Понятие правового акта государственного управления. Соотношение правового акта государственного управления и других правовых актов

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-

правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее

значимые качества, определяющие их юридическую природу, следующие:

а) правовой акт управления (таково его наиболее распространенное обозначение)

представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания

исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или инди-

видуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и

функций исполнительной власти;

б) правовой акт управления издается только полномочным субъектом

исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его

компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-

правовыми нормами;

в) правовой акт управления — юридическо-властное волеизъявление

соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение

властная природа государственно-управленческой деятельности;

г) правовой акт управления — одностороннее волеизъявление указанного субъекта,

предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;

д) правовой акт управления содержит в себе юридически-властное предписание

субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;

е) правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере

государственного управления;

ж) правовой акт управления может либо создавать юридическую основу для

возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений

(административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно

порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения

подобного типа;

з) правовой акт управления подзаконен, то есть он может быть издан полномочным

субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

и) правовой акт управления занимает определенное место в иерархической системе

такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти

(должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

к) правовой акт управления представляет собой юридическую разновидность

служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности

исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки,

отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и про-

верок и т. п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение,

но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им

юридическими качествами;

л) правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного

юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного

управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно

подчиненными ему работниками аппарата управления);

м) правовой акт управления с учетом ранее изложенных его качеств издается с

соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур),

предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы,

утверждения и пр. Общие правила такого рода, к сожалению, отсутствуют; существуют

правила ведомственного характера либо предусматривающие процедуру подготовки и

утверждения управленческих актов применительно к отдельным органам

исполнительной власти (например, они содержатся в Регламенте заседаний

Правительства РФ, в Положении о подготовке проектов его постановлений и распоря-

жений);

н) правовой акт управления может быть в установленном действующим

законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке

опротестован или обжалован;

о) правовой акт управления в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически-

властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного

характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает

дисциплинарная или административная ответственность). Таким образом, правовой акт

управления есть основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление

полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление

административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение

административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-

управленческой деятельности.

В таком понимании этот вид юридических актов опосредует взаимоотношения

между сторонами управленческих отношений, точнее — между управляющей и

управляемой сторонами, между субъектами и объектами управления.

В правовых актах управления решаются многие вопросы детализации и

конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных

(представительных) органов государственной власти.

Правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой

государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются отдельные

стороны общественных отношений, составляющих предмет не административного, а иных

отраслей российского права. В наибольшей степени это касается финансовых отношений,

частично трудовых, земельных и др. В частности, именно на их основе возникают налоговые,

природо-охранительные правоотношения.

Правовые акты управления отличаются от актов судебных органов государственной

власти своим преимущественно позитивным характером, выражающимся в том, что с их

помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с целью

упорядочивающего воздействия на различные стороны государственной и общественной жизни. Судебные акты имеют ярко выраженный юрисдикционный характер; для

управленческих актов юрисдикция не является приоритетной. Кроме того, правовые акты

управления не могут отменить либо изменить судебные акты, в то время как последние такую

возможность в отношении их имеют. Наконец, правовые акты нередко играют роль

доказательств в судебном процессе (например, по жилищным, трудовым, административным

делам).

Правовые акты управления иногда характеризуются как конклюдентные.

Взятый из гражданско-правового лексикона, этот термин призван охарактеризовать

часто встречающиеся в управленческой практике повеления, не имеющие характера,

например, письменного акта. Это — сигнал светофора, свисток милиционера, дорожный знак

и т. п. Больше оснований, однако, не рассматривать подобные повеления как правовые акты

управления, поскольку в них получают свое опосредованное выражение соответствующие

административно-принудительные меры, обеспечивающие общественную безопасность и

порядок в сфере государственного управления. Несоблюдение таких повелений может повлечь

за собой издание правового акта (например, о привлечении к административной от-

ветственности).

Наши рекомендации