Формы и методы надзора
Основной формой надзора прокурора является проведение проверок непосредственно в местах лишения свободы. Другие формы, как правило, мало эффективны, так как не позволяют выявить имеющие место нарушения закона в силу закрытого характера этих учреждений. Проверки прокурором могут проводиться в соответствии с планом регулярно один раз в три месяца, но при необходимости, если получены сигналы о имеющих место нарушениях, безотлагательно. Чтобы достичь результативности, перед началом проверки следует ознакомиться с материалами, относящимися к деятельности проверяемого учреждения, с предыдущим актом проверки, имеющимися заявлениями осужденных. Затем намечается круг вопросов, подлежащих выяснению. Проверка может касаться отдельных вопросов исполнения наказания, но может иметь комплексный характер. Для участия в ней могут быть приглашены представители других ведомств: инспекторы по охране труда, врачи, работники санитарно-эпидемиологического надзора, педагоги, психологи и другие лица в зависимости от поставленных целей. По прибытии в учреждение прокурор истребует необходимые ему мате-
риалы: данные, характеризующие исполнение режима, в том числе практику применения дисциплинарных взысканий, поощрений, переводов на другие условия содержания; сведения о трудовом использовании осужденных, случаях отказа их от работы; получении ими общего и профессионального образования; данные о травматизме (производственном и бытовом), заболеваниях (в том числе инфекционных). Прокурор при проведении проверки должен ознакомиться с личными делами осужденных, по которым он может судить об обоснованности режима и условий содержания, применения мер поощрения и взыскания, применения других средств исправления, о подготовке к освобождению. После этого производится осмотр жилых и иных помещений. Для оценки состояния режима в присутствии прокурора могут производиться обыски спальных и других мест с целью обнаружения у осужденных недозволенных предметов: денег, наркотиков, спиртных напитков, ножей, игральных карт и т.п. Прокурор выявляет обеспеченность осужденных одеждой, постельными принадлежностями, а помещений - необходимым инвентарем.
В ходе проверки прокурору следует ознакомиться с состоянием пищеблока, санитарно-бытовыми и учебными помещениями. Очень важно осмотреть штрафной изолятор, помещения камерного типа, одиночные камеры, установить законность содержания в них, для чего изучить материалы, предшествовавшие водворению в ШИЗО, помещение камерного типа и т.п., обратить внимание на документальное оформление принятого администрацией решения о дисциплинарном взыскании и водворении в места строгой изоляции. Прокурор знакомится с практикой предоставления свиданий, отпусков, разрешений передвижения без конвоя и т.д. При обходе прокурор опрашивает осужденных об условиях быта, труда, отдыха, сообщает возможности личного приема, его месте и времени. В ходе проверки прокурор изучает приказы и распоряжения администрации учреждения на предмет установления соответствия их законам, другим нормативным актам.
Важным средством выявления нарушений закона является проверка жалоб и заявлений осужденных. Жалобы и заявления, адресованные прокурору, не подлежат просмотру администрацией и должны в суточный срок ему направляться. В установленный законом срок 30 дней жалоба должна быть проверена
прокурором. О результатах проверки сообщается заявителю путем объявления под роспись администрацией учреждения.
В обязанность прокурора входит также санкционирование оставления несовершеннолетнего, достигшего 18- летнего возраста, в воспитательной колонии, а также санкционирование задержания органами милиции лица, не возвратившегося из отпуска в установленный срок.
По результатам проведенных в СИзо и местах лишения свободы проверок прокурор составляет акт с предложениями администрации об устранении выявленных нарушений закона. При необходимости он может внести представление с постановкой требования о привлечении к установленной законом ответственности должностных лиц. По фактам выявленных преступлений, совершенных осужденными или лицами административного персонала, он вправе возбудить уголовное преследование. Обнаружив незаконные приказы должностных лиц уголовно-исполнитсльной системы, в пределах своей компетенции он опротестовывает их в порядке надзора за исполнением законов.
Проверками, проводившимися прокуратурой Алтайского края, были установлены многочисленные факты перслимита содержащихся в следственных изоляторах осужденных лиц, в отношении которых приговоры вступили в законную силу и они должны были быть направлены для отбывания наказания. Обнаружены также факты неудовлетворительного материально-бытового и медико-санитарного обеспечения условий содержания в следственных изоляторах лиц. оставленных для отбывания наказания в целях хозяйственного обслуживания следственно-заключенных. Прокуратурой выявлялись факты неосновательного помещения осужденных в штрафной изолятор при отсутствии для этого законных оснований, В связи с этим по постановлениям надзирающих прокуроров было отменено значительное число таких постановлений. Имелись факты недостаточного трудоиспользования осужденных. Осужденные выводились на неоплачиваемые работы по благоустройству с нарушением установленного порядка очередности, без их согласия. При подготовке к освобождению ни в одном исправительном учреждении края осужденным не представлялась возможность для краткосрочного выс(да осужденного с целью решения вопросов бытового и трудового устройства после освобождения, что нротиво-
154 См.Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно-трудовых учреждениях. М.1978.
речит требованиям п. «а» ч. 1 ст. 97 УИКа РФ и лишало осужденных возможности принять предварительные меры для своей будущей адаптации к жизни на свободе.
Прокуратурой установлено, что органы местного самоуправления в ряде районов и городов слабо осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, находящихся на их территориях, не оказывают достаточной помощи в обеспечении социальной адаптации (трудовом и бытовом устройстве) лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Мерами прокурорского реагирования, внесением представлений, работа ряда муниципальных образований была активизирована. О имеющем место формализме при осуществлении контроля со стороны органов местного самоуправления прокуратурой доведено до сведения администрации Алтайского края
Контрольные вопросы:
1.Какие типичные нарушения допускаются при исполнении
уголовных наказаний?
2. Формы и методы выявления и устранения прокурором нарушений закона, допускаемых органами и учреждениями, исполняющими уголовные наказания, а также органами местного самоуправления.
7.4. Надзор заисполнением законов у гол о в неисполнительной инспекцией и принудительных мермедицинского характера, назначаемыхсудом
Надзор прокурора за исполнением законов органами, исполняющими наказания, не связанные с лишением свободы имеет ряд особенностей. Для успешного выполнения этой функции прокурор должен знать законодательство и другие нормативные акты, регулирующие исполнение этих наказаний. К ним относятся Уголовный кодекс РФ, Уголонно-исполнитсльный кодекс РФ, положение «Об уголовно-
1 ^5
исполнительных инспекциях» • и др. нормативные акты. Про-
.Положение Обуголовно-иснолнитсльных инспекциях и норма!иве их штатной численности. Постановление Правительства ог 16 июня 1997 года. № 729 // СЗ РФ. 1947. №25. ст. 2947.
Положение о дисциплинарной воинской части. Постановление Правительства от 4 июня 1997 года № 669//РГ. 1997. 18 июня.
верки в уголовно-исполнительной инспекции должны проводиться регулярно не реже одного раза в квартал, а также по мере необходимости при наличии жалоб. Предметом проверки является своевременность обращения приговоров к исполнению (не позднее 15 дней с момента поступления в инспекцию приговора суда), осуществление уголовно-исполнительной инспекцией контроля за своевременностью и правильностью удержаний на предприятии (организации) из заработной платы осужденного, обоснованность решений администрации и уголовно-нсполнительной инспекции об увольнении или переводе осужденного по месту работы, осушествление контроля за поведением осужденного, в том числе своевременность и обоснованность принимаемых инспекцией решений об установлении осужденному обязанностей и запретов в целях предупреждения совершения новых правонарушений, применении мер поощрения за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду, законность и своевременность мер, принимаемых в отношении осужденного, уклоняющегося и злостно уклоняющегося от работы, или нарушающего установленные обязанности и запреты. Прокурор проверяет правильность исчисления сроков отбытия исправительных работ, обоснованность ходатайств об условно-досрочном освобождении, применении отсрочки исполнения наказания, своевременность прекращения исполнения наказания по его отбытии.
Прокурор также проверяет, как осуществляется УИИ контроль за условно осужденными в течение испытательного срока, как исполняется наказание, если оно назначено в качестве основного или дополнительного, в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, обоснованность мер, принимаемых инспекцией но предупреждению антиобщественного поведения условно осужденных, совершивших административное правонарушение, своевременность внесения представлений при уклонении условно осужденного от контроля или систематического или злостного уклонения от выполнения обязанностей, возложенных на него по приговору суда. Осуществляя надзор за исполнением принудительных мер медицинского характера, назначаемых судом, прокурор должен установить правильность помещения лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, или заболевшего психическим расстройством после совершения преступления, в учреждение того типа, которое на-
значено судом; своевременность принятия решений о продлении сроков пребывания и лечения, или переводов в учреждения иного типа; своевременность прекращения пребывания в учреждении при отпадении в этом необходимости в связи с выздоровлением; необоснованное прекращение лечения лица, не утратившего общественной опасности в связи с психическим расстройством здоровья.
Контрольные вопросы:
1.Каков предмет надзора за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы? Какие нарушения закона допускаются в деятельности уголовно-исполнительных инспекций?
2. Предмет надзора прокурора за исполнением принудительных мер медицинского характера.
Литература к главе 7
1.Уголовно-исполнитсльный кодекс РФ.
2. Закон «О прокуратуре РФ». Раздел 3, глава 4.
3. Закон«Об учреждениях и органах,исполняющих уголовные наказанияв виде лишениясвободы» // Вед. ВС. РФ.1993.№33, с изменениями и дополнениями//СЗ РФ 1996.№25. Ст. 2964; 1998. №30. Ст. 3613; РГ.2000. 22 июня.
4. Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» от 21 июня /15 июля 1995 г. с изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 1998. № 30. Ст. 3613; 2001. №11. Ст. 1002.
5. Указ Президента РФ. О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД //СЗ РФ. 1997. №41. Ст. 4683.
6. Комментарий к ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Раздел 3, глава 4.
7 Положение Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности. Постановление Правительства от 16 июня 1997 года. №729//СЗРФ. 1997. №25. Ст. 2947.