Понятие мер пресечения, основания и порядок их применения

Под мерами пресечения понимаются меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при наличии оснований и в порядке, установленном законом, уполномоченными на то долж­ностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исключитель­ных случаях — к подозреваемому с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

В виде общего правила меры пресечения применяются только к обвиняемому (ст. 89 УПК). Лишь в исключительных случаях меры пресечения могут быть применены и в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок не более десяти дней. До истечения этого срока подозреваемому должно быть предъявлено обвинение либо мера пресечения отменяется. Статья 89 УПК устанавливает, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе применить одну из мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда; или воспрепятствует установлению истины по уголовно­му делу; или будет заниматься преступной деятельностью; меры пресечения могут применяться в целях обеспечения исполнения приговора. Эти обстоятельства, подтвержденные доказательства­ми, и образуют основания для избрания меры пресечения. По­скольку обстоятельства, названные в ст. 89 УПК, как правило, носят прогностический характер, применение мер пресечения воз­можно при вероятности наступления указанных обстоятельств — предположения о том, что обвиняемый скроется, будет продол­жать преступную деятельность, помешает установлению истины. Однако это предположение должно базироваться на достаточно убедительных доказательствах, позволяющих сделать вывод о наличии оснований, указанных в законе. Так, основанием для вывода о том, что обвиняемый скроется, могут служить достоверно установленные путем доказывания сведения об увольнении его с работы, выписка его с места жительства или вообще отсутствие такового и т.п. Основанием для предположения, что обвиняемый будет продолжать преступную деятельность, может служить нали­чие у него преступных связей, отношение к содеянному, данные о прошлых судимостях и т.п. Основанием полагать,что обвиняемый помешает установлению истины, могут служить данные о попытке подкупить, подговорить, запугать свидетелей, потерпев­ших, воздействовать на экспертов, уничтожить или сфальсифицировать вещественные доказательства и т.п.

Таким образом, основаниями избрания мер пресечения явля­ются указанные в законе обстоятельства (ст. 89 УПК), подтверж­денные такой совокупностью доказательств, которая дает возмож­ность обоснованно предположить, что лицо, находясь без воздей­ствия меры пресечения, может совершить одно из указанных в законе действий.

Важное значение при избрании меры пресечения имеет учет обстоятельств, перечисленных в ст. 91 УПК. Данная норма поми­мо обстоятельств, названных в ст. 89 У К, указывает также на тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семей­ное положение и другие обстоятельства.

Следовательно, при решении вопроса об избрании меры пресе­чения обстоятельства, указанные в ст. 91 УПК, имеют значение данных, которые могут подтвердить основания избрания меры пресечения или вызвать сомнения в их наличии. В частности, в совокупности с другими данными состояние здоровья, преклон­ный возраст обвиняемого, наличие семьи, постоянного места жи­тельства и работы может свидетельствовать о том, что нет основа­ния опасаться уклонения его от следствия. При решении вопроса о том, какую меру пресечения следует избрать обвиняемому, также учитываются указанные выше обстоятельства.

Большое значение имеет то, что при избрании меры пресечения закон предоставляет право выбора решения. Избрание меры пре­сечения является правом, а не обязанностью лица, ведущего судопроизводство. Исходя из конкретных обстоятельств дела и личности обвиняемого, лицо, производящее дознание, следова­тель, прокурор или суд могут вообще не избирать меру пресечения или избрать менее строгую.

Важно, чтобы не только обеспечивалось выполнение целей мер пресечения, но и чтобы допущенное ограничение прав гражданина соответствовало действительно необходимому его ограничению.

По смыслу закона меры пресечения применяются с целью воспрепятствовать обвиняемому совершить действия, указанные в ст. 89 УПК.

В большинстве своем меры пресечения применяются главным образом на предварительном расследовании и в судебном разби­рательстве. Мера пресечения может быть применена к осужденно­му, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, до вступления его в законную силу, чтобы обеспечить возможность его исполнения. Меры пресечения могут применяться по решению уполномоченного на то в законе органа или должностного лица:

лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда (ст. 89 УПК). О применении меры пресечения лицо, производя­щее дознание, следователь, прокурор и судья выносят мотивиро­ванное постановление, а суд — мотивированное определение. В этом постановлении (определении) указывается преступление, в котором подозревается или обвиняется данное лицо, а также основания для избрания меры пресечения и выбор ее вида.

Постановление или определение объявляется лицу, в отно­шении которого оно вынесено. Ему вручаются копии этих до­кументов.

Заключение под стражу

Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, состо­ящая в лишении свободы обвиняемого (подозреваемого), подсуди­мого (ст. 96—98 У ПК). Ее применение представляет собой самое острое вторжение в сферу прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, гарантированных Конституцией РФ (ст. 22), Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ (ст. 8). В Международном пакте о гражданских и политических правах установлено, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей.

Никто не должен быть лишен свободы иначе как на указанных в законе основаниях и в соответствии с той процедурой, которая установлена законом.

Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых определяются Федеральным законом Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и об­виняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г.* В нем четко определены: правовой статус подозреваемых и обвиняемых, места содержания под стражей, режим и внутрен­ний распорядок в них, права подозреваемых и обвиняемых (на личную безопасность, на извещение близкого родственника о месте содержания его под стражей, на свидание с родственниками и иными лицами, на бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время, ежедневную прогулку, участие в гражданско-правовых сделках и т.д.). Подробно изложены меры по обеспечению изоляции и предотвращения правонарушений, в том числе меры поощрения и взыскания, материальная ответственность. В гл. IV Закона изложены основания и порядок освобождения подозре­ваемых и обвиняемых из-под стражи, а также и порядок про­курорского надзора за соблюдением законов о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Если по истечении установленного законом срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения соответ­ствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиня­емого либо о продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения или сообщение об этом решении не поступило, начальник места содержания под стражей освобождает его своим постановлением (ч. 3 ст. 50).

В связи с изданием указанного выше Федерального закона внесены изменения и дополнения в ст. 11, 46, 47, 52, 96, 96, 122 УПК*.

Согласно ст. 22 Конституции РФ мера пресечения содержание под стражей допускается только по судебному решению. Но до приведения уголовно-процессуального законодательства Россий­ской Федерации в соответствие с Конституцией РФ сохраняется прежний порядок ареста и содержания под стражей (ч. 2 п. 6 разд. 2 Конституции), т.е. сохраняют свое действие существующая процедура, процессуальные правила избрания этой меры пресече­ния. В стадии предварительного расследования арест производит­ся с санкции прокурора, а в судебных стадиях — по судебному решению. Однако законодатель уже сейчас применение заключе­ния под стражу в качестве меры пресечения и продление срока содержания под стражей поставил под судебный контроль (ст. 220 220УПK).

Заключение под стражу применяется по делам о преступлени­ях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лише­ния свободы и на срок не свыше одного года (применение этой меры пресечения в таком случае крайне редко).

Основания для избрания данной меры пресечения должны быть тщательно проверены, учтена личность, род занятий, воз­раст, состояние здоровья обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства. При совершении наиболее тяжких преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 96 УПК, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления. Фактически учитывается не только это, но и то, что в данном случае всегда есть основание полагать, что обвиняемый скроется от следствия и суда, или будет заниматься преступной деятельностью, или препятствовать уста­новлению истины.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершен­нолетнего подозреваемого или обвиняемого — во всех случаях (ст. 96 УПК). В этом важная гарантия того, что применение столь строгой меры пресечения будет обоснованным, а в отношении несовершеннолетних станет возможным лишь в исключительных случаях, если необходимость задержания и ареста вызывается тяжестью совершенного преступления и имеются основания, ука­занные в ст. 91, 96, 122 УПК (ст. 393 УПК).

Право санкционировать арест принадлежит прокурорам, пере­численным в ч. 4 ст. 96 УПК. К ним относятся прокуроры, возглавляющие прокуратуры, начиная от Генерального прокурора РФ до районных и городских прокуроров, и заместители проку­роров, действующих на правах прокуроров областей.

Грубым нарушением закона признается как необоснованный арест, так и оставление обвиняемого на свободе, когда заключение под стражу является необходимой мерой, обеспечивающей выпол­нение требований ст. 89 УПК. Ответственность за это несут как прокурор, решивший вопрос о санкции, так и должностные лица, производящие расследование.

Конституционные гарантии прав личности и эффективность уголовного судопроизводства требуют строгого соблюдения уста­новленных законом сроков содержания обвиняемых (подозревае­мых) под стражей (ст. 90, 97 УПК).

Если мера пресечения избрана в отношении подозреваемого, то ему должно быть предъявлено обвинение не позднее десяти суток

с момента ее применения или с момента его задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено» мера пресечения отменяется.

Содержание под стражей обвиняемого не может продолжаться более двух месяцев. Прокурор района, городской прокурор, военный прокурор гарнизона, объединения, соединения и при­равненные к ним прокуроры в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения могут продлить этот срок до трех месяцев. Даль­нейшее продление срока может быть осуществлено лишь ввиду особой сложности дела прокурором субъекта Российской Фе­дерации, военным прокурором округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной по­граничной службы Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами до шести месяцев со дня заключения под стражу. Продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев допускается в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Такое продление осуществляется замес­тителем Генерального прокурора РФ — до одного года и Ге­неральным прокурором РФ — до полутора лет.

Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику не позднее чем за месяц до истечения предельного срока содержания под стражей.

Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности ч. 5 ст. 97 УПК РСФСР. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба В. В. Щелухина на наруше­ние его конституционных прав и свобод в результате применения этой нормы, согласно которой время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока содержания под стражей в качестве меры пресечения не учитывается.

Исследовав имеющиеся материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил, что жалоба Щелухина В. В. является допустимой, поскольку оспариваемая в ней норма затра­гивает конституционные права заявителя и была применена орга­нами предварительного следствия и судом по его уголовному делу при определении сроков содержания под стражей.

После исследования всех обстоятельств дела Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать ч. 5 cт. 97 У ПК РСФСР не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 17, 22 (ч. 1), 46 (ч. 1), 55 (ч. 3).

Часть 5 ст. 97 УПК РСФСР утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения настоящего постанов­ления.

2. Федеральному Собранию Российской Федерации в течение шести месяцев с момента провозглашения настоящего постановле­ния надлежит решить вопрос об изменении уголовно-процессуального закона в части обеспечения гарантий закрепленного в ст. 22 (ч. 1) Конституции Российской Федерации права каждого на свободу при применении ареста и содержании под стражей в качестве меры пресечения.

3. В соответствии со ст. 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации до разрешения в законодательном порядке поставлен­ных в настоящем постановлении вопросов, связанных с обеспече­нием гарантий закрепленного в ст. 22 (ч. 1) Конституции Россий­ской Федерации права каждого на свободу, лицо, обвиняемое в совершении преступления, вправе обжаловать в суд законность и обоснованность содержания под стражей на любом этапе уголов­ного судопроизводства, включая ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.*

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статьи 26, 97, 133 УПК РСФСР» от 31 декабря 1996 г. установлено, что, если ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной погра­ничной службы РФ и приравненные к ним прокуроры вправе де позднее пяти суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство перед судьей областного, краевого и приравненных к ним судов о продлении этого срока (ч. 4 ст. 97 УПК).

В части 5 ст. 97 УПК сказано: «Судья в срок не позднее пяти суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих постановлений: 1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и направления прокурором дела в суд, но не более чем на шесть месяцев; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства прокурора и об освобождении лица из-под стражи».

В том же порядке срок содержания под стражей может быть продлен в случае необходимости удовлетворения ходатайства об­виняемого или его защитника о дополнении предварительного следствия.

При возвращении судом на новое расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, — в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела. Дальнейшее продление указанного срока производит­ся с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и пределах, установленных ст. 97 УПК.

В срок содержания обвиняемого под стражей в качестве меры пресечения в период дознания или предварительного следствия включается время фактического нахождения лица под стражей с момента задержания в порядке ст. 122 УПК и до направления прокурором дела в суд.

В этот срок, таким образом, включается срок (пять суток) с момента передачи дела следователем прокурору или его за­местителю с обвинительным заключением до передачи дела про­курором или его заместителем в суд (ст. 214 УПК). В срок содержания под стражей включается также время нахождения обвиняемого или подозреваемого в психиатрическом лечебном учреждении при производстве судебно-психиатрической экспер­тизы (ст. 188 УПК); время нахождения лица под стражей до прекращения или приостановления уголовного дела, если было отменено постановление о прекращении дела или дело было возобновлено.

Начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.

О продлении срока содержания под стражей следователь или лицо, производящее дознание, выносят соответствующее поста­новление и направляют его прокурору, который свое согласие выражает резолюцией на постановлении следователя. Правильной

представляется практика, когда прокурор свое решение облекает в форму мотивированного постановления, поскольку здесь речь идет об ограничении важнейшего конституционного права граж­данина на свободу.

В ряде случаев для применения заключения под стражу в качестве меры пресечения требуется соблюдение особых гарантий неприкосновенности Вопрос о задержании, аресте члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей па­латой Федерального Собрания (ст. 98 Конституции РФ, ст. 18 Закона о статусе депутата). Судья не может быть заключен под стражу без согласия соответствующей квалификационной колле­гии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда (ст 16 Закона о статусе судей в РФ).

Заключение под стражу является единственной мерой пре­сечения, которая засчитывается в срок назначенного судом на­казания.

Орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны при наличии у арестованного несовершеннолетних детей, оставшихся без надзора, передать их на попечение родственникам, другим лицам или учреждениям Они должны также принять меры по охране его жилища и имущества, о чем уведомить заключенного.

О применении заключения под стражу выносится мотивирован­ное постановление (судом — определение или постановление), в котором указываются, в каком преступлении обвиняется или подозревается лицо, и основания для избранной меры пресечения. Постановление (определение) объявляется арестованному. Оно составляется в четырех экземплярах, один приобщается к делу, другой — к наблюдательному производству, а остальные направ­ляются заключенному и начальнику места предварительного за­ключения.

С постановлением об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого вправе знакомиться и защитник, который принял на себя обязанность оказывать помощь своему подзащитному. Защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты, направленные на выявление обстоятельств, оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих их ответственность; он вправе ходатайствовать об отмене или изменении избранной меры пресечения, а также обжа­ловать решение прокурора об избрании меры пресечения выше­

стоящему прокурору, обжаловать в суд арест или продлениесрокасодержания под стражей (ст. 51, 220, 220' УПК).

Наши рекомендации