А. Упражнения и задачи к практическому занятию
1. Дайте определение предмета прокурорского надзора за исполнени-
ем законов и законностью правовых актов, назовите его задачи.
2. Что вы можете сказать о пределах прокурорского надзора за испол-
нением законов и законностью правовых актов?
3. Перечислите полномочия прокуроров, направленные на выявление
и устранение нарушений законов и способствующие этому обстоятель-
ства.
4. Как организуется работа по надзору за исполнением законов и за-
конностью правовых актов в районной и городской прокуратурах?
5. Назовите основания проведения проверок исполнения законов и
проверок законности правовых актов.
6. Какие вы видите основания для привлечения прокурорами специа-
| листов — их участия в проверках исполнения законов? Какие вопросы
ставятся перед специалистами в ходе проверок и как оформляются полу-
I ченные ответы?
7. Прокурор города принял решение о проведении проверки исполне-
I ния законов в районной налоговой инспекции. Проведение такой провер-
ки поручено помощнику прокурора города. Составьте в роли помощника
I прокурора города программу (план) проведения этой проверки.
Какие вопросы следовало бы выяснить в ходе проверки и с какими до-
| кументами ознакомиться? Какова возможная тактика подобной проверки?
8. Прокурор района прибыл в районную администрацию для проведе-
I ния проверки законности правовых актов, изданных администрацией за
| последние 6 месяцев.
Какие правовые акты, иные документы надлежит истребовать проку-
| рору для проверки? Каков возможный порядок действий прокурора?
9. Главный санитарный врач города сообщил в городскую прокурату-
I ру, что в связи с жалобами на недомогание жителей, проживающих в но-
вом микрорайоне «Северный», дозиметристами проведены замеры уров-
ня радиоактивности в ряде домов. Измерения показали — многих
комнатах радиоактивность стеновых панелей достигает 60-70 микрорент-
ген в час при естественном радиационном фоне в городе 8-10 микрорент-
ген в час. Причины высокой радиоактивности стеновых панелей выясня-
ются. Однако ввиду реальной опасности лучевой болезни жители подле-
жат немедленному выселению из домов.
Какие возможные действия могут быть предприняты прокурором в
связи с получением этой информации? Следует ли в данном случае про-
водить прокурорскую проверку? Имеются ли основания для возбуждения
уголовного дела?
10. В ходе прокурорских проверок, проведенных совместно со специа-
листами Управления геологии на ряде рудодобывающих предприятий,
выявлены следующие нарушения: выработка полезных ископаемых про-
изводится за пределами горных отводов; из руд извлекаются не все ком-
поненты полезных ископаемых; ведется выборочная добыча полезных
ископаемых, т.е. только богатых руд; преждевременно списываются с ба-
ланса как неперспективные отдельные участки, содержащие полезные ис-
копаемые; не проводится рекультивация земель после окончания добычи
полезных ископаемых; не осуществляется консервация временно неис-
пользуемых горных отводов; вследствие длительного хранения и неис-
пользования часть полезных ископаемых приходит в негодность; не со-
блюдаются правила по технике безопасности.
Поясните, в какой орган и какие акты прокурорского надзора следует
внести прокурору области и какие вопросы в них поставить?
11. Проводя комплексную проверку исполнения законодательства на
заводе «Химво-локно», помощник прокурора города установил, что по
распоряжению главного технолога Анисимова за последние три недели
дважды производились в ночное время залповые выбросы в атмосферу
токсических веществ, исключительно вредных для здоровья проживаю-
щих вблизи завода жителей — совершено преступление, предусмотрен-
ное ст. 251 УК Российской Федерации.
Как надлежит в дальнейшем действовать помощнику прокурора горо-
да: продолжать проведение проверки или возбудить уголовное дело и
приступить к выполнению неотложных следственных действий?
12. Постановлением Главы администрации Энской области от 26 ап-
реля 2002 г. № 178 «О чрезвычайных мерах по стабилизации рынка про-
довольствия области» ограничен вывоз непереработанного сельскохозяй-
ственного сырья и продовольствия (мяса, молока, зерна, маслосемян) за
пределы области; руководителям хозяйствующих субъектов по перера-
ботке сельскохозяйственной продукции разрешается производить отпуск
готовой продукции по свободным ценам за пределы области только после
выполнения заданий на ее поставку по ассортименту и декларированным
ценам потребителям области; на территории области должно быть введе-
но лицензирование деятельности по заготовке сельскохозяйственной
продукции; за реализацию сельскохозяйственной продукции на террито-
рии области без документов, подтверждающих ее происхождение (за ис-
ключением продукции с личных подворий), предусмотрена возможность
наложения санкций в виде конфискации продукции.
Это постановление издано в нарушение соответствующих статей Кон-
ституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской
Федерации и лицензионного законодательства.
Скажите, какие статьи названных законодательных актов были нару-
шены Главой администрации при издании этого постановления?
Подготовьте проект акта прокурорского надзора (протеста или заявле-
ния в суд) о признании названного постановления недействительным.
Б. Примерный сценарий деловой игры
«Заседание коллегии областной прокуратуры»
Деловая игра проводится в форме заседания коллегии областной или
краевой прокуратуры с принятием соответствующего решения. На нее
отводится 4 часа учебного времени. Студенты анализируют ситуацию,
сложившуюся в регионе в связи с исполнением земельного и экологичес-
кого законодательства, состояние работы местной администрации, при-
родоохранных органов и прокуратуры как органов контроля и надзора,
определяют меры, направленные на предупреждение, искоренение нару-
. шений законов.
Деловая игра способствует повышению знаний в области земельного и
экологического законодательства; совершенствованию навыков анализа
конкретной ситуации, сложившейся с исполнением этого законодательст-
ва; закреплению знаний о компетенции органов исполнительной власти,
природоохранных органов и прокуратуры в области охраны окружающей
природной среды; приобретению навыков проведения заседаний колле-
гии и принятия решений.
Ситуация, предлагаемая для обсуждения на занятии
(возможный вариант)
Прокурорские работники областной прокуратуры, изучив организа-
| цию работы по надзору за исполнением земельного и экологического за-
конодательства в прокуратурах Иваньковского, Григорьевского и Свя-
щевского районов, а также работники межрайонной природоохранной
прокуратуры, проведя прокурорские проверки на сельскохозяйственных
предприятиях, в районных комитетах по земельным ресурсам и землеуст-
ройству, в других органах, установили следующее.
В декабре 2000г. начальник Иваньковского районного управления
сельского хозяйства Контарев, председатель комитета по земельным ре-
сурсам и землеустройству Снегирев, председатель районного комитета
профсоюза работников сельского хозяйства Азаров, заместитель началь-
ника управления сельского хозяйства Хомич, директор производства ис-
правительной колонии №21/17 Штанько, управляющий делами главы
администрации района Терентьев подали заявление в районную админис-
трацию с просьбой предоставить каждому из них в пожизненное наследу-
емое владение по 150 га земли для организации и ведения сельского хо-
зяйства. В заявлении указывалось, что они предполагают заниматься
растениеводством.
В течение двухмесячного срока заявления указанных лиц были рас-
смотрены и удовлетворены. Им были выданы земельные участки, а за-
тем и зарегистрированы крестьянские хозяйства. Контарев, Снегирев,
Азаров, Хомич, Штанько и Терентьев после регистрации фермерских
хозяйств создали ассоциацию крестьянских хозяйств. Одновременно
было принято решение о сдаче выделенных им 750 га в аренду коопера-
тиву «Луч». При этом в договоре между ассоциацией и кооперативом
оговаривалось, что указанные земельные участки силами кооператива
будут обработаны и засеяны ячменем. Кооператив обязался проводить
все необходимые агротехнические работы, жатву, обмолот, просушку и
продажу зерна. При этом 75% вырученной суммы перечислялись на
расчетный счет ассоциации, а 25% оставались у кооператива. В резуль-
тате члены ассоциации крестьянских хозяйств получили по заключен-
ному договору аренды 4 млн. руб.
Аналогичные нарушения земельного законодательства имели место
также в Григорьевском, Свящевском и ряде других районов области. К
сожалению, районные прокуроры не реагировали на подобные наруше-
ния законов.
Установлено также, что выделенные для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства земельные участки нередко используются не-
рационально или по несколько лет вовсе не используются. Так, фермер
Климов в течение трех лет не засевал участок земли площадью 10 га
(Иваньковский район), фермер Скоков не возделывал участок площа-
дью 19 га в течение четырех лет (Свящевский район). Климов и Скоков
признались, что получая землю, они не думали заниматься сельским
хозяйством, а ждали момента, когда землю можно будет выгодно про-
дать.
В большинстве из проверенных сельскохозяйственных предприятий в
результате нарушения правил обработки земли и невнесения удобрений
происходило снижение плодородия почв, вследствие чего падала уро-
жайность.
Установлено, что в указанных районах земли, передаваемые во вре-
менное пользование для добычи полезных ископаемых, ведения строи-
тельных и дорожных работ, как правило, после окончания этих работ не
рекультивировались. Вследствие этого только за последние два года бо-
лее 20 га земли были приведены в непригодное для сельского хозяйства
состояние. Кроме того, на территории Иваньковского и Свящевского
районов возникли несанкционированные (неразрешенные) свалки про-
мышленных и бытовых отходов, что привело к потере и загрязнению
сельскохозяйственных земель.
Из-за несоблюдения правил обращения с горюче-смазочными матери-
алами (солярка, бензин, масла и др.) многими сельскохозяйственными
предприятиями происходило загрязнение земель, выведены из севооборо-
та более II га земли. В результате урожай в Иваньковском, Григорьевском
и Свящевском районах за последние три года снизился соответственно на
27, 15 и 36%.
Установлены факты, когда ядохимикаты хранятся в неприспособ-
ленных помещениях. Во многих хозяйствах склады вообще отсутству-
ют, в связи с чем ядохимикаты и другие сильнодействующие вещества
хранятся в зерноскладах или на открытом воздухе, нередко вблизи ис-
точников водоснабжения. Несмотря на многочисленные нарушения зе-
мельного и экологического законодательства, внимание прокуроров к
надзору за исполнением этого законодательства ослабло. Стало прово-
диться значительно меньше прокурорских проверок. Снизилась острота
прокурорского реагирования. Районные комитеты по земельным ресур-
сам и землеустройству, центры санитарно-эпидемиологического надзо-
ра, областной комитет природных ресурсов и другие органы, не всегда
принимали меры воздействия к нарушителям законов, не предъявляли
иски в суды общей юрисдикции и арбитражные суды к предприятиям,
причинившим вред окружающей среде и юридическим лицам. Предпи-
сания природоохранных органов не всегда исполнялись должностными
лицами.
Ознакомившись с предоставленными материалами, прокурор области
принял решение о проведении заседания коллегии с приглашением на не-
го представителей местной администрации, комитетов по земельным ре-
сурсам и землеустройству, областного комитета по охране окружающей
среды, центров санитарно-эпидемиологического надзора. Выступление с
докладом было поручено начальнику отдела по надзору за исполнением
законов и законностью правовых актов1.