Глава 7. Особое производство § 1. Понятие и сущность особого производства
Особое производство является четвертой (наряду с приказным, исковым и публичным) разновидностью гражданского судопроизводства, которое регламентируется нормами под-разд. IV разд. II ГПК РФ, включающего в свой состав гл. 27—38 (ст. 262-319).
Под видом гражданского судопроизводства понимается особый, специфический порядок рассмотрения и разрешения судом определенной группы дел, имеющих сравнительно однотипную материально-правовую природу1. Под материально-правовой природой юридических дел, обусловливающей процессуальные особенности (специфику) порядка их рассмотрения и разрешения судом, имеется в виду следующее. Во-первых, структура того материального правоотношения, из которого возникло дело, подлежащее рассмотрению и разрешению в суде. Во-вторых, наличие спора о субъективном праве.
С точки зрения указанных критериев исковое производство и производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, являются однотипными видами гражданского судопроизводства в том смысле, что в их основе лежит спор о субъектив-
1 Аналогичные определения см., например: Чечот Д. М. Проблема защиты субъективных прав и интересов в порядке неисковых производств советского гражданского процесса: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1969. С. 18; Бла-жеев В. В. Особое производство по гражданским делам, связанным с изменением правового статуса гражданина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 10—11. В юридической литературе существуют и иные определения вида гражданского судопроизводства. См., например: Елисейкин П. Ф. Особенности судебного рассмотрения отдельных категорий гражданских дел: Учеб. пособие. Ярославль, 1974. С. 33—34.
Глава 7. Особое производство
ном праве. Следовательно, сущность искового и публичного видов гражданского судопроизводства заключается в рассмотрении и разрешении судом споров о субъективных правах и юридических обязанностях участников гражданских и публичных правоотношений. Однако различие этих видов гражданского судопроизводства, объясняющее их относительную самостоятельность в рамках гражданского судопроизводства, коренится в структуре того материального правоотношения, из которого возник спор о субъективном праве. В исковом производстве суд рассматривает и разрешает дела по спорам о субъективных правах, возникающих из материальных правоотношений с горизонтальной структурой связи их участников, которые по отношению друг к другу не обладают властными правомочиями. В публичном производстве суд рассматривает и разрешает дела по спорам о субъектив-ных правах, возникающих из материальных правоотношений с вертикальной структурой связи их участников, один из которых обладает властными правомочиями по отношению к другому1. Это означает, что при рассмотрении и разрешении в порядке искового производства дел по спорам о праве гражданском суд руководствуется нормами цивилистических отраслей российского права (гражданского, семейного, трудового и т. п.). При рассмотрении и разрешении в порядке публичного производства дел по спорам о праве публичном суд руководствуется нормами публичных отраслей российского права (конституционного, муниципального, избирательного, налогового, таможенного и т. п.).
Таким образом, различный характер материальных правоотношений и норм, их регулирующих, обусловливают процессуальные особенности, специфику в порядке рассмотрения и разрешения судом исковых и публично-правовых дел. Однако процессуальные различия, сколь бы существенны они ни были, не в состоянии изменить процессуальную сущность искового и публичного видов гражданского судопроизводства как спорных производств, которая проявляется в наличии спора о праве и, как следствие, в существовании сторон с противоположными юридическими интересами.
Особое производство потому и называется особым, что в отличие от искового и публичного оно характеризуется отсутствием споров о субъективном праве и, следовательно, сторон с противоположными юридическими интересами. Именно поэтому особое
См. также: Мельников А. А. Особое производство. М., 1964. С. 6.
464 Раздел I. Производство в суде первой инстанции
производство иногда называют бесспорным производством, желая тем самым подчеркнуть, что в порядке особого производства споры о субъективных правах судом не рассматриваются и не разрешаются. Таким образом, опираясь на современный уровень развития гражданско-процессуальной доктрины, следует признать, что особое производство и спор о субъективном праве — несовместимые, взаимоисключающие юридические явления (или категории)1. Постулат о несовместимости особого производства и спора о субъективном праве нашел свое законодательное воплощение в гражданско-процессуальной норме, а именно в ч. 3 ст. 263 ГПК РФ. В соответствии с этой нормой в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства2. Данная норма имеет ряд недостатков, затрудняющих ее практическое применение. Во-первых, оставление заявления без рассмотрения возможно лишь в случае обнаружения спора о праве после возбуждения производства по делу. Если спор о праве будет обнаружен в момент подачи соответствующего заявления, т. е. до возбуждения производства по делу, то в случае подсудности дела этому суду заявление оставляется без движения (ст. 136, ч. 4 ст. 1 ГПК РФ) с назначением срока, необходимого для переоформления заявления по правилам искового или публичного производства. В том случае, если дело подсудно другому суду, судья обязан возвратить заявление и указать, в какой суд следует обратиться заявителю с исковым заявлением или заявлением в порядке публичного судопроизводства
1 С точки зрения дальнейшего развития и углубления представлений о сущ
ности особого производства представляется весьма интересной и перспектив
ной позиция В. В. Блажеева, предлагающего отказаться от традиционной трак
товки особого производства как бесспорного, в рамках которого рассматрива
ются дела, характеризующиеся отсутствием спора о праве. По мнению автора,
особое производство должно объединять те категории дел, порядок рассмотре
ния и разрешения которых характеризуется целым рядом существенных про
цессуальных особенностей. См.: Блажеев В. В. Некоторые актуальные вопросы
дальнейшего совершенствования арбитражно-процессуальной формы // Про
блемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и граждан
ском судопроизводстве / Отв. ред. И. А. Приходько. С. 178.
2 О проблеме оптимального перехода (трансформируемости) одного вида
судопроизводства в другой см., например: Мурадьян Э. М. Судебное право.
С. 86-87.
Глава 7. Особое производство
(ст. 135, ч. 4 ст. 1 ГПК РФ). Во-вторых, указанная норма имеет в виду только спор о праве гражданском, поскольку в качестве альтернативы особому производству называется исковое производство. Представляется, что как при подаче заявления, так и при рассмотрении его по существу в порядке особого производства судья может обнаружить наличие спора о праве публичном. В этом случае дело подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Поэтому последствия обнаружения судом спора о праве публичном должны быть аналогичны тем, которые установлены для случаев обнаружения спора о праве гражданском. Имеются в виду оставление заявления без движения или возвращение заявления (если спор о праве обнаружен до возбуждения дела) и оставление заявления без рассмотрения (если спор о праве публичном обнаружен после возбуждения производства по делу).
При характеристике особого производства необходимо иметь в виду, что принципиальная позиция законодателя о недопустимости спора о субъективном праве по делам особого производства1 не исключает, вопреки мнению некоторых ученых2, спора о фактах, подлежащих установлению судом в порядке особого производства. При этом под спором о факте подразумевается состояние правовой неизвестности юридического факта, т. е. неочевидность его существования в правовой действительности, которое может проясниться лишь после исследования и оценки судом соответствующих доказательств3. Например, одни свидетели могут подтверждать факт регистрации брака}а другие, напротив, отрицать его. Кроме того, показания свидетелей
1 Исключение составляют те категории дел, которые, несмотря на спорный
характер, ошибочно отнесены законодателем к особому производству, о чем
более подробно пойдет речь дальше.
2 Например, по мнению М. Д. Матиевского, спор о факте, составляющий
внутреннюю структуру спора о праве, его сердцевину, в особом производстве
невозможен. См.: Матиевский М. Д. Применение юридической категории «пра
вовой спор» в особом производстве советского гражданского процесса // Про
блемы применения и совершенствования Гражданского процессуального ко
декса РСФСР / Отв. ред. Р. Е. Гукасян. Калинин, 1984. С. 101. Более подробно
о дискуссии по этому вопросу см., например: Мельников А. А. Особое производ
ство в советском гражданском процессе. С. 10—16; Курс советского граждан
ского процессуального права / Под ред. А. А. Мельникова. Т. 2. С. 174—177.
3 См.: Чечот Д. М. Неисковые производства. С. 19; Курс советского граж
данского процессуального права / Под ред. А. А. Мельникова. Т. 2. С. 175; Бла-
жеев В. В. Особое производство по гражданским делам, связанным с изменени
ем правового статуса гражданина. С. 11.
466 Раздел I. Производство в суде первой инстанции
по поводу тех или иных фактов могут расходиться с заключением эксперта и письменными доказательствами. Таким образом, вопрос о существовании искомого юридического факта может оказаться спорным независимо от того, будут ли оспаривать этот факт заявитель и заинтересованные лица, участвующие в деле1. Непременным условием допустимости спора о фактах по делам особого производства является отсутствие прямой и непосредственной связи между таким спором и спором о субъективном праве. В противном случае рассмотрение и разрешение дела в порядке особого производства невозможно. В связи с этим возникает вопрос о том, каким образом определить наличие или отсутствие прямой связи между спором о факте (фактах) и спором о субъективном праве? Признак, позволяющий судить о наличии или отсутствии такой связи, заключается в следующем. Если установление юридического факта заявитель или иные заинтересованные лица, участвующие в деле в порядке особого производства, намерены использовать в целях предъявления иска или заявления в порядке публичного судопроизводства (административного, публичного иска) либо в целях защиты от исковых, публично-правовых притязаний других лиц, рассмотрение дела в порядке особого производства невозможно2.
Итак, если по делам особого производства суд не рассматривает споры о праве, то возникает вопрос о юридической сущности особого производства, целях и содержании деятельности суда по рассмотрению и разрешению дел данной категории. Чтобы ответить на поставленный вопрос, следует обратиться к ст. 262 ГПК РФ, предусматривающей перечень дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства.
В порядке особого производства суд рассматривает дела: а) об установлении фактов, имеющих юридическое значение (п. 1 ч. 1 ст. 262); б) об усыновлении (удочерении) ребенка (п. 2 ч. 1 ст. 262); в) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (п. 3 ч. 1 ст. 262); г) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте
1 См.: Курс советского гражданского процессуального права /Под ред.
А. А. Мельникова. Т. 2. С. 176.
2 См.: Гусев Н. Н. О судебной практике по делам об установлении фактов,
имеющих юридическое значение // БВС СССР. 1966. № 3. С. 37; Комментарий
к ГПК РСФСР. М., 1976. С. 323 (автор комментария к гл. 26 — Р. Ф. Каллист-
ратова).
Глава 7. Особое производство
от 14 до 18лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (п. 4 ч. 1 ст. 262); д) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) (п. 5 ч. 1 ст. 262); е) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (п. 6 ч. 1 ст. 262); ж) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство) (п. 7 ч. 1 ст. 262); з) о принудительной госпитализации гражданина а психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании (п. 8 ч. 1 ст. 262); и) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния (п. 9 ч. 1 ст. 262); к) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении (п. 10 ч. 1 ст. 262); л) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства (п. 11 ч. 1 ст. 262); м) другие дела, отнесенные федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства (ч. 2 ст. 262).
Норма ч. 2 ст. 262 свидетельствует о том, что перечень дел особого производства является открытым. Это означает, что в порядке особого производства могут рассматриваться и другие дела, которые хотя и не указаны прямо в ст. 262, но в силу своей юридической природы подлежат рассмотрению и разрешению в порядке особого производства. В качестве примера можно сослаться на дела об отмене ограничения гражданина в дееспособности (ч. 1 ст. 286 ГПК РФ), дела о признании гражданина дееспособным (ч. 2 ст. 286 ГПК РФ), а также дела об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности к связи с признанием брака недействительным (абз. 3 п. 2 ст. 21 ГК РФ).
Следует заметить, что перечень ст. 262 далеко не безупречен с точки зрения того критерия, который принят законодателем в качестве основы разграничения спорных и бесспорных видов гражданского судопроизводства. Имеется в виду такой критерий, как наличие или отсутствие спора о субъективном праве. С точки зрения этого критерия ряд дел особого производства, а именно дела об ограничении дееспособности гражданина1, о признании
1 См. также: Осокина Г. Л. Проблемы иска и права на иск. С. 59—61; Яр-ков В. В. О судебной защите охраняемых законом интересов // Проблемы защиты охраняемых законом интересов. Ярославль, 1990. С. 17; Блажеев В. В. Особое производство по гражданским делам, связанным с изменением право-ного статуса гражданина. С. 12—14; Мурадьян Э. М. Судебное право. С. 57; Бут-нев В. В. Указ. соч. С. 136.
468 Раздел I. Производство в суде первой инстанции
гражданина недееспособным1, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами2 (п. 4 ч. 1 ст. 262); о принудительной госпитализации граждан в психиатрический стационар и о принудительном психиатрическом освидетельствовании3 (п. 8 ч. 1 ст. 262); о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния4 (п. 9 ч. 1 ст. 262); об оспаривании совершенных нотариальных действий или отказа в их совершении5 (п. 10 ч. 1 ст. 262), ошибочно включены в состав особого производства.Ошибка состоит в том, что перечисленные категории дел изначально содержат в себе спор о субъективном праве: гражданском или публичном. Вследствие этого они должны быть отнесены соответственно к исковому производству (п. 4 ч. 1 ст. 262) или к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений (п. 8, 9, 10 ч. 1 ст. 262).
Например, заслушивая дела о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, суд рассматривает гражданско-правовой спор между гражданином, о дееспособности которого поставлен вопрос, и членами его семьи, органом опеки и попечительства, психиатрическим или психоневрологическим учреждением по поводу права гражданина собственными действиямиосуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности6. О спорной природе этих дел свидетельствует также правило ч. 2 ст. 284 ГПК РФ, допускающее возможность недобросовестного поведения заявителей в целях заведомо необоснованного ограничения или лишения гражданина дееспособности.
1 См. также: Осокина Г. Л. Указ. соч. С. 59—61; Блажеев В. В. Особое произ
водство по гражданским делам, связанным с изменением правового статуса
гражданина. С. 14; Мурадьян Э. М. Судебное право. С. 57.
2 См.: Мурадьян Э. М. Судебное право. С. 57.
3 См. также: Осокина Г. Судебное рассмотрение дел, связанных с примене
нием Закона о психиатрической деятельности // РЮ. 1994. № 8. С. 25; Она же.
Проблемы судебной защиты прав и свобод граждан по делам о принудительной
госпитализации в стационарные учреждения здравоохранения // Вестник
СГАП. Саратов, 1999. № 1 (16). С. 14; Мурадьян Э. М. Судебное право. С. 57.
4 См.: Осокина Г. Л. Проблемы иска и права на иск. С. 59—60.
5 См.: Елисейкин П. Ф. Особенности судебного рассмотрения отдельных ка
тегорий гражданских дел. С. 26—27; Осокина Г. Л. Проблемы иска и права на
иск. С. 59-61.
6 Под дееспособностью гражданина понимается субъективное право граждани
на РФ собственными действиями осуществлять в полном объеме свои права и обя
занности (ст. 60 Конституции РФ; ст. 21, п. 4 ст. 26 ПС РФ; ч. 1 ст. 37 ГПК РФ).
Глава 7. Особое производство
Юридическая сущность дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар заключается не и констатации судом некоего правового статуса гражданина, а в проверке наличия законных и достаточных оснований для сужения этого статуса путем ограничения таких конституционных прав и свобод, как право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Таким образом, рассматривая дела о принудительной госпитализации, суд тем самым рассматривает спор о субъективных правах и свободах гражданина (при отсутствии согласия гражданина или его законного представителя на госпитализацию) с точки зрения правомерности их ограничения или лишения со стороны психиатрического учреждения, наделенного властными правомочиями по практической реализации положений федерального законодательства о здравоохранении и психиатрической помощи1.
В соответствии с ч. 1 ст. 307 ГПК РФ; п. 1 ст. 69, п. 5 ст. 72 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»2 суд рассматривает дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния в порядке особого производства лишь в том случае, если органы загса при отсутствии спора между заинтересованными лицами отказались внести исправления или изменения в произведенные записи. Таким образом, данная категория дел характеризуется наличием спора о праве публичном, так как в случае отказа органа загса внести исправления или изменения в акто-вую запись возникает спор между гражданином и государственным органом (или органом местного самоуправления3), осуществляющим государственную регистрацию актов гражданского состояния, по поводу правильности регистрации актов гражданского состояния. С учетом указанного обстоятельства п. 5 ст. 72 Закона об актах гражданского состояния содержит предписание,
1 См.: Осокина Г. Л. Проблемы судебной защиты прав и свобод граждан по
делам о принудительной госпитализации в стационарные учреждения здраво
охранения. С. 14.
2 СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340. Далее — Закон об актах гражданского со
стояния.
3 Согласно п. 1 ст. 4 Закона об актах гражданского состояния (в ред. ФЗ от
22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) «полномочия на государственную регистрацию
актов гражданского состояния являются федеральными полномочиями, кото
рые передаются органам государственной власти субъектов Российской Феде
рации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления)»
(СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607).
470 Раздел I. Производство в суде первой инстанции
адекватно отражающее юридическую сущность такого спора. Согласно этому предписанию отказ руководителя органа загса во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния может быть обжалован, т. е. оспорен, заявителем в суд. В связи с этим указанная категория дел должна рассматриваться и разрешаться судом по правилам гл. 25 ГПК РФ, регулирующей производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В аналогичном порядке должны рассматриваться также дела об оспаривании нотариальных действий или отказа в их совершении1.
Принципиальная несовместимость особого производства со спором о субъективном праве (кроме спорных дел, ошибочно отнесенных законодателем к особому производству) означает, что объектом судебной защитыпо делам особого производства является законный интерес2гражданина, заключенный в тех правовых последствиях, наступление которых невозможно без решения суда.
Характер правовых последствий, их конкретное содержание зависят от категории дела особого производства. Рассмотрим некоторые из них.
1. По делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, законный интерес гражданина в установлении судом того или иного юридического факта состоит в конкретных правовых последствиях, порождаемых этим фактом. Например, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»3 (абз. 2 подп. 5 п. 3 ст. 8) право
1 Аргументацию данного предложения см.: Осокина Г. Л. Проблемы иска и
права на иск. С. 60—61.
2 О трактовке понятия «законный интерес» см., например: Гукасян Р. Е.
Указ. соч.; Вопросы теории охраняемых законом интересов / Под ред. Е. А. Кра
шенинникова, Е. Я. Мотовиловкера. Ярославль, 1990; Рожкова М. Защита закон
ного интереса в арбитражном суде // ХиП. 2001. № 6. С. 53—59; Михайло
ва Е. В. К вопросу о понятии юридической заинтересованности // Российское
правовое государство: итоги формирования и перспективы развития. Ч. 2: Гра
жданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право /
Под ред. Ю. Н. Старилова. С. 120—131; Кляус Н. В. Законный интерес как
предмет судебной защиты в гражданском судопроизводстве / Под ред. А. В. Ци-
хоцкого. Новосибирск, 2005.
3 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
Глава 7. Особое производство
на получение пенсии по случаю потери кормильца имеют лишь те нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего (за исключением детей), которые находились на иждивении погибшего (умершего) кормильца. Другой закон, а именно ст. 1148 ГК РФ, связывает с фактом иждивения возникновение права на наследование по закону. Таким образом, законный интерес гражданина в получении соответствующих благ (пенсии, денег, иного имущества) в случае отсутствия документов, подтверждающих факт иждивения, либо невозможности их получения может быть защищен путем установления судом в порядке особого производства факта нахождения заинтересованного в получении материальных благ гражданина на иждивении умершего (погибшего) лица.
2. По делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим законный интерес заявителя состоит в определении (уточнении) правового статуса другого гражданина как субъекта различных правоотношений: гражданских, брачно-семейных, трудовых, процессуальных и т. п. Потребность в определении правового положении другого гражданина обусловлена возможностью наступления конкретных правовых последствий, которые порождает соответствующий статус. Признание судом гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим дает заинтересованному лицу — заявителю право ставить вопрос о расторжении брака в упрощенном порядке (п. 2 ст. 19 С К РФ) либо о прекращении брака вследствие объявления судом одного из супругов умершим (п. 1 ст. 16 СК РФ). Кроме того, признание гражданина безвестно отсутствующим является основанием для установления опеки над имуществом безвестно отсутствующего лица или передачи его в доверительное управление, выдачи из этого имущества содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, погашения задолженности по другим обязательствам безвестно отсутствующего (ст. 43 ГК РФ). Далее, решение суда о признании участника полного товарищества безвестно отсутствующим или объявление его умершим является основанием для определения юридической судьбы полного товарищества (п. 1 ст. 76 ГК РФ). Прекращение действия доверенности связывается с фактом признания доверителя безвестно отсутствующим или объявления его умершим (подп. 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ), а также с фактом признания
472 Раздел I. Производство в суде первой инстанции
судом гражданина, которому выдана доверенность, безвестно отсутствующим или объявления его умершим (подп. 7 п. 1 ст. 188 ГК РФ). Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим влечет прекращение иных материальных правоотношений1. Что же касается процессуальных правоотношений, то объявление умершим гражданина, являвшегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями, влечет в зависимости от возможности процессуального правопреемства приостановление производства по делу (абз. 2 ст. 215 ГПК РФ) либо прекращение производства по делу (абз. 7 ст. 220 ГПК РФ).
3. По делам о признании имущества бесхозяйным, а также о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам законный интерес заявителя состоит в определении правового положения имущества: а) недвижимых вещей; б) движимых вещей, стоимость которых превышает пятикратный минимальный размер оплаты труда; в) ценных бумаг на предъявителя и ордерных ценных бумаг. Признание судом недвижимого имущества бесхозяйным влечет за собой передачу его в муниципальную собственность (п. 3 ст. 225 ГК РФ). Признание судом движимого имущества, стоимость которого превышает пятикратный минимальный размер оплаты труда, служит основанием для передачи этого имущества в частную собственность (абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ). Признание судом утраченной ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги недействительной является основанием для выдачи заявителю новой ценной бумаги (ст. 148 ГК РФ, ст. 300 ГПК РФ).
4. Законный интерес заявителя по делам о восстановлении утраченного судебного производства состоит, в частности, в возможности исполнения восстановленного решения или определения суда о прекращении производства по делу (ст. 317, 318ГПК РФ).
Из вышеизложенного следует, что деятельность суда по рассмотрению и разрешению типичных категорий дел особого производствасводится к определению (констатации) определенного
1 Например, согласно п. 57 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 одним из оснований прекращения службы в органах внутренних дел является признание сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявление его умершим (Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 70).
Глава 7. Особое производство
правового статуса гражданина, имущества или судебного документа посредством установления и подтверждения тех юридических фактов, с которыми нормы материального и процессуального законов связывают наступление правовых последствий, обусловленных соответствующим правовым статусом субъекта или объекта правоотношений.
Юридические факты, подлежащие установлению судом в порядке особого производства, имеют разнообразный характер. Во-первых, это могут быть факты-действия. Например, факт регистрации акта гражданского состояния (брака, рождения, смерти, усыновления и т. п.); факт злоупотребления спиртными напитками; факт применения репрессий и вынужденного переселения. Во-вторых, это могут быть факты-события. Например, факт смерти гражданина в определенное время и при определенных обстоятельствах; факт утраты ценной бумаги на предъявителя; факт утраты судебного производства по гражданскому делу. В-третьих, это могут быть факты-состояния. Например, факт владения и пользования недвижимым имуществом; факт безвестного отсутствия гражданина; факт владения брошенными вещами, стоимость которых превышает пятикратный минимальный размер оплаты труда; факт бесхозяйности недвижимой вещи.
Таким образом, юридическим выводам суда по существу дела, рассматриваемого в порядке особого производства, предшествует его деятельность по установлению юридических фактов. Однако то же самое имеет место и при рассмотрении дел искового и публичного видов гражданского судопроизводства, где выводам суда по существу спора о субъективном праве предшествует деятельность по установлению судом различного рода юридических фактов, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение спорных прав и юридических обязанностей. Таким образом, содержанием искового, публичного и особого производств является деятельность суда по установлению различного рода юридических фактов. Однако в исковом и публичном видах гражданского судопроизводства в отличие от особого юридические факты устанавливаются судом с целью определения субъективных прав и юридических обязанностей сторон спорного материального правоотношения. Поэтому установление юридических фактов в исковом и публичном производствах является промежуточной целью этих производств, ибо служит необходимой предпосылкой, основой для
Раздел I. Производство в суде первой инстанции
разрешения спора между сторонами — субъектами спорного материального правоотношения по поводу их прав и обязанностей.
В особом же производстве установление, констатация судом юридических фактов: действий, событий и состояний является конечной целью судебного разбирательства безотносительно к тем правовым последствиям, которые порождает установленный судом юридический факт. Правовые последствия, как правило (имеются в виду типичные категории дел особого производства), возникают за пределами судебного процесса по делам особого производства'.
Из вышеизложенного следует вывод о том, что сущность особого производствакак бесспорного состоит в защите судом законного интереса заявителя в материально-правовом смыслепосредством констатации (подтверждения) судом наличия или отсутствия соответствующего юридического действия, событияили состояния.Значение судебного решения как акта правосудия, акта судебной защиты законного интереса гражданина по типичным категориям дел особого производства состоит в том, что оно: а) подтверждает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных неимущественных и имущественных субъективных прав гражданина, и б) обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностных лиц совершить действия по реализации судебного решения с целью возникновения тех правовых последствий, которые порождают подтвержденные судом соответствующие юридические факты (зарегистрировать юридический факт, оформить и выдать правоустанавливающие документы, назначить опекуна или попечителя и т. д.)2.
Порядок рассмотрения и разрешения судом дел особого производства регламентируется гл. 27—38 ГПК РФ, а также гл. 253 НК РФ. При этом следует различать общие и специальные правила. В соответствии с ч. 1 ст. 263 ГПК РФ дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями (име-
1 См.: Завадская Л. Н. Реализация судебных решений. М., 1982. С. 38—72;
Блажеев В. В. Особое производство по гражданским делам, связанным с изме
нением правового статуса гражданина. С. 24.
2 См. также: Завадская Л. Н. Указ. соч.
Глава 7. Особое производство
ются в виду специальные правила), установленными гл. 27—38 ГПК РФ1.
Отсутствие спора о праве обусловливает такую процессуальную особенность дел особого производства, как отсутствие сторон с противоположными юридическими интересами (за исключением спорных категорий дел, ошибочно отнесенных к особому производству). В связи с этим дела особого производства возбуждаются не иском против конкретного ответчика, а заявлением, которое содержит просьбу заинтересованного лица подтвердить тот или иной юридический факт: действие, событие или состояние. Поэтому к лицам, участвующим в делах особого производства, относятся заявители и другие заинтересованные лица (ч. 2 ст. 263 ГПК РФ).
Под заявителем подразумевается лицо, обращающееся в суд с соответствующей просьбой, по инициативе которого суд возбуждает особое производство по конкретному делу при наличии к тому законных оснований. Под другими заинтересованными лицами следует понимать, во-первых, тех лиц, чьи взаимоотношения с заявителем зависят от факта, подлежащего установлению в порядке особого производства. Например, по делам об установлении факта нахождения заявителя на иждивении умершего в этом качестве могут выступать наследники умершего либо члены его семьи. Во-вторых, к другим заинтересованным лицам относятся те органы или учреждения, в которых заявитель намерен использовать судебное решение по делу об установлении юридического действия, события или состояния. Имеются в виду органы социальной защиты населения, органы военного управления, психиатрические учреждения и т. п. В-третьих, это те органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, действия или бездействие которых оспариваются в порядке особого производства2. Имеются в виду органы загса, нотариус, а также должностные лица, уполномоченные на совершение нотариальных действий. В-четвертых, к другим заинтересованным лицам относятся те граждане, в отно-
1 О процессуальных особенностях рассмотрения дел особого производства
см. также: Курс советского гражданского процессуального права / Под ред.
А. А. Мельникова. Т. 2. С. 181-196.
2 См.: Научно-практический комментарий к ГПК РСФСР. М., 1965. С. 285;
Елисейкин П. Ф. Судебное установление фактов, имеющих юридическое значе
ние. М., 1973. С. 54-55.
476 Раздел I. Производство в суде первой инстанции
шении которых суд должен определить правовое состояние или событие. Имеются в виду дети по делам об усыновлении, граждане по делам об ограничении дееспособности, признании недееспособными, ограничении или лишении права самостоятельно распоряжаться своими доходами, граждане по делам о принудительной госпитализации в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании. В-пятых, это должностные лица, органы и учреждения, которые в силу своего статуса — личного или служебного — обязаны присутствовать при рассмотрении судом дел в порядке особого производства. Речь в данном случае идет о прокуроре; органе опеки и попечительства; психиатрическом или психоневрологическом учреждении; родителях, усыновителях, попечителях несовершеннолетнего; лицах, участвовавших в деле, утраченное производство по которому подлежит восстановлению. Заявители, а также другие заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности в соответствии со ст. 35 и другими нормами ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 14 ГПК РФ дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально в составе трех профессиональных судей. Поскольку федеральное законодательство (ГПК РФ, СК РФ, ГК РФ, Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании») не содержит прямых предписаний о коллегиальном рассмотрении дел особого производства, то указанные дела рассматриваются и разрешаются судьей единолично.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением и разрешением дел особого производства, состоят из государственной пошлины, уплачиваемой при подаче заявления, и судебных издержек. Размер государственной пошлины, взимаемой при подаче заявлений по делам особого производства, составляет согласно подп. 8 п. 1 ст. ЗЗЗ19 НК РФ 100 руб. В то же время по некоторым категориям дел заявители освобождены от ее уплаты. Это, в частности, физические лица, обращающиеся в суд с заявлением об усыновлении и (или) удочерении ребенка (подп. 14 п. 1 ст. ЗЗЗ36 НК РФ), заявители по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (подп. 18 п. 1 ст. ЗЗЗ36 НК РФ). Что же касается судебных издержек, включающих в том числе расходы на оплату услуг представителя (ст. 94, 100 ГПК РФ), то они возмещаются,
Глава 7. Особое производство
как правило, в порядке, предусмотренном ст. 98—100, 102, 103 ГПК РФ (см. ч. 1 ст. 263 ГПК РФ)1.
Одной из процессуальных особенностей дел особого производства является то, что реализация судебного решения осуществляется не судебным приставом-исполнителем, а органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами. К числу последних относятся органы загса (например, по решениям об установлении факта признания отцовства, объявления гражданина умершим, внесении исправлений и изменений в актовые записи); органы социальной защиты населения (по решениям об установлении родственных отношений, факта нахождения лица на иждивении, факта несчастного случая); нотариус или должностные лица, уполномоченные законом на совершение нотариальных действий (по решениям об установлениифакта родственных отношений, факта принятия наследства и места открытия наследства; по решениям об удовлетворении заявления об оспаривании совершенного нотариального действия или отказа в его совершении); органы опеки и попечительства (по решениям о признании гражданина безвестно отсутствующим, признании его ограниченно дееспособным или недееспособным); органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (по решениям о признании имущества бесхозяйным); банковские и другие кредитные учреждения (по решениям о восстановлении прав по утраченной ценной бумаге на предъявителя или ордерной ценной бумаге).