Формы и методы надзора

Основной формой надзора прокурора является проведение проверок непосредственно в местах лишения свободы. Другие формы, как правило, мало эффективны, так как не позволяют выявить имеющие место нарушения закона в силу закрытого характера этих учреждений. Проверки прокурором могут про­водиться в соответствии с планом регулярно один раз в три ме­сяца, но при необходимости, если получены сигналы о имею­щих место нарушениях, безотлагательно. Чтобы достичь резуль­тативности, перед началом проверки следует ознакомиться с материалами, относящимися к деятельности проверяемого уч­реждения, с предыдущим актом проверки, имеющимися заявле­ниями осужденных. Затем намечается круг вопросов, подлежа­щих выяснению. Проверка может касаться отдельных вопросов исполнения наказания, но может иметь комплексный характер. Для участия в ней могут быть приглашены представители дру­гих ведомств: инспекторы по охране труда, врачи, работники санитарно-эпидемиологического надзора, педагоги, психологи и другие лица в зависимости от поставленных целей. По прибы­тии в учреждение прокурор истребует необходимые ему мате-

риалы: данные, характеризующие исполнение режима, в том числе практику применения дисциплинарных взысканий, поощ­рений, переводов на другие условия содержания; сведения о трудовом использовании осужденных, случаях отказа их от ра­боты; получении ими общего и профессионального образова­ния; данные о травматизме (производственном и бытовом), за­болеваниях (в том числе инфекционных). Прокурор при прове­дении проверки должен ознакомиться с личными делами осуж­денных, по которым он может судить об обоснованности режи­ма и условий содержания, применения мер поощрения и взы­скания, применения других средств исправления, о подготовке к освобождению. После этого производится осмотр жилых и иных помещений. Для оценки состояния режима в присутствии про­курора могут производиться обыски спальных и других мест с целью обнаружения у осужденных недозволенных предметов: денег, наркотиков, спиртных напитков, ножей, игральных карт и т.п. Прокурор выявляет обеспеченность осужденных одеждой, постельными принадлежностями, а помещений - необходимым инвентарем.

В ходе проверки прокурору следует ознакомиться с состоя­нием пищеблока, санитарно-бытовыми и учебными помеще­ниями. Очень важно осмотреть штрафной изолятор, помещения камерного типа, одиночные камеры, установить законность со­держания в них, для чего изучить материалы, предшествовав­шие водворению в ШИЗО, помещение камерного типа и т.п., обратить внимание на документальное оформление принятого администрацией решения о дисциплинарном взыскании и во­дворении в места строгой изоляции. Прокурор знакомится с практикой предоставления свиданий, отпусков, разрешений пе­редвижения без конвоя и т.д. При обходе прокурор опрашивает осужденных об условиях быта, труда, отдыха, сообщает воз­можности личного приема, его месте и времени. В ходе провер­ки прокурор изучает приказы и распоряжения администрации учреждения на предмет установления соответствия их законам, другим нормативным актам.

Важным средством выявления нарушений закона является проверка жалоб и заявлений осужденных. Жалобы и заявления, адресованные прокурору, не подлежат просмотру администра­цией и должны в суточный срок ему направляться. В установ­ленный законом срок 30 дней жалоба должна быть проверена

прокурором. О результатах проверки сообщается заявителю пу­тем объявления под роспись администрацией учреждения.

В обязанность прокурора входит также санкционирование оставления несовершеннолетнего, достигшего 18- летнего воз­раста, в воспитательной колонии, а также санкционирование задержания органами милиции лица, не возвратившегося из от­пуска в установленный срок.

По результатам проведенных в СИзо и местах лишения сво­боды проверок прокурор составляет акт с предложениями адми­нистрации об устранении выявленных нарушений закона. При необходимости он может внести представление с постановкой требования о привлечении к установленной законом ответст­венности должностных лиц. По фактам выявленных преступле­ний, совершенных осужденными или лицами административно­го персонала, он вправе возбудить уголовное преследование. Обнаружив незаконные приказы должностных лиц уголовно-исполнитсльной системы, в пределах своей компетенции он оп­ротестовывает их в порядке надзора за исполнением законов.

Проверками, проводившимися прокуратурой Алтайского края, были установлены многочисленные факты перслимита содержащихся в следственных изоляторах осужденных лиц, в отношении которых приговоры вступили в законную силу и они должны были быть направлены для отбывания наказания. Обна­ружены также факты неудовлетворительного материально-бытового и медико-санитарного обеспечения условий содержа­ния в следственных изоляторах лиц. оставленных для отбывания наказания в целях хозяйственного обслуживания следственно-заключенных. Прокуратурой выявлялись факты неоснователь­ного помещения осужденных в штрафной изолятор при отсутст­вии для этого законных оснований, В связи с этим по постанов­лениям надзирающих прокуроров было отменено значительное число таких постановлений. Имелись факты недостаточного трудоиспользования осужденных. Осужденные выводились на неоплачиваемые работы по благоустройству с нарушением ус­тановленного порядка очередности, без их согласия. При подго­товке к освобождению ни в одном исправительном учреждении края осужденным не представлялась возможность для кратко­срочного выс(да осужденного с целью решения вопросов быто­вого и трудового устройства после освобождения, что нротиво-

154 См.Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за соблюдением закон­ности в исправительно-трудовых учреждениях. М.1978.

речит требованиям п. «а» ч. 1 ст. 97 УИКа РФ и лишало осуж­денных возможности принять предварительные меры для своей будущей адаптации к жизни на свободе.

Прокуратурой установлено, что органы местного само­управления в ряде районов и городов слабо осуществляют кон­троль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, находящихся на их территориях, не оказывают дос­таточной помощи в обеспечении социальной адаптации (трудо­вом и бытовом устройстве) лиц, освобождаемых из мест лише­ния свободы. Мерами прокурорского реагирования, внесением представлений, работа ряда муниципальных образований была активизирована. О имеющем место формализме при осуществ­лении контроля со стороны органов местного самоуправления прокуратурой доведено до сведения администрации Алтайского края

Контрольные вопросы:

1.Какие типичные нарушения допускаются при исполнении

уголовных наказаний?

2. Формы и методы выявления и устранения прокурором нарушений закона, допускаемых органами и учреждениями, ис­полняющими уголовные наказания, а также органами местного самоуправления.

7.4. Надзор заисполнением законов у гол о в не­исполнительной инспекцией и принудительных мермедицинского характера, назначаемыхсудом

Надзор прокурора за исполнением законов органами, ис­полняющими наказания, не связанные с лишением свободы имеет ряд особенностей. Для успешного выполнения этой функции прокурор должен знать законодательство и другие нормативные акты, регулирующие исполнение этих наказаний. К ним относятся Уголовный кодекс РФ, Уголонно-исполнитсльный кодекс РФ, положение «Об уголовно-

1 ^5

исполнительных инспекциях» • и др. нормативные акты. Про-

.Положение Обуголовно-иснолнитсльных инспекциях и норма!иве их штатной численности. Постановление Правительства ог 16 июня 1997 года. № 729 // СЗ РФ. 1947. №25. ст. 2947.

Положение о дисциплинарной воинской части. Постановление Прави­тельства от 4 июня 1997 года № 669//РГ. 1997. 18 июня.

верки в уголовно-исполнительной инспекции должны прово­диться регулярно не реже одного раза в квартал, а также по мере необходимости при наличии жалоб. Предметом проверки явля­ется своевременность обращения приговоров к исполнению (не позднее 15 дней с момента поступления в инспекцию приговора суда), осуществление уголовно-исполнительной инспекцией контроля за своевременностью и правильностью удержаний на предприятии (организации) из заработной платы осужденного, обоснованность решений администрации и уголовно-нсполнительной инспекции об увольнении или переводе осуж­денного по месту работы, осушествление контроля за поведени­ем осужденного, в том числе своевременность и обоснованность принимаемых инспекцией решений об установлении осужден­ному обязанностей и запретов в целях предупреждения совер­шения новых правонарушений, применении мер поощрения за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду, за­конность и своевременность мер, принимаемых в отношении осужденного, уклоняющегося и злостно уклоняющегося от ра­боты, или нарушающего установленные обязанности и запреты. Прокурор проверяет правильность исчисления сроков отбытия исправительных работ, обоснованность ходатайств об условно-досрочном освобождении, применении отсрочки исполнения наказания, своевременность прекращения исполнения наказания по его отбытии.

Прокурор также проверяет, как осуществляется УИИ кон­троль за условно осужденными в течение испытательного срока, как исполняется наказание, если оно назначено в качестве ос­новного или дополнительного, в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, обоснованность мер, принимаемых инспекцией но предупреждению антиобщественного поведения условно осуж­денных, совершивших административное правонарушение, своевременность внесения представлений при уклонении услов­но осужденного от контроля или систематического или злостно­го уклонения от выполнения обязанностей, возложенных на не­го по приговору суда. Осуществляя надзор за исполнением при­нудительных мер медицинского характера, назначаемых судом, прокурор должен установить правильность помещения лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невме­няемости, или заболевшего психическим расстройством после совершения преступления, в учреждение того типа, которое на-

значено судом; своевременность принятия решений о продле­нии сроков пребывания и лечения, или переводов в учреждения иного типа; своевременность прекращения пребывания в учре­ждении при отпадении в этом необходимости в связи с выздо­ровлением; необоснованное прекращение лечения лица, не ут­ратившего общественной опасности в связи с психическим рас­стройством здоровья.

Контрольные вопросы:

1.Каков предмет надзора за исполнением наказаний, не свя­занных с лишением свободы? Какие нарушения закона допус­каются в деятельности уголовно-исполнительных инспекций?

2. Предмет надзора прокурора за исполнением принуди­тельных мер медицинского характера.

Литература к главе 7

1.Уголовно-исполнитсльный кодекс РФ.

2. Закон «О прокуратуре РФ». Раздел 3, глава 4.

3. Закон«Об учреждениях и органах,исполняющих уголов­ные наказанияв виде лишениясвободы» // Вед. ВС. РФ.1993.№33, с изменениями и дополнениями//СЗ РФ 1996.№25. Ст. 2964; 1998. №30. Ст. 3613; РГ.2000. 22 июня.

4. Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» от 21 июня /15 июля 1995 г. с изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 1998. № 30. Ст. 3613; 2001. №11. Ст. 1002.

5. Указ Президента РФ. О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД //СЗ РФ. 1997. №41. Ст. 4683.

6. Комментарий к ФЗ «О прокуратуре Российской Федера­ции». Раздел 3, глава 4.

7 Положение Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности. Постановление Правитель­ства от 16 июня 1997 года. №729//СЗРФ. 1997. №25. Ст. 2947.

Наши рекомендации