Процессуальный порядок приостановления расследования. Деятельность после приостановления расследования 5 страница
Уголовно-процессуальное законодательство начиная с 1922 г. и вплоть до 1992 г. не содержало института обжалования в суд законности действий и решений органов предварительного расследования. Суд осуществлял контроль за досудебным производством опосредованно. Он проводился при назначении и подготовке к судебному заседанию, рассмотрении дела в судебном разбирательстве, проверке дел в апелляционном, кассационном, надзорном порядке. Предмет судебного контроля охватывал результаты всего расследования. Суд устанавливал законность каждого проведенного процессуального действия и принятого решения при расследовании уголовного дела.
Уголовно-процессуальный кодекс, основанный на положениях Конституции РФ, существенно изменил предмет и пределы судебного контроля за досудебным производством. Насыщенный крупными элементами состязательности, он предоставил полномочия суду непосредственно принимать решения об ограничении конституционных прав граждан и рассматривать жалобы участников уголовного процесса на незаконность действий органов дознания, следствия и прокурора. Вместе с этим УПК не предоставил суду право осуществлять ревизионный контроль за полнотой, всесторонностью и объективностью предварительного расследования.
По действующему УПК контрольные полномочия за деятельностью прокурора, органов предварительного следствия и дознания суд реализует в формах прямого и косвенного (опосредованного) контроля.
Прямой контроль за досудебным производством осуществляется судом путем: непосредственного принятия решений о производстве следственных действий, применении мер пресечения, иных мер процессуального принуждения, ограничивающих конституционные права и свободы граждан (ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК), проверки законности производства следственных действий без судебного разрешения, проведенных в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 5 ст. 165 УПК); рассмотрения жалоб участников уголовного процесса на действия и решения прокурора, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя (ст. 125 УПК).
Косвенный контроль за досудебным производством реализуется судом путем правовой оценки законности (обоснованности) действий (бездействия) и решений должностных лиц органов предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по существу (ч. 4 ст. 29 УПК).
В теории российского уголовного процесса существуют различные мнения о сущности и значении судебного контроля.
С точки зрения одних авторов, сущность и значение судебного контроля заключаются в соблюдении законности ограничения конституционных прав личности (А. В. Солодилов).
По мнению других — в разрешении спора сторон о праве. Суд, разрешая по существу спор сторон об ограничении конституционных прав гражданина, защищает, восстанавливает либо компенсирует право одной из сторон, а значит, осуществляет правосудие (В. А. Лазарева).
Осуществляя контроль за деятельностью органов дознания и следствия, суд не несет ответственности за состояние правопорядка, содержание и качество расследования уголовных дел, не предрешает вопроса о виновности или невиновности лица, совершившего преступление.
Судебный контроль за производством следственных действий
Следственные действия — осмотр жилища, в случае отсутствия согласия проживающих в нем лиц; обыск или выемка в жилище; личный обыск, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 184 УПК; выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах, счетах в банках и иных кредитных организациях; арест почтово-телеграфных отправлений, их осмотр и выемка в учреждениях связи; контроль и запись телефонных и иных переговоров; помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в судебно-медицинский или судебно-психиатрический стационар для производства экспертизы (ч. 2 ст. 29 УПК); эксгумация трупа из места захоронения при отсутствии согласия родственников (ч. 3 ст. 178 УПК), получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 1861 УПК) — проводятся на основании судебного решения.
Порядок получения судебного решения на производство следственного действия описан в ст. 165 УПК. Основные его элементы следующие. Следователь выносит постановление, в котором с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве одного из перечисленных выше следственных действий. Постановление дознавателя о производстве следственного действия, ограничивающего конституционные права граждан, согласовывается с прокурором (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).
Ходатайство о производстве следственного действия рассматривается единолично федеральным судьей районного (гарнизонного) суда по месту производства предварительного расследования или производства следственного действия в течение 24 часов с момента поступления в суд (ч. 2 ст. 165 УПК).
В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь или дознаватель. Участие иных лиц, в том числе подозреваемого, обвиняемого, защитника, потерпевшего и его представителя, прямо законом не предусмотрено.
По окончании рассмотрения ходатайства о производстве следственного действия судья выносит постановление, в котором дает разрешение на производство следственного действия либо отказывает в этом. При отказе в даче согласия судья обязан указать мотивы отказа.
Осмотр жилища, обыск, выемка в жилище, личный обыск, а также выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 5 ст. 165 УПК), могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения с последующим уведомлением судьи. В течение 24 часов с момента начала производства следственного действия следователь (дознаватель) обязан уведомить об этом судью и прокурора. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия, протокол и иные материалы уголовного дела.
Цель судебной проверки — установить законность решения следователя о производстве следственного действия. Судебное заседание проводится открыто с участием прокурора, следователя (дознавателя), подозреваемого, обвиняемого, защитника, законного представителя, а также иных лиц (например, понятых), присутствовавших при производстве этого следственного действия.
По результатам проверки судья выносит решение о его законности или незаконности. В случае установления отсутствия оснований или нарушения порядка производства следственного действия фактические данные утрачивают доказательственное значение и признаются юридически ничтожными.
Судебный контроль за применением мер пресечения
Меры пресечения — заключение под стражу, домашний арест и залог применяются по судебному решению в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК. Аналогичный порядок применяется для избрания принудительной меры воспитательного характера (ст. 427 УПК), перевода содержащегося под стражей подозреваемого или обвиняемого в психиатрический стационар (ст. 435 УПК).
Элементы порядка избрания меры пресечения следующие. Следователь с согласия руководителя следственного органа, дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о заключении лица под стражу, домашний арест, залоге выносят мотивированное постановление, к постановлению прилагают материалы уголовного дела, необходимые и достаточные для подтверждения оснований и мотивов принятия решения.
Постановление о возбуждении ходатайства с материалами уголовного дела направляется в районный суд и подлежит рассмотрению в судебном заседании судьей единолично по месту производства, предварительного расследования или по месту задержания подозреваемого в течение восьми часов с момента поступления ходатайства.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» в п. 17 содержит разъяснение, что рассмотрение ходатайства об избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей проводится в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 241 УПК.
При этом сторона защиты должна иметь возможность заблаговременно познакомиться с ходатайством и подтверждающими его материалами (см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 № 285-0 «По жалобе гражданина Панфилова Руслана Петровича на нарушение его конституционных прав статьей 92 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР»). Закон не предусматривает производства следственных действий при рассмотрении ходатайства. В судебном заседании оглашаются материалы уголовного дела, подтверждающие ходатайство об избрании меры пресечения. Сторона защиты вправе представить суду материалы, опровергающие мнение следователя (дознавателя) о необходимости изоляции обвиняемого от общества или целесообразности внесения залога.
По окончании рассмотрения ходатайства судья выносит постановление: а) об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения; б) об отказе в удовлетворении ходатайства; в) о продлении срока задержания не более чем на 72 часа с момента вынесения судебного решения для предоставления стороной обвинения дополнительных доказательств обоснованности задержания. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания подозреваемого.
Постановление судьи подлежит немедленному исполнению. Копии постановления направляются лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому. Судебное решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в апелляционном порядке в течение трех суток со дня вынесения постановления.
Судебный контроль за досудебным производством по жалобам участников уголовного процесса
Жалоба подается в районный суд по месту производства предварительного расследования. Рассмотрение жалоб в порядке ст. 125 УПК происходит в форме осуществления правосудия по правилам состязательного судопроизводства в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных ст. 241 УПК.
Предметом судебного контроля являются постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в п. 2 содержит разъяснение, что к иным решениям и действиям (бездействию) дознавателя, следователя и руководителя следственного органа:
а) способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, относятся постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в на- значении защитника, допуске законного представителя, об избрании к обвиняемому (подозреваемому) мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда;
б) затрудняющим доступ граждан к правосудию, относятся действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают препятствия для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и др.
Пределы судебного контроля при проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя и руководителя следственного органа устанавливаются жалобой. Судья не должен предрешать вопросы, которые могут быть впоследствии предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, он не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.
Субъекты принесения жалобы. Жалобу на процессуальные действия и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе принести: а) любой участник уголовного процесса (ст. 123 УПК), который считает, что его права или интересы были нарушены при производстве по уголовному делу; б) иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые решения затрагивают его права, например, поручитель (ст. 103 УПК), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (ч. 1 ст. 105 УПК), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148 УПК), организация, на денежные средства которой был наложен арест, адвокат, действующий в интересах заявителя, законный представитель или представитель.
Жалоба направляется заявителем в суд по месту производства предварительного расследования непосредственно либо через лицо, действия которого обжалуются. Подача жалобы не приостанавливает производство следственного действия или исполнение решения об избрании меры пресечения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь или судья (ч. 7 ст. 125 УПК).
Срок рассмотрения жалобы — пять суток со дня ее поступления в суд. Жалоба рассматривается в открытом судебном заседании единолично федеральным судьей районного суда. Согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 20.07.2012 № 20-П) рассмотрение дел по жалобам на решения и действия (бездействие) должностных лиц следственных отделов при производстве предварительного расследования по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, должно осуществляться — безотносительно к месту расположения указанных следственных органов — тем районным судом, юрисдикция которого распространяется на место совершения деяния, содержащего признаки преступления. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению жалобы. При неявке в судебное заседание по уважительным причинам заявителя и иных лиц, настаивающих на рассмотрении жалобы с их участием, судья выносит постановление об отложении судебного разбирательства и сообщает им о дате и времени рассмотрения жалобы.
В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъясняет прибывшим участникам их права и обязанности, в частности, заявлять отводы, ходатайства, представлять документы, знакомиться с позицией других лиц, давать по этому поводу объяснения. После этого заявителю предоставляется право для обоснования своей позиции, затем заслушиваются другие участники процесса.
По окончании рассмотрения жалобы судья выносит постановление о признании действия (решения) соответствующего должностного лица незаконным либо об оставлении жалобы без удовлетворения. Копии судебного решения направляются заявителю и прокурору (ч. 6 ст. 125 УПК). При освобождении лица из-под стражи копия постановления судьи направляется по месту содержания лица под стражей. Если лицо, содержащееся под стражей, находится в зале судебного заседания, оно освобождается из-под стражи немедленно.
16.2. Прокурорский надзор за исполнением законов в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования
Осуществление прокурорского надзора за точным исполнением законов органами предварительного расследования составляет основное содержание деятельности прокуратуры в досудебном производстве по уголовным делам. Надзорная роль прокурора в механизме стабилизации уголовно-процессуальных отношений состоит в выявлении и устранении нарушений, допущенных следователем или дознавателем при расследовании уголовных дел, в целях защиты прав участников уголовного процесса, формирования единой практики применения действующего законодательства.
Сущность прокурорского надзора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования заключается в выявлении прокурором нарушений прав граждан при проверке заявлений о преступлениях, производстве предварительного расследования, требования прокурора, адресованного руководителю следственного органа, об устранении нарушений федерального законодательства, отмены прокурором незаконных решений органа дознания, дознавателя при производстве дознания, восстановления прав граждан.
Предмет прокурорского надзора — это единообразное и точное исполнение норм УПК, федеральных законов, ведомственных правовых актов должностными лицами органов предварительного расследования по регистрации, рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях; установлению и изобличению лиц, совершивших преступления; обеспечению прав и законных интересов граждан, вовлеченных в досудебное производство.
Субъекты прокурорского надзора — Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры, их заместители, иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК).
Права и обязанности (полномочия) прокуроров при осуществлении надзора за деятельностью органов предварительного следствия и дознания, порядок и форма их peaлизации в юридической литературе именуются правовыми средствами (формами) прокурорского надзора. Применение правовых средств надзора ведет к возникновению уголовно-процессуальных отношений между прокурором, с одной стороны, органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, наделенными полномочиями по расследованию уголовных дел, — с другой стороны.
Закрепленные в законе права и обязанности прокурора составляют его полномочия.
Надзорному праву прокурора обнаружить и устранить ошибки расследования соответствует обязанность руководителя следственного органа рассмотреть поступившее от прокурора требование об устранении нарушения федерального закона, а для органа дознания и начальника подразделения дознания — исполнить письменные указания прокурора.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии возбуждения уголовного дела
В силу ч. 2 ст. 21 УПК в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять предусмотренные законом меры по установлению события преступления и изобличению лица, совершившего преступление.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе проверять исполнение федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Приказом Генеральной прокуратуры и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» на прокуроров возложена обязанность: осуществлять надзор за состоянием регистрации и учета заявлений (сообщений) о преступлениях не реже двух раз в неделю; изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания материалы проверок и давать письменные указания, подлежащие исполнению (п. 4.4). Приказом Генерального прокурора от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» на прокуроров возложена обязанность с особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ; о преступных посягательствах на бюджетные средства; о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу (п. 1.4).
Если преступление обнаружено прокурором, то он решает вопрос о передаче материалов по подследственности в орган дознания или предварительного следствия. Передача материалов прокурорской проверки осуществляется на основании постановления прокурора.
Сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации, проверяется органом дознания по поручению прокурора. Редакция, главный редактор средства массовой информации обязаны по требованию прокурора передать органу дознания имеющиеся у них документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также Данные о лице, предоставившем информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. В случае производства документальных проверок или ревизий при проверке сообщения о преступлении прокурор вправе по ходатайству дознавателя продлить срок проверки до 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).
По окончании предварительной проверки орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь при наличии повода и основания возбуждают уголовное дело (ч. 1 ст. 146 УПК) и копию постановления направляют прокурору. Согласия прокурора на возбуждение уголовного дела не требуется. Исключение составляют случаи возбуждения уголовных дел частного обвинения начальником подразделения дознания или дознавателем, когда лицо находится в зависимом состоянии или по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы. В этих случаях уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания либо дознавателем с согласия прокурора (ч. 4 ст. 20, ч. 2 ст. 401 УПК).
По уголовным делам частно-публичного обвинения дознание не проводится. Уголовные дела частно-публичного обвинения подследственны следователю Следственного комитета РФ. В случае когда лицо находится в зависимом состоянии или по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы, уголовное дело частно-публичного обвинения вправе возбудить орган дознания и провести неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК). Согласия прокурора на возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения начальником органа дознания закон не требует (ч. 4 ст. 20, ч. 2 ст. 147 УПК).
При отказе в возбуждении уголовного дела копия постановления следователем или дознавателем в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору. Приказом Генеральной прокуратуры и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 на прокурора возложена обязанность проверять законность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в течение пяти суток с момента их поступления в прокуратуру (п. 4.3).
Признав постановление следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным, прокурор выносит постановление и вместе с материалами предварительной проверки направляет его руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене незаконного постановления следователя. Незаконное постановление органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор отменяет самостоятельно. Вынесенное прокурором постановление и материалы предварительной проверки направляются начальнику органа (подразделения) дознания для исполнения.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования
Прокурор в этой стадии уголовного процесса наделен полномочиями надзора за расследованием дел в форме дознания и предварительного следствия. Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания, дознавателем, следователем.
При выявлении нарушения норм права органом дознания (дознавателем) закон обязывает прокурора лично вмешаться в производство дознания, отменить незаконное решение и исправить допущенную ошибку. Обжалование указаний надзирающего прокурора вышестоящему прокурору при производстве дознания не приостанавливает их исполнения.
Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела и т.д.
Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования реализуются в формах:
а) указания дознавателю о направлении расследования, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, розыске лиц, совершивших преступления, иных процессуальных действий;
б) дачи согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
в) отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, нижестоящего прокурора;
г) рассмотрения представленных руководителем следственного органа возражений следователя о несогласии с требованиями прокурора;
д) отстранения дознавателя от производства предварительного расследования, если им допущены существенные нарушения закона;
е) разрешения отводов, самоотвода дознавателя;
ж) направления уголовного дела по подследственности от одного органа расследования другому;
з) изъятия уголовного дела у любого органа предварительного расследования и передачи его следователю Следственного комитета РФ;
и) утверждения постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительного акта, обвинительного заключения;
к) возвращения уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, пересоставлении обвинительного заключения или обвинительного акта;
л) требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.
Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредотачивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, внесением залога, об окончании предварительного расследования.
При рассмотрении ходатайства дознавателя о применении меры пресечения в виде заключения подозреваемого (обвиняемого) под стражу (ст. 108 УПК), домашнего ареста (ст. 107 УПК), залога (ст. 106 УПК), временного отстранения обвиняемого от занимаемой должности (ст. 114 УПК) прокурор вправе знакомиться со всеми материалами расследования и изучать собранные по делу доказательства.
Особое внимание прокурор уделяет проверке завершающих расследование решений органов предварительного расследования.
После окончания предварительного следствия и поступления уголовного дела в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения основное внимание прокурор сосредотачивает на полноте, всесторонности, объективности проведенного расследования. При несогласии с полнотой предварительного следствия, объемом обвинения, квалификацией действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК) прокурор вправе со своими письменными указаниями вернуть уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела может быть обжаловано вышестоящему прокурору. Обжалование решения надзирающего прокурора о возвращении уголовного дела вышестоящему прокурору допускается с согласия руководителя следственного органа и влечет приостановление его исполнения (ч. 4, 5 ст. 221 УПК).
При осуществлении надзора прокурор вправе изъять из следственного подразделения федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел любое уголовное дело и на основании п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК передать его для дальнейшего расследования следователю Следственного комитета РФ.
Для реализации надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве законодательством предусмотрены акты, которые являются формой выражения этих полномочий.
Акты прокурорского надзора — это протесты на противоречащие закону правовые акты, постановления, указания, требования, представления, предостережения о недопустимости нарушений закона.
Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст. 23—251, 28 Закона о прокуратуре и ч. 2 ст. 37 УПК.
Акты прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве по существу реализуемых полномочий предполагают письменное их выражение. Они всегда индивидуальны, обращены к должностным лицам органов дознания, предварительного следствия, иным участникам уголовного процесса. Важнейшее требование, предъявляемое к содержанию актов прокурорского надзора, состоит в юридическом обосновании и точной, соответствующей полномочиям прокурора, формулировке его предложений.