Для укрепления законности
Прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением действующих на ее территории законов.
Выявление содержания прокурорского надзора, а также иной деятельности прокуратуры требуют раскрытия понятия и содержания законности, социального явления, которое является основой деятельности прокуратуры, обеспечивает ее эффективность.
В литературе сложилось представление, что законность -это разностороннее социальное явление, состоящее из ряда элементов: 1. массива законов и других нормативных актов; 2. исполнения законов; 3. контроля и надзора за точным и единообразным исполнением законов; 4. ответственности за совершенное кем-либо из субъектов (юридических и физических лиц) нарушение закона/
Первый элемент - массив законов и других нормативных актов - состоит из Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, международных актов, нормативных актов, издаваемых правомочными исполнительными органами государственной власти для реализации изданных законов. Этот элемент является необходимым: в нем закреплена программа, политика государства и общества, их политические, экономические, социальные и другие задачи, способы их выполнения. Без этого массива нельзя вести речь о законности как таковой.
Однако, законы и другие нормативные акты сами по себе не могут быть проведенными в жизнь, если не будет создано механизма их исполнения. Без такого механизма законы останутся фикцией, не будут действовать, а заложенная в них программа не будет реализована. Поэтому вторым элементом законности является специальный аппарат и его деятельность по исполнению законов.
" Басков В.И. Прокурорский надзор. М., 1996. С. 6-7.
Нередко, на процесс исполнения законов, других нормативных актов оказывает негативное влияние их неправильное понимание, уклонение должностных лиц от выполнения правовых предписаний и нежелание граждан следовать требованиям закона. Поэтому должна существовать система контроля и надзора, позволяющая выявлять неправильное исполнение или неисполнение законов и добиваться устранения их нарушений. Следовательно, третьим обязательным элементом является контроль и надзор за исполнением и соблюдением законов и других нормативных актов.
Однако, отсутствие ответственности для нарушителей законов неизбежно приводит к игнорированию ими законов. Чтобы преодолеть такое игнорирование, нужно обеспечить исполнение законов путем государственного принуждения и применения правовых санкций в случаях умышленного или неосторожного невыполнения требований законов. Поэтому четвертым необходимым элементом законности является ответственность и наказание за неисполнение предписаний законов и других нормативных актов.
В теории права сложилось представление, с которым мы согласны, что законность имеет три стороны: является принципом, представляет собой определенный режим и состоит в соответствующем методе регулирования правопорядка и составляющих его правоотношений.3
1-ая сторона - принцип законности - это правовой принцип, который, являясь соответствующей идеей законности, закреплен в правовых нормах. Он включает: 1. верховенство закона; 2. равенство граждан перед законом; 3. обязательность исполнения законов; 4. точное их соблюдение; 5. тесную связь, но не идентичность, законности и целесообразности; 6. обеспечение соблюдения законов правовой культурой и правосознанием общества, должностных лиц и граждан; 7. опору законности на общественную поддержку.
Содержание данного принципа требует всестороннего и обязательного учёта при издании и исполнении законов и других нормативных актов.
Принцип законности означает, что Конституции РФ принадлежит верховенство в общем массиве законов и других нормативных актов Российской Федерации. Ей должны соответст-
3 Кудрявцев В.Н.. Законность: содержание и современное состояние // Журнал Российского права. 1998. №1. С. 12
I..,—
вовать все принимаемые законы и иные нормативные акты как Федерации, так и её субъектов. Должна соблюдаться установленная Конституцией иерархия законов. Это также означает, что постановления Правительства РФ, других исполнительных органов, администраций субъектов РФ, акты муниципальных органов власти (представительных и исполнительных) должны соответствовать законам, во исполнение которых они принимаются. Деятельность муниципальных органов и их должностных лиц должна соответствовать уставам муниципальных образований.
Равенство граждан перед законом требует, чтобы все граждане независимо от их социального, политического, имущественного, национального и т.д. положения одинаково могли пользоваться правами и выполняли свои обязанности. Не является исключением из этого правила, что депутаты представительных органов (например, Федерального Собрания РФ), прокуроры, судьи имеют защиту при решении вопросов о привлечении их к уголовной или административной ответственности. Она не освобождает от обязанности соблюдать законы и ответственности за их нарушение, но создает процедуры, необходимые для повышения гарантий не воспрепятствования законотворческой, правоохранительной, судебной деятельности и защиты от попыток противоправного воздействия на таких лиц с этой целью.
Обязательность исполнения законов состоит в том, что они должны исполняться всеми: законодательными и исполнительными органами власти, контролирующими и надзорными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Иное неизбежно приведет к неравенству субъектов Федерации, к неравенству граждан и других субъектов в выполнении возложенных обязанностей и реализации ими своих прав, к тому, что законы, иные нормативные акты под теми или иными предлогами не будут исполняться.
Точное соблюдение законов означает, что они должны единообразно исполняться на всей территории РФ или отдельных субъектов Федерации соответственно. Практика исполнения законов показала, что нередко после принятия законов исполнительные органы власти, а также другие правоприменители издают инструкции, рекомендации, которые неверно толкуют принятый закон, искажают его смысл и содержание, что приво-
дит к нарушению правила о точности соблюдения закона. Эта практика порочна. Недопустимо произвольное толкование принятых высшими и субъектов Российской Федерации органами власти законов. Толкование закона возможно только органом, принявшим этот закон, или Конституционным судом РФ, если в законе имеется неясность или он противоречит Конституции РФ.
Принимаемые законы целесообразны, поскольку они принимаются для реализации определенной политики государства, и должны таковыми считаться «априори». В то же время именно эта целесообразность признает недопустимым положение, когда отдельные должностные лица считают нецелесообразным исполнение того или иного закона под предлогом, что он или устарел или не соответствует особенностям местных условий жизни. Если такая целесообразность возымеет приоритет над законностью, возникнет ситуация, когда законы перестанут исполняться в зависимости от тех или иных обстоятельств или субъективных желаний отдельных лиц. Если закон устаревает, он подлежит отмене в установленном законодателем порядке, а вместо него, при необходимости в этом, будет принят другой закон. Иное понимание целесообразности приведет к нарушению принципа законности. Сказанное и означает тесную связь законности и целесообразности.
Высокий уровень правосознания и правовой культуры создает необходимые условия для соблюдения законности. Она будет соблюдаться, когда большинство населения располагает необходимыми правовыми знаниями, убеждено в необходимости принятых законов, имеет привычки, соответствующие навыки в исполнении законов.
В то же время, когда имеется понимание, что соблюдение законов необходимо не только в интересах общества, но и того лица, к которому обращено правовое предписание, когда соблюдение законов становится внутренней потребностью для граждан и других субъектов, это означает, что правовая культура в обществе находится на высоком уровне,
Особенно важно для обеспечения законности уважение к закону со стороны должностных лиц, имеющих прямое отношение к этому закону, наличие у них соответствующих знаний и умений выполнять требования закона, понимание ими необходимости его соблюдения, поскольку от них в первую очередь зависит точное исполнение закона.
Опора на общественную поддержку осуществляется в самых разных формах. Средства массовой информации: печать, радио, телевидение, электронные средства содействуют соблюдению законности публикацией законов и их комментариев, организацией выступлений ученых, специалистов, должностных лиц с разъяснениями и пропагандой. Поддержка соблюдения законности обеспечивается также выступлениями граждан при обсуждении законов и результатов их выполнения на собраниях коллективов, сходах и т. д.
Следующая сторона законности - ее режим. Режим законности включает: 1. предъявление управомоченными государственными органами власти требований к гражданам и должностным лицам о должном, в соответствии с законом, поведении; 2.соответствие требованиям закона состояния регулируемых правом общественных отношений; 3.наличие идеологических, экономических, политических, правовых, правоохранительных гарантий такого состояния.
Сопоставление с существующим правопорядком позволяет судить о наличии или отсутствии режима законности. Содержание режима законности может соответствовать, но может и не соответствовать существующему правопорядку. Правопорядок тоталитарного государства (например, при фашизме) не позволяет считать, что существует режим законности, поскольку при таком правопорядке по разным параметрам допускается нарушение принципа законности: нет верховенства закона, нарушаются права и свободы большинства граждан и т. п. При становлении правового государства уровень требований и состояние регулируемых правом общественных отношений может приближаться к требованиям и состоянию общественных отношений, которые присущи режиму законности. Режим законности в демократическом и правовом государстве располагает необходимым набором политических, идеологических, экономических, правоохранительных гарантий, обеспечивающих правовой статус граждан, правовое положение различных коммерческих и некоммерческих организаций. Но это не означает их равенство в возможности реализовать права, установленные этим статусом, правовым положением. Например, возможность получить высшее образование, получить элитное лечение, приобрести имущество, организовать производственную деятельность определяется не столько правовым статусом, сколько материальными или социальными ресурсами конкретных физических или юридических лиц.
Третья сторона законности - это метод законности. Метод -это способ регулирования возникающих и существующих в обществе и государстве правовых отношений. Метод законности основывается на содержании принципа законности. Он может иметь, как черты императивного, так и диспозитивного характера, в зависимости от созданных механизмов исполнения законов. Выполнение предписаний законов может иметь односторонний или двусторонний характер, т.е. зависит от волезъявле-ния одной или двух (нескольких) сторон. Следует также заметить, что метод регулирования правовых отношений зависит от того, в какой отрасли права регулируются возникающие правоотношения. В административном праве - это, как правило, императивный метод, в гражданском - диспозитивный. Поскольку законность опирается на соответствующие нормы отраслей права, то этим определяется и метод, способ регулирования. Метод регулирования при осуществлении прокурорского надзора в основном императивный - прокурор требует устранения нарушений закона, а другая сторона должна выполнить это требование; метод регулирования в иной деятельности, например при участии прокурора в рассмотрении дел в судебном разбирательстве - диспозитивный. Он от имени государства предлагает вариант решения для устранения нарушения закона, а суд самостоятельно принимает решение на основе закона и своего правосознания.
С помощью принимаемых законов государство всегда решало очень важные задачи, направленные на создание, формирование и защиту определенных общественных отношений, обеспечивало правопорядок и борьбу с преступностью. Необходимость исполнения законов, контроля и надзора за их соблюдением и наступление ответственности за неисполнение право-Эых предписаний определяется тем, что в законах, принимаемых высшими органами власти, реализуется определенная политика (экономическая, социальная, по борьбе с преступностью и т.д.). С помощью законов обеспечивается решение стоящих перед государством и обществом политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность - это важный фактор, который организует и консолидирует усилия государственного аппарата, организаций и граждан в нужном обществу направлении, позволяет добиваться, чтобы государство, его органы, организации и граждане выполняли возложенные на них законом обязанности и могли реализовать свои права.
Важную роль в обеспечении точного и единообразного исполнения законов, т.е. в соблюдении законности, играл и играет надзор прокуратуры. Это специальный орган, призванный в соответствии с Конституцией, добиваться соблюдения Конституции и исполнения законов в Российском государстве. Но при этом следует отметить, что органы прокуратуры не являются единственным государственным органом, на который возложена функция надзора и контроля за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Обязанность следить за соблюдением Конституции РФ лежит на Конституционном Суде, за соблюдением и исполнением законов - на высших органах власти (представительных и исполнительных), как Федерации, так и ее субъектов, на правоохранительных органах, на ряде других институтов (например, нотариате). В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 создана новая структура органов исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, в состав Министерств которого включены Федеральные службы, осуществляющие функции контроля и надзора.4 Но функция контроля и надзора для них не единственная функция. В соответствии со своей компетенцией они выполняют и ряд других. Важнейшую роль в обеспечении режима законности играет судебная система, так как, в конечном счете, только суды могут путем принятия решений, имеющих обязательную силу, устранять нарушения закона. Но суды являются органами, осуществляющими правосудие, т.е., разрешают дела, возникающие по искам, заявлениям заинтересованных сторон, учитывая при этом конкретные обстоятельства, влияющие на содержание решения, поэтому деятельность судов не может исключить необходимость специального органа, обеспечивающего соблюдение законности не зависимо от этих обстоятельств.
Прокуратура, в силу наделения её надзорными полномочиями, является одной из существенных гарантий обеспечения точного, единообразного исполнения законов. По поручению высших органов государственной власти она содействует исполнению законодательных актов, являющихся реализацией поставленных государством задач в области защиты существующих общественных отношений. Например, путем надзора за соблюдением законов, принятых для проведения экономических, социальных, политических реформ, может активно содействовать этим реформам, противостоять местническим и ведомственным влияниям, оперативно обеспечивать защиту прав и свобод граждан. И, хотя на протяжении всей истории своего существования прокуратура не всегда могла независимо и беспрепятственно осуществлять надзор за соблюдением законов, она играла и продолжает играть важную роль в укреплении законности и формировании правопорядка в государстве и обществе.
Контрольные вопросы:
1. Какие элементы следует включать в понятие - законность?
2. Каково содержание принципа - законность?
3. Что такое режим законности?
4. Дайте характеристику метода законности.
5. Каково значение законности?
6. Какую роль играет прокуратура в обеспечении законности?