Понятие и признаки нормативного правового акта

Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Кафедра теории и истории государства и права

(наименование кафедры)

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник кафедры

теории и истории государства и права

майор внутренней службы

Немченко С.Б.

”_____” _____________ 2012 года

Л Е К Ц И Я

по дисциплине «Теория государства и права»

по специальности –030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«БАКАЛАВР»

Тема № 13. Нормативно-правовой акт как источник права

Обсуждена на заседании кафедры

Протокол №______

от «____» _______________ 2012 г.

Санкт-Петербург

I. Учебные цели

Цель лекции – сформировать у курсантов четкое представление о понятии, признаках и классификации нормативных правовых актов; установить их иерархическую систему; сформулировать признаки закона как нормативного правого акта высшей юридической силы; определить порядок действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

II. Воспитательные цели

Формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, позволяющих решать задачи, стоящие перед юридическими и иными службами ГПС МЧС России

III. Расчет учебного времени (лекция – 4 часа)

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Понятие и признаки нормативного правового акта. 2. Классификация нормативных правовых актов. 3. Понятие и виды законов. 4. Подзаконные нормативные правовые акты. 5. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 6. Утрата нормативным правовым актом юридической силы. Обратная сила закона (нормативного правового акта).   ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ                

IV. Литература

Основная

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1994.

2. Боер В.М., Григонис Э.П. и.др. Теория государства и права: схемы и определения. СПб.: СПбГУАП, 2001.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Омега, 2005.

4. Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб.: Питер, 2002.

5. Общая теория права и государства. Под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. М., 1994.

6. Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко.

7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцикй профессора В.Г. Стрекозова. – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2006.

Дополнительная

  1. Барсков А.Г. Научный метод познания: возможности и иллюзии. М., 1994.
  2. Ильин В.В. Теория познания. Введение, общие проблемы. М., 1994.
  3. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права: Феникс, 2001.
  4. Керимов Д.А. Методология права. – М., 2000.
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Изд-во Мордовского ун-та. 1994.
  6. Лазарев Б.М., Давитнидзе И.Л. Общая теория государства и права. М., 1992.
  7. Лившиц Р.З. Современная теория права. М., 1992.
  8. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. Ред. М.Н. Марченко. – М., 2001.
  9. Общая теория права. Курс лекций. Под общей ред. проф. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
  10. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т.1.
  11. Современные теории познания. М., 1992.
  12. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911.

Y. Текст лекции

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 13 «Нормативно-правовой акт как источник права».

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Понятие и признаки нормативного правового акта.
  2. Классификация нормативных правовых актов.
  3. Понятие и виды законов.
  4. Подзаконные нормативные правовые акты.
  5. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  6. Утрата нормативным правовым актом юридической силы. Обратная сила закона (нормативного правового акта).

Переходим к рассмотрению учебных вопросов

Понятие и признаки нормативного правового акта

Среди многочисленных источников права важное место занимают нормативные правовые акты государственных органов. Большое значение нормативных правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с повышением роли государства в регулировании наиболее значимых общественных отношений. Кроме того, нормативный правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием.

Наиболее характерным для Российской Федерации источником права является нормативный правовой акт. Правом на издание нормативных правовых актов обладают управомоченные государством субъекты правотворчества. Прежде всего, к ним относятся законодательные (представительные) органы государственной власти и государственные органы исполнительной власти. При этом каждый орган может издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме.

Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются?

– во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов;

– во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм;

– в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Нормативный правовой акт – это:

1) выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права (Марченко).

2) официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государством процедуры, содержащий правила поведения обобщенного характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которых распространяется на неперсонифицированный круг субъектов (Р.А. Ромашов).

3) официальный государственный документ, в котором содержатся нормы права (А.Н. Соколов).

4) акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами (Л.А. Морозова).

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Особая юридическая значимость нормативного правового акта определяется рядом признаков:

1) принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры;

2) является результатом правотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т.д.) которым право на нормотворчество делегировано государством);

3) содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;

4) реализуется в особом процессуальном порядке;

5) имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);

6) направлен на регулирование типичных общественных отношений;

7) обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

В нормативных правовых актах содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты» (ст. 76).

Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Так, например, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ очерчивается общий круг вопросов, по которым российское правительство может издавать свои постановления и распоряжения. Это вопросы, касающиеся федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также – единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правительство издает постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные полномочия», возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п. «ж» ст. 114 Конституции РФ). В Конституции особо оговаривается, что «порядок деятельности Правительства», а, значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов определяются федеральным конституционным законом.

Нормативно-правовые акты как источники права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего, акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.

Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем.

Нормативные правовые акты Индивидуальные правовые акты
содержат
общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера
адресованы
широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.)
охватывается
весьма широкий круг общественных отношений Определенное, конкретное правоотношение с персонифицированным кругом участников
действие
продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.). Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
создаются (издаются)
в результате нормотворческой деятельности органов государства и организаций правоприменительными органами
оформляются
в виде законов, указов, положений, актов нормативного характера в виде указов, постановлений, приказов, распоряжений, относящихся к названным в них лицам и конкретным обстоятельствам

Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ Федеральное собрание принимает не только законы – нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер. Статья 102 (п. 3) и ст. 103 (п. 2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации – верхняя палата российского парламента и Государственная Дума – его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.

Совет Федерации принимает, в частности, постановления по вопросам, связанным с утверждением указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента РФ, с назначением на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственная Дума, согласно Конституции, принимает постановления по вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, решения вопроса о доверии Правительству, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ, объявления амнистии и др.

Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены, прежде всего, на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также – пределов действия ранее установленных норм.

Как верно отмечают английские юристы, основное правило толкования «законодательных положений», по отношению к которому все прочие являются второстепенными, заключается в том, что законы (статуты) следует разъяснять «в соответствии с намерениями тех, кто их создал». При этом всегда сохраняет свою силу «презумпция невнесения в действующее право изменений, выходящих за пределы, предусматриваемые толкуемым статутом».

Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование, «по возможности», не должно придавать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям»; нормы уголовного права «толкуются» только в пользу обвиняемого, и т.д.

Наши рекомендации