Вопрос 47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент

Прохождение государственной службы — это процесс практи­ческого служения государству лица, назначенного на государ­ственную должность государственной службы, выполнения соот­ветствующего вида управленческой или иной государственно -служебной деятельности. Прохождение государственной службы регламентируется не только Федеральным законом «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами (например, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе») и законами субъек­тов РФ о государственной службе, но и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Институт прохождения государственной службы характери­зуется следующими основными чертами.

1. С практической структурно-функциональной точки зре­ния прохождение службы является длящимся процессом, начинаю­щимся с возникновения государственно-служебных отношений, т. е. с момента замещения служащим государственной должности, связанным с дальнейшим перемещением лица по службе, про­ведением оценки и аттестации служащих, и заканчивающимся прекращением государственно-служебных отношений.

2. Содержание прохождения службы, т. е. выполнение госу­дарственными служащими своих должностных обязанностей, управленческих и других функций; на этом временном отрезке реализуется правовой статус государственного служащего.

3. Прохождение государственной службы устанавливается нор­мативно. Таким образом, как подынститут правового институ­та государственной службы оно объединяет правовые нормы, регулирующие следующие вопросы: замещение государствен­ных должностей, специальная профессиональная подготовка сотрудников различных государственных органов, совмести­тельство, реальное выполнение служащими своих должностных обязанностей и реализация прав, порядок присвоения квалифи­кационных разрядов, специальных званий; поощрение служа­щих и привлечение их к ответственности (к различным видам юридической ответственности), аттестация государственных служащих, продвижение (перемещение) по службе (должност­ной рост на конкурсной основе), условия службы, социально-правовая защита (гарантии, льготы, компенсации) государст­венных служащих, основания и способы прекращения государ­ственной службы.

4. Условия прохождения государственной службы: продолжи­тельность служебного времени, ежегодного оплачиваемого от­пуска; дополнительные отпуска; денежное довольствие служащих; льготы, гарантии и компенсации; государственное личное и дополнительное социальное страхование; порядок обеспечения жилой служебной площадью, служебным транс­портом; услуги технического и социально-бытового характера при нахождении в служебной командировке и т. д.

Прохождение государственной службы включает в себя:

· назначение на должность;

· присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания;

· аттестацию или квалификационный экзамен;

· другие обстоятельства (события) в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Наши рекомендации