III. Акты субъектов Российской Федерации как источники муниципального права (на примере Свердловской области)
Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, общие принципы организации местного самоуправления находятся в совместном веденииРФ и её субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Следовательно – субъекты РФ в праве самостоятельно принимать собственные законодательные акты (законы) регулирующие отдельные аспекты организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Однако такие акты субъектов РФ не должны противоречить Конституции, ФЗ №131 и другим ФЗ.
На уровне субъектов РФ, правовую базу местного самоуправления составляют акты 6 уровней:
- Уровень: конституции (уставы) субъектов РФ, в которых содержаться отдельные главы, посвящённые местному самоуправлению (например: глава 11 Устава Свердловской области «Местное самоуправление» (ст. 89 – 95)).
- Уровень: законы субъектов РФ, устанавливающие:
· Наименование органов местного самоуправления в соответствующем субъекте РФ (например: Закон Свердловской области от 22.11.2004 г. №182 «О наименованиях органов местного самоуправления в Свердловской области»);
· Условия контракта для глав местной администрации в части касающейся осуществления отдельных государственных полномочий (например: Закон Свердловской области от 14.06.2005 г. «Об условиях контракта для главы местной администрации муниципального района или городского округа расположенных на территории Свердловской области, в части касающейся осуществления отдельных государственных полномочий»);
· Законы устанавливающие статус и границы муниципальных образований (в данном субъекте) (например: Закон Свердловской области от 12.10.2004 г. №95 «Об установлении границ муниципального образования «Город Екатеринбург» и наделении его статусом городского округа»;
· Законы которые устанавливают отдельные государственные полномочия передаваемые органам местного самоуправления (в Свердловской области такой закон пока не принят);
- Уровень: акты высших должностных лиц субъектов РФ (например: Указ Губернатора Свердловской области от 22.05.2007 г. №451 «О совете глав муниципальных образований при Губернаторе Свердловской области».
- Уровень: постановления законодательных органов государственной власти субъектов РФ (например: Постановление Областной Думы Свердловской области от 03.12.2004 г. №1064 «О правилах описания границ территорий и оформления схематических карт при подготовке соответствующих проектов законов Свердловской области».
- Уровень: акты высших исполнительных органов (ВИО) государственной власти субъектов РФ, т.е. акты правительств (например: Постановление Правительства Свердловской области от 31.08.2004 г. №817.
- Уровень: Решения Конституционных (уставных) судов субъектов РФ (там где они есть) (например: согласно ст. 4 Закона Свердловской области «Об уставном суде», последний правомочен рассматривать дела о соответствии уставу Свердловской области нормативных актов органов местного самоуправления. К настоящему времени Уставной Суд Свердловской области такие решения выносил (например: Постановление Уставного Суда Свердловской области от 11.02.1999 г. «По делу о проверке соответствия отдельных положений Устава муниципального образования «Ревдинский Район» Уставу Свердловской области». В этом Постановлении многие положения Устава Ревдинского района были признаны не соответствующими Уставу Свердловской области.
IV. Муниципально-правовые акты: понятие и особенности.
Понятие муниципально-правовых актов дано в ст. 2 ФЗ №131: «муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее или изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер».
Признаки муниципально-правовых актов:
- Принимаются управомоченными на это субъектами местного самоуправления в рамках их компетенции, а именно:
· Населением муниципального образования непосредственно (на местном референдуме, либо сходе граждан) – такие акты именуются «решения»;
· Органами местного самоуправления, причём, как представительными, так и исполнительно-распорядительными (например: местная администрация);
· Должностными лицами местного самоуправления (например: главой муниципального образования).
- Имеют локальныйхарактер, т.е. их действие ограничено территорией соответствующего муниципального образования.
- Носят общеобязательный властный характер: подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч. 3 ст. 7 ФЗ №131).
- За неисполнение муниципально-правовых актов – ответственность в соответствии с законодательством.
- Муниципально-правовые акты имеют особый предмет регулирования: муниципально-правовые акты принимаются по вопросам:
Местного значения – в соответствии со ст. 2 ФЗ №131, вопросы местного значения, это: «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно». | Осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. |
- Муниципально-правовые акты носят подзаконный характер, т.е. они не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ №131 и другим ФЗ, а также конституциям (уставам) и законам субъектов РФ (ч. 4 ст. 7 ФЗ №131).
- Муниципально-правовые акты не могут быть отменены (приостановлены) в административном порядке, т.е. органами государственной власти и государственными должностными лицами. Они могут быть признаны недействительными в судебном порядке, либо отменены самими органами и должностными лицами местного самоуправления их принявшими (издавшими) (ст. 48 ФЗ №131).
- Муниципально-правовые акты имеют особый порядок вступления в силу (в юридическую силу). Согласно ст. 47 ФЗ №131, муниципально-правовые акты вступают в силу в порядке установленном уставом муниципального образования. При этом, имеется 2 исключения:
· Акты представительных органов местного самоуправления (т.е. акты местной думы) о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с НК РФ;
· Муниципально-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности граждан – вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования).
- По своей форме муниципально-правовые акты – это всегда письменные, документально оформленные решения.