. Издание этих актов явилось реакцией законодателей на развернувшееся в 1960-х гг. движение потребителей, возглавляемое известным общественным деятелем Ральфом Нейдером, против обмана и злоупотреблений в сфере торговли и услуг. Национальная администрация по вопросам продовольствия и лекарств издает перечни стандартных требований, предъявляемых к качеству соответствующих продуктов. Действующее законодательство позволяет потребителям и их ассоциациям, как и государственным органам, выбирать между требованием возбуждения уголовного преследования и предъявлением гражданского иска к торговым фирмам и поставщикам услуг, занимающимся обманом потребителей.
Трудовое законодательство в США начало активно развиваться с 1870-х гг. в ходе острых социальных конфликтов между крупными предпринимателями и теми профсоюзами, которые решительно защищали интересы рабочих. К настоящему времени сложилась система нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, в которой решающая роль принадлежит федеральным законам, хотя и в ведении штатов остается весьма широкий круг вопросов.
В 1930-х гг., в период "нового курса" президента Ф.Рузвельта, были приняты законы Норриса-Ла Гардия (1932 г.) и Вагнера (1935 г.), которыми гарантировались права рабочих на создание профсоюзов, на заключение коллективных договоров с предпринимателями и на забастовки, а также Закон о справедливых условиях труда (1938 г.) и др. Совокупностью названных и иных федеральных актов ныне в основном регулируются трудовые права американских граждан и правовой статус профсоюзов. В некоторых случаях законы штатов, в частности изданные вскоре после принятия Закона Тафта-Хартли, содержат больше ограничений на права профсоюзов, чем федеральное законодательство. В то же время федеральные законы, принятые в 1960-х гг., во многом отражали интересы трудящихся и гарантировали равную оплату за равный труд, провозглашали запрет дискриминации в области труда по соображениям расовой принадлежности, происхождения, цвета кожи, религии, пола и др.
Действующие законы запрещают участие профсоюзов в политической борьбе и проведении выборных кампаний и содержат ряд других ограничений профсоюзной деятельности. Право трудящихся на забастовки ограничено запретом стачек солидарности, возможностью судебного запрета забастовок государственных служащих и работников государственных предприятий, обязанностью профсоюза за 60 дней до начала забастовки предупредить об этом предпринимателя и федеральную службу по посредничеству и примирению, а также правом президента в судебном порядке отсрочить или приостановить на 80 дней начатую забастовку, если она подвергает опасности "национальное благосостояние и безопасность". Проведение "незаконных" забастовок, нарушающих эти требования, влечет за собой роспуск профсоюзов, наложение на них крупных штрафов, уголовную ответственность для руководителей.
д) уголовное право
Уголовное право американских штатов сформировалось и долгое время развивалось на основе системы английского общего права, в свою очередь сложившейся из большого числа накопившихся за много столетий судебных прецедентов, т.е. решений судов высших инстанций по определенным правовым вопросам. Собственно американское общее право в дальнейшем развивалось все более самостоятельно в решениях судов штатов и федерации, однако и до настоящего времени сохраняется достаточно заметная его связь с английской системой общего права, и особенно с правовой доктриной.
Однако сохранение, а в некоторых местах и введение английской правовой системы не означало, что в дальнейшем США осуществляли ее копирование. Развитие их уголовного права показывает, что в силу различных причин там сложился свой, американский вариант английской правовой системы.
Уже в XIX в. штатах Нью-Гемпшир (1801 г.), Луизиана (1820 г.), Делавэр (1852 г.), Орегон(1864 г.), Калифорния (1872 г.), Небраска (1873 г.), Юта (1876 г.), Айова и Висконсин (1878 г.), Нью-Йорк (1881 г.) были приняты свои уголовные кодексы. Вместе с тем следует отметить, что в южных штатах страны доже после окончания гражданской войны действовали так называемые "черные кодексы", где широко использовался суд Линча и ку-клукс-клан. В результате принятия уголовных кодексов позиции общего права в ряде штатов были существенно потеснены, а в штате Нью-Йорк, например, подчеркивалось, что никакое деяние не считается преступным или наказуемым, если оно не предусмотрено кодексом или каким-либо статутом данного штата.
Таким образом, уголовное право США это результат взаимодействия следующих основных факторов:
во-первых, сочетание общего и статутного права; во-вторых, отсутствие единой уголовно-правовой системы, что обусловлено особенностями американского федерализма (наличие 53-х самостоятельных систем – а) штатов, б) федерального округа Колумбия, где расположена столица страны, и в) "свободно присоединившегося государства" Пуэрто-Рико), что породило правовой дуализм, означающий, что на территории каждого штата действует право данного штата, а при определенных условиях - федеральное право.
Основными источниками федерального уголовного законодательства является Конституция 1787 г., акты Конгресса, подзаконные акты. Конституция США не позволяет четко разграничить компетенцию федерации и штатов в области уголовного законодательства. В разделе 8 ст. 1 после перечисления вопросов, по которым "Конгресс имеет право" принимать решения (в частности, устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг, определять и карать морской разбой и пр.), отмечается, что он также может "издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления как вышеуказанных прав, так и всех других прав, которыми настоящая Конституция наделяет Правительство Соединенных Штатов, его Департаменты и должностных лиц. Конституция США содержит ряд положений либо непосредственно уголовно-правового характера, либо имеющих отношение к уголовному праву. Среди них такие, например, как запрет на издание законов, имеющих обратную силу, на применение жестоких и необычных наказаний, на лишение жизни, свободы и собственности без законного судебного разбирательства и др. В Конституции (раздел 3 ст. 111) также закреплено понятие такого преступления, как измена.
В США нет федерального уголовного кодекса в его общепринятом понимании.
Актом Конгресса от 25 июня 1948 г. основная масса ранее действовавшего законодательства была, как сказано в нем, "пересмотрена, кодифицирована" и включена в форме закона в раздел 18 Свода законов США "Преступления и уголовный процесс". Часть 1 этого раздела ("Преступления") насчитывает 86 глав, хотя номер последней главы - 123 (остальные главы пропущены). Первая глава ("Общие положения") фактически представляет Общую часть. Она состоит из 22 статей, большинство из которых содержат определения используемых в данном разделе терминов. Остальные главы расположены в алфавитном порядке. Поэтому в начале оказались статьи об ответственности за посягательства на животных и растения (гл. 3), в середине — об убийстве (гл. 51), а в конце — об ответственности за терроризм (гл. 113 В), измену (гл. 115) и воинские преступления (гл. 118).
Однако уголовно-правовые нормы общего характера встречаются и во второй части 1-го раздела, где рассматриваются вопросы наказаний (пробации, штрафа и тюремного заключения, смертной казни), а также и в остальных 49 разделах Свода законов США.
Эти и другие недостатки федерального уголовного законодательства дали основание американским ученым подвергать его серьезной критике, называя "фактически непригодным для использования и, несомненно, несправедливым". Конечно, такое состояние законодательства не могло не вызвать озабоченности властей. Было предпринято несколько попыток его реформирования, но все они оказались неудачными.
В то же время, большую роль в регулировании уголовно-правовых отношений на федеральном уровне играют издаваемые Президентом и ведомствами федерального правительства подзаконные акты. Как правило, они лишь конкретизируют нормы федеральных законов, но иногда и сами устанавливают уголовную ответственность за те или иные преступления. Так, согласно исполнительному приказу президента Р. Рейгана 1986 г., изданному в рамках реализации экономических санкций против Ливии, те американцы, которые не покинули территорию этой страны к указанному сроку, могли быть подвергнуты тюремному заключению сроком до 10 лет и штрафу в размере до 50 тыс. долларов.
Действие федерального уголовного законодательства является ограниченным. Во-первых, оно применяется в случае совершения преступлений с так называемым "федеральным элементом" то есть в отношении федеральных должностных лиц (убийство, причинение телесных повреждений, воспрепятствование исполнению служебных обязанностей) или в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (взяточничество и хищение), а также за преступления, затрагивающие интересы нескольких штатов (например, хищение автомобилей и перегон их из одного штата в другой, сбыт наркотиков) или Соединенных Штатов в целом (измена, шпионаж и др.).
Во-вторых, оно применяется в случае совершения любого преступления, но совершенного на территориях федерального значения: национальные парки, заповедники, суда, плавающие под американским флагом в открытом море, а также находящиеся в полете в воздушном пространстве над открытым морем, военные объекты и др.
Нормативные акты, издаваемые в штатах, не могут противоречить Федеральной конституции. Они, как правило, повторяют ее положения, но дают их более детальную регламентацию. Например, в конституции штата Орегон запрет налагать жестокие и необычные наказания дополнен указанием о том, что тяжкое убийство карается смертной казнью, если только присяжные не выскажутся за пожизненное тюремное заключение.
Состояние современного уголовного законодательства штатов трудно понять без хотя бы небольшого экскурса в его историю.
Еще в 70-х годах считалось, что каждый штат имеет свой кодекс. Однако в большинстве случаев он был таковым лишь по названию, ибо состоял из принятых в разное время актов или норм, нередко расположенных в алфавитном порядке. Причем, законодательство различных штатов сильно, отличалось друг от друга. Так, кровосмешение в Калифорнии каралось лишением свободы сроком до 50 лет, а в Пенсильвании — до 5, гомосексуализм в одном штате можно было наказывать пожизненным тюремным заключением, а в другом - штрафом.
Реформа уголовного права, начавшаяся в 1962 г., когда Институт американского права опубликовал проект Примерного уголовного кодекса, к настоящему времени проведена в 37 штатах страны.
Однако различия в законодательстве штатов все равно остаются весьма значительными.
Кроме этого, источником уголовного права США в ряде штатов может являться общее право, хотя по сравнению с английским американское общее право имеет ряд существенных отличий.
В большинстве штатов, в силу существующих там запретов, наказывать по нормам общего права нельзя. С другой стороны, даже в принятое новое уголовное законодательство таких штатов, как Нью-Мексико, Вашингтон и Вирджиния, включены специальные положения о сохранении общего права.
Важнейшим объектом воздействия на уголовное законодательство является Верховный суд США. Давая толкования тех или иных положений Конституции, иногда прямо противоположные, он нередко, оказывает большое влияние на уголовную политику в стране. Так, в 1972 г., рассмотрев апелляцию по делу Фурмэна, он постановил, что вынесение смертного приговора (смертная казнь) представляет собой жестокое и необычное наказание, противоречащее VIII и XIV поправкам к Конституции, а в 1976 г., в связи с рассмотрением дела Грегга, решил, что "смертная казнь сама по себе не составляет нарушения Конституции".
Источниками уголовного права США являются также заключенные ими международные договоры и право индейских племен.
Действующее, в том числе и реформированное за последние годы, законодательство американских штатов придерживается традиционного деления преступных деяний на две основные категории — фелонии и мисдиминоры. К фелониям относятся более тяжкие деяния, которые наказываются лишением свободы на срок свыше одного года, а к мисдиминорам — менее тяжкие преступления. Различия между ними играют весьма существенную роль при квалификации преступлений, в сфере уголовного процесса, в условиях отбывания наказания и в правовых последствиях осуждения. Возможности ареста полицейским человека, подозреваемого в мисдиминоре, а не в фелонии, значительно ограничены. Уголовно-процессуальное законодательство некоторых штатов считает не обязательным участие защитника, а иногда и обвиняемого в судебном разбирательстве дел о мисдиминорах. Осужденные за фелонию, как правило, отбывают наказание в карательных учреждениях более строгого режима, а после отбытия наказания в отличие от осужденных за мисдиминор лишаются права занимать публичные должности.
В свою очередь, фелонии и мисдиминоры делятся на несколько "классов", в зависимости от которых устанавливаются пределы наказаний: обычно фелонии на три—пять классов ("А", "В", "С" и т.д.), а мисдиминоры — на два или три класса. Сущность и практическое значение такой классификации состоит в том, что она предопределяет рамки наказаний, назначаемых за преступные деяния соответствующей категории.
Основными элементами системы наказаний, сложившейся в США, являются смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф. Как дополнительные наказания применяются конфискация имущества, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, лишение прав, трудовые услуги в общественных интересах и др.
Смертная казнь со времени образования США предусматривалась федеральным законодательством и уголовными законами штатов в качестве наказания за наиболее опасные государственные и общеуголовные преступления.
С 1950-х гг. началось все более заметное сокращение числа ежегодно выносимых смертных приговоров, и в особенности приводимых в исполнение приговоров к смертной казни в штатах, где она не была отменена. После 1967 г. в США фактически установился мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров. Этот мораторий, однако, не имел юридических оснований и не препятствовал вынесению смертных приговоров судами большинства американских штатов в тех случаях, когда они считали это необходимым. В то же время, Верховный суд США в 1972 г. в своем решении по делу Фурмена признал смертные приговоры противоречащими Конституции США и, по существу, потребовал пересмотра законодательства штатов, регулирующего основания и условия вынесения смертных приговоров.
Однако, в решении по делу Грегга, вынесенном в 1976 г. он принял противоположное решение, признав смертную казнь в принципе не противоречащей Конституции США, однако ограничил возможность ее применения рядом условий. Ныне смертные приговоры могут быть вынесены судами штатов лишь за тяжкое убийство или же за лишение жизни, явившееся результатом другого тяжкого преступления. При этом по требованию Верховного суда США, законы любого штата должны предоставить суду присяжных возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением. В ответ на многочисленные требования Верховный суд США ввел в 1988 г. еще одно ограничение, прежде не существовавшее в законах многих штатов, установив, что смертная казнь не может применяться к несовершеннолетним в возрасте до 16 лет.
В настоящее время смертная казнь предусмотрена законодательством 36 американских штатов. В зависимости от законов отдельных штатов приговоры приводятся в исполнение с помощью «электрического стула», газовой камеры, через расстрел или повешение, а в 16 штатах допускается как обязательный или новый альтернативный вид смертной казни - посредством введения яда.
Две трети лиц, признанных виновными в фелониях, приговариваются к лишению свободы и отбывают наказание в местах заключения с различной строгостью режима. Начиная с 1870-х гг. в США господствовала система неопределенных приговоров, при которой суд, в рамках предписанных законом для данной категории преступных деяний (например, фелоний класса "А"), устанавливает в приговоре лишь минимальный и максимальный срок лишения свободы. Реальный же срок заключения при такой системе зависит от решения комиссии по условному досрочному освобождению, т.е. от административного органа, а тем самым, по существу, не определяется судом. Ныне в систему неопределенных приговоров на уровне законодательства федерации и некоторых штатов вводятся существенные ограничения. В частности, Комплексный закон о контроле над преступностью 1984 г. требует назначения федеральными судами фиксированных сроков лишения свободы для осужденных за насильственные преступления и рецидивистов.
Отличительной чертой американской системы уголовных наказаний является пробация (буквально: испытание), т.е. направление осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника специальной службы, которому поручается контроль за его поведением. Нарушение установленных судом пробаций может повлечь за собой вынесение приговора к тюремному заключению.
Штраф — основная, а часто и единственная мера наказания, предусматриваемая американскими законами за большинство малозначительных преступлений и иных правонарушений, в особенности автодорожных. В качестве альтернативной санкции штраф может быть назначен, по федеральному УК и кодексам штатов, за многие весьма тяжкие преступления, в том числе и такие, которые караются лишением свободы на срок до 10 и даже 20 лет. При этом сумма штрафа, например по указанному Комплексному закону 1984 г., может достигать 25 000 долларов, а в некоторых случаях — и 250 000 долларов. За последнее время уголовные законы все чаще допускают одновременное назначение в приговоре в любых сочетаниях лишения свободы, пробации и штрафа.
За последние десятилетия в системе уголовного законодательства на уровне и федеральном, и штатов все чаще появляются близкие по своему содержанию законы, направленные на борьбу с новыми формами преступности, которая требует координации усилии различных правоохранительных органов. В их числе федеральный Закон 1986 г. о мошенничестве и злоупотреблениях связанных с компьютерами, и принятые в подавляющем большинстве штатах аналогичные законы, подробно регламентирующие ответственность за широкий круг «компьютерных преступлений».