Задачи оперативно-розыскной деятельности

Тема 1. Понятие оперативно -розыскной деятельности, задачи, принципы и правовая основа ОРД

Лекция 1.

1. Понятие оперативно-розыскной деятельности.

2. Задачи оперативно-розыскной деятельности.

Принципы оперативно-розыскной деятельности.

Предмет учебного курса «Актуальные проблемы оперативно-розыскной

деятельности»

Оперативно розыскная деятельность - это научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, другими законами и нормативно-правовыми актами Республики Казахстан специально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций.

В то же время по своему содержанию эта деятельность представляет собой один из древнейших видов человеческой деятельности, осуществляемый задолго до возникновения какой-либо государственности. Начиная с времен первобытно-общинного строя, общественный характер существования человека определял необходимость обеспечения определенного порядка существования общины, выявления, предотвращения и пресечения представляющих опасность проявлений со стороны отдельных ее членов, то есть, по сути дела, решения задач современного криминального и административного сыска. Кроме того, каждая община должна была решать проблемы своей внешней безопасности в борьбе за существование с другими первобытными общинами, что вынуждало ее, говоря современным языком, осуществлять разведывательную и контрразведывательную деятельность.

С разделением общества на классы возникают задачи по подавлению сопротивления угнетаемых классов, сохранению и укреплению позиций правящих классов. Эти задачи решались с помощью сил, средств и методов, присущих современной оперативно-розыскной деятельности.

Особое значение оперативно-розыскная деятельность приобретает с возникновением государства. Это обусловлено тем, что важнейшими функциями любого государства являются поддержание правопорядка на своей территории, организация и осуществление мероприятий по защите государства от внешних и внутренних угроз, способствование повышению благосостояния народа, процветанию общества. Для осуществления этих функций создаются специальные государственные органы, которые наделяются соответствующими правами и обязанностями, обеспечиваются необходимыми специфическими силами и средствами. В зависимости от типа государственности существование и деятельность таких органов может соответствующим образом законодательно оформляться и регулироваться (в правовых, демократических государствах) или осуществляться вне рамок правового регулирования (в государствах с диктаторскими формами правления). В последнем случае эти органы часто играют роль орудия подавления, реакции.

В Республике Казахстан до 1994 года оперативно-розыскная деятельность осуществлялась на основе нормативных правовых актов, носящих в основном ведомственный характер и закрытых для подавляющей части населения страны. С введением в 1994 году в действие Закона Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности" эта деятельность впервые в истории нашего государства получила законодательное регламентирование, что способствовало укреплению законности в стране и явилось определенным шагом к созданию правового государства.

Широкий спектр задач ОРД, их важность для государства, общества и каждого его члена в отдельности определяют значение оперативно-розыскной деятельности в государственной, общественной и частной жизни. Именно поэтому базирующееся на Законе об ОРД знание основ оперативно-розыскной деятельности является необходимым для юристов, независимо от их специализации. Это позволит им обеспечить соблюдение прав и законных интересов юридических и физических лиц в случае соприкосновения последних с оперативно-розыскной деятельностью. Такое соприкосновение может иметь место в случаях, когда эти лица: становятся объектами противоправного воздействия; являются объектами оперативно-розыскной деятельности; принимают участие в ОРД; содействуют осуществлению ОРД.

Понятие и содержание теории оперативно-розыскной деятельности

Теория оперативно-розыскной деятельности – это система обобщенного достоверного знания о деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечению безопасности общества и государства, описывающая и объясняющая эту деятельность, а также вскрывающая основные закономерности, существующие в ней.

Теория ОРД формируется на обширном эмпирическом материале оперативной практики, а также на созданных и закрепленных основных элементах специального теоретического языка рационального описания. Теория ОРД представляет собой логически взаимосвязанную и взаимообусловленную систему категорий, понятий и принципов, которые образуют ее содержание.

Содержание теории оперативно-розыскной деятельности можно раскрывать через такие категории и понятия как "правовая основа", "субъекты", "объекты", "лица, участвующие в ОРД", "оперативно-розыскные мероприятия", "цель, задачи, результаты ОРД", "функции, направления, виды ОРД" и так далее. В содержание теории оперативно-розыскной деятельности также входят закономерности, возникающие и действующие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В качестве основного объекта изучения теории оперативно-розыскной деятельности можно выделить познавательную и преобразовательную деятельность правоохранительных органов и специальных служб Республики Казахстан по обеспечению безопасности и жизненных интересов общества, государства, а также находящихся в пределах юрисдикции последнего граждан, иностранцев и лиц без гражданства.

В качестве общего предмета исследования теории ОРД можно определить сущность, содержание и закономерности организации и осуществления деятельности правоохранительных органов и специальных служб Республики Казахстан по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечению безопасности общества и государства.

Сущность оперативно-розыскной деятельности заключается в познавательной и преобразовательной деятельности правоохранительных и специальных органов государства, направленной на решение определенных Законом об ОРД задач. В общем плане ее можно изобразить в виде схемы, приведенной на рисунке 1.

Основным содержанием оперативно-розыскной деятельности является организация и осуществление оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в Законе об ОРД.

Рисунок 1.

Поскольку оперативно-розыскная деятельность является видом деятельности государства, содержание, организация, формы и методы, силы и средства осуществления которой определяются соответствующими нормативными правовыми актами, ее закономерности относятся не к общим природным закономерностям, объективно существующим независимо от нашего сознания, а к частным общественным, присущим только ОРД, создаваемым и реализуемым самой человеческой деятельностью. Соответственно, указанные закономерности в Республике Казахстан будут прежде всего определяться действующей в государстве нормативной правовой базой ОРД, в первую очередь Конституцией и Законом об ОРД.

С учетом изложенного, можно предложить следующую систему закономерностей ОРД:

1. Закономерности, определяющие необходимость в оперативно-розыскной деятельности:

- скрытый, тайный характер подготовки и совершения преступлений вызывает необходимость предотвращения и раскрытия этих преступлений негласными методами, силами и средствами, присущими только ОРД;

- осуществление разведывательной деятельности против иностранных государств нарушает законодательство этих государств и поэтому требует использования негласных, конспиративных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности;

- выявление фактов и обстоятельств, способствующих осуществлению противоправных деяний, в большинстве случаев возможно только с использованием сил, средств и методов ОРД.

2. Закономерности, определяющие требования к силам и средствам ОРД:

- проведение оперативно-розыскной деятельности, то есть использование сил, средств и методов ОРД целесообразно только тогда, когда объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели в результате применения иных законных средств, прежде всего предусмотренных УПК;

- силы и средства ОРД в количественном и качественном отношении должны соответствовать возможностям решения задач, определенных Законом об ОРД;

- повышение профессионализма преступных элементов, их объединение в организованные преступные группы, активное применение сил, средств и методов конспиративной деятельности требует совершенствования сил и средств ОРД, повышения профессионализма участников этой деятельности;

- совершенствование средств преступной деятельности вызывает необходимость соответственного совершенствования средств ОРД и наоборот;

- совершенствование средств контрразведывательной деятельности должно вызывать соответственное совершенствование средств разведывательной деятельности и наоборот.

3. Закономерности осуществления оперативно-розыскных мероприятий:

- перечень ОРМ в Законе об ОРД должен соответствовать решаемым задачам, оперативной обстановке и возможностям органов, осуществляющих ОРД;

- планирование и проведение ОРМ должны осуществляться на основе данных по оперативной обстановке и при наличии изложенных в законе оснований;

- сложность планируемых оперативно-розыскных мероприятий должна соответствовать решаемым задачам; если оперативно-розыскные задачи можно решить с помощью гласных или простых негласных ОРМ, не проводить сложных и специальных ОРМ.

4. Закономерности управления оперативно-розыскной деятельностью:

Общие закономерности:

- научно обоснованное сочетание централизации и децентрализации;

- оптимальная звенность структурных подразделений в управляющей системе;

- единоначалие и коллегиальность;

- персональная ответственность за порученное дело;

- привлечение масс (оперативного состава) к управлению;

- совмещение в управлении общественного и государственного начала;

- сочетание интересов личности, коллектива и государства;

- другие закономерности (объективность, организованность, системность, эффективность и т.д.).

Частные закономерности (специфические закономерности организации и тактики использования оперативно-розыскных сил, средств, возможностей в ОРД):

- оперативность;

- конспиративность;

- наступательность;

- опора на аппарат конфиденциальных помощников;

- сочетание гласных и негласных методов;

- оправданный оперативный риск;

- обеспечение собственной безопасности и др.

Перечисленные и другие закономерности оперативно-розыскной деятельности, как составляющие элементы системы, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Эффективное осуществление оперативно-розыскной деятельности обеспечивается посредством их комплексного и последовательного применения в процессе реализации функций ОРД.

Из содержания Закона об ОРД, а также сделанного определения можно выделить следующие признаки оперативно-розыскной деятельности:

- государственный характер, в соответствии с которым оперативно-розыскная деятельность – это деятельность государства, которую имеют право осуществлять только определенные законом государственные органы в рамках предоставленной им компетенции;

- направленность на защиту от противоправных посягательств жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечение безопасности общества и государства;

- соответствие провозглашенным в законе и указанным в ведомственных нормативных правовых актах принципам ОРД;

- решение поставленных задач в результате осуществления определенных законом оперативно-розыскные мероприятий;

- сочетание гласных и негласных форм работы;

- применение разрешенных законом сил и средств ОРД;

- подконтрольность и поднадзорность.

Задачи оперативно-розыскной деятельности

В соответствии с рассмотренными целями оперативно-розыскной деятельности в статье 2 Закона об ОРД перечисляются задачи оперативно-розыскной деятельности:

- защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов граждан и собственности (независимо от форм) от противоправных посягательств;

- содействие в обеспечении безопасности общества, государства и укреплении его экономического потенциала и обороноспособности;

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- осуществление мер по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;

- выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций;

- обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц;

- обеспечение охраны государственной границы;

- обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) в защите коммерческой тайны;

- поддержание режима, установленного уголовно-исправительным законодательством, в местах лишения свободы;

- обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Необходимо отметить, что изложение первой из перечисленных задач путем дублирования первой и второй из названных выше трех целей оперативно-розыскной деятельности представляется неоправданным. Задачи должны конкретизировать указанные цели, показывать пути их достижения, а не повторять их. В этом плане изложенные в статье 2 третья и четвертая задачи (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и розыск) как раз и направлены на достижение первых двух целей (защиту жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов граждан и собственности от противоправных посягательств).

Это же относится и к формулировке в Законе второй задачи (содействие в обеспечении безопасности общества, государства и укреплении его экономического потенциала и обороноспособности), которая фактически представляет собой в несколько измененном, чем в статье 1 Закона виде третью цель ОРД. Учитывая, что данная цель может быть достигнута в результате добывания информации об угрозах безопасности общества и государства, а также целенаправленного воздействия на объекты, имеющие непосредственное отношение к вопросам безопасности Казахстана, в том числе в области экономики и обороноспособности, представляется целесообразным задачи, направленные на достижение данной цели, сформулировать следующим образом: Добывание сведений об угрозах безопасности общества и государства. Оказание целенаправленного воздействия на объекты, несущие в себе такие угрозы или представляющие интерес в плане укрепления экономического и оборонного потенциала Республики Казахстан.

Каждая задача оперативно-розыскной деятельности предусматривает использование для ее решения сил, средств и методов различных направлений ОРД (раскрываются в главе 11 учебника):

- первая (защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов граждан и собственности от противоправных посягательств) решается в основном в результате осуществления уголовно-сыскной и административно-сыскной деятельности;

- вторая (содействие в обеспечении безопасности общества, государства, укреплении его экономического потенциала и обороноспособности) решается главным образом в результате осуществления разведывательной и контрразведывательной деятельности;

- третья (выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений) и четвертая (розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством) - в результате контрразведывательной, уголовно-сыскной, административно-сыскной деятельности, а в некоторых случаях, связанных с необходимостью проведения оперативно-розыскных мероприятий за границей, и разведывательной деятельности;

- пятая (выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и международных организаций), восьмая (обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности, в защите коммерческой тайны) решаются в результате контрразведывательной и разведывательной деятельности;

С учетом того, что разведывательно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств также является преступлением, предусмотренным в уголовном законе Республики Казахстан, пятую задачу следовало бы объединить с третьей (выявление, предупреждение и раскрытие преступлений).

- шестая (обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц) решается в результате осуществления разведывательной и контрразведывательной деятельности, а также принятия специальных мер;

- седьмая (обеспечение охраны государственной границы) решается в результате проведения разведывательной и контрразведывательной деятельности. При этом речь идет не о физической - войсковой, а об оперативной, то есть осуществляемой с помощью сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, охране границы;

- девятая (поддержание режима, установленного уголовно-исправительным законодательством, в местах лишения свободы) решается в результате ведения оперативно-розыскной деятельности (уголовно-сыскной и административно-сыскной) в исправительных учреждениях (выявление, предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений в ИТУ, в том числе побегов; установление причастности заключенных к ранее совершенным, но не раскрытым преступлениям и содействие правоохранительным органам в их раскрытии; выявление конфликтов, запрещенных связей сотрудников и охраны пенитенциарной системы с осужденными, каналов проникновения в зону наркотических веществ, спиртных напитков, оружия и других запрещенных предметов). Следует сказать, что, помимо Закона об ОРД, задачи оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях перечисляются в статье 79 Уголовно-исправительного кодекса Республики Казахстан, в соответствии с которой в их число входит:

обеспечение порядка и условий исполнения наказаний, безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;

выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;

содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение2;

- десятая задача(обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) решается всеми направлениями ОРД в результате принятия мер конспирации и безопасности, а также проведения различных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обеспечение собственной безопасности; в то же время организационно эта задача решается, прежде всего, контрразведывательным направлением ОРД, которое организовывает и осуществляет работу по обеспечению безопасности.

Наши рекомендации