Тема 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Учебно-методическое пособие
для студентов юридического факультета
030900.62 «Юриспруденция»
Степень (квалификация) – бакалавр
Краснодар 2013
Костенко Р.В., Пивень А.В. Правоохранительные органы: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900.62 «Юриспруденция»Степень (квалификация) – бакалавр/ Под общ. ред. Р.В.Костенко. - Краснодар, 2013. - 60 с.
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено методической комиссией юридического факультета.
Печатается по решению совета юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета.
Содержание:
Стр.
1. Методические рекомендации по изучению курса «Правоохранительные органы»…….....................4
2. Программа курса………………….…………… 9
3. Нормативные акты и литература…….……….22
4. Задания для проведения практических занятий …………………………………………………..…47
5. Контрольные вопросы………………………..55
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает студентам первые представления о задачах, функциях, основных направлениях деятельности, полномочиях, порядке образования и о взаимодействии между собой данных органов. Данный курс призван сформировать у студентов понимание таких категорий, как конституционный контроль, правосудие, принципы правосудия, судебная система, прокурорский надзор, предварительное расследование и другие, без усвоения которых немыслима деятельность юриста.
Учебные занятия по правоохранительным органам состоят из лекционных и практических занятий. На практических занятиях рассмотрение теоретических вопросов осуществляется вместе с решением задач и выполнением заданий в тетради для практических занятий.
В связи с реформированием правового регулирования статуса и деятельности правоохранительных органов особое значение приобретают лекции. Основным пособием при изучении курса наряду с лекциями является учебник для вузов.
Необходимо также использовать нормативный материал и дополнительную литературу, указанную в данном учебно-методическом пособии.
Студенты должны систематически следить за публикациями в юридической печати, где помещаются вновь принятые нормативные акты.
В ходе изучения тем по курсу “Правоохранительные органы” студентам следует обратить внимание на следующие указания.
При рассмотрении вопросов, посвящённых сущности правоохранительной деятельности, необходимо уяснить понятие, основные направления и отличительные признаки правоохранительной деятельности, соотношение данной дисциплины с другими юридическими дисциплинами.
При изучении вопросов о судебной власти следует учитывать, что суд занимает особое положение в системе правоохранительных органов. Это проявляется, в том числе, во взаимодействии судебной власти с другими ветвями государственной власти. Кроме того, только суды осуществляют такой специфический вид деятельности, как отправление правосудия. Исследование вопросов о понятии, признаках и значении правосудия в рамках судебной деятельности имеет важное значение и продолжается в теме «Понятие и виды правоохранительных органов и принципы правоохранительной деятельности”, в которой основы отправления правосудия характеризуются для всех видов судопроизводства.
Вопрос о статусе судей, присяжных и арбитражных заседателях рассчитан на детальное изучение правового статуса лиц, осуществляющих конституционный контроль и отправляющих правосудие. Особое внимание следует уделить уяснению вопросов, посвящённых таким проблемам, как гарантии независимости судей и заседателей, требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи и к заседателям.
Конституционный Суд РФ традиционно рассматривается первым среди всех судов России. Данное положение обусловлено тем, что Конституционный Суд России играет особую роль в укреплении законности посредством осуществления конституционного контроля. Студентам необходимо уяснить сущность и особенность конституционного контроля, а также тот факт, что, в отличие от арбитражных судов или судов общей юрисдикции, Конституционный Суд России и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не образую единой централизованной системы.
Вопросы, посвящённые характеристике системы арбитражных судов и судов общей юрисдикции должны быть изучены в разрезе тех новелл, которые коснулись вопросов организации и деятельности указанных судов.
Далее студенты должны освоить тему, посвящённую органам прокуратуры, деятельность которых также имеет важное значение для обеспечения законности в Российской Федерации. Организация органов прокуратуры и наличие особых полномочий по осуществлению прокурорского надзора способствует реализации стоящих перед прокуратурой задач.
Особое внимание студентам необходимо уделить изучению темы «Органы полиции РФ». Это обусловлено принятием принципиально нового федерального закона о создании правоохранительного органа, назначением которого является защита жизни, прав и свобод человека и гражданина, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, а также обеспечение общественной безопасности.
В теме об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие необходимо уяснить сущность и отличительные признаки каждого вида деятельности, правовое положение органов и должностных лиц, осуществляющих эту деятельность.
Отдельная тема посвящена органам юстиции, обеспечивающим правоохранительную деятельность, к которым относятся служба судебных приставов, органы исполнения наказания, адвокатура и нотариат. Эти органы призваны осуществлять деятельность в сфере юстиции по исполнению судебных актов, оказанию юридической помощи, представительству и защите прав и интересов физических и юридических лиц. Студентам необходимо рассмотреть правовой статус адвоката, нотариуса, а также назначение и порядок образования органов адвокатуры и нотариата.
Подводит итог изучения данного курса тема “Юридическая служба и правовая работа”, в которой студентам надлежит изучить, какие органы и лица осуществляют данную часть правоохранительной деятельности, порядок ее организации.
По окончании изучения курса студенты сдают экзамен.
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ"
Значение курса "Правоохранительные органы" в профессиональной подготовке юристов. Важнейшие этапы развития дисциплины.
Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы". Соотношение данной дисциплины с наукой уголовного процесса, гражданского процесса, арбитражного процесса, государственного права, административного права и иными юридическими дисциплинами.
Законодательные и иные правовые акты, регулирующие организацию правоохранительных органов. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию и юридическому значению.
Тема 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие правоохранительной деятельности, ее основные направления (виды) и признаки, которыми она обладает.
Правоохранительные органы, их понятие и виды. Система правоохранительных органов, их взаимодействие между собой и иными органами государственной власти. Общие понятия о структуре, составе правоохранительных органов и об основных началах организации и деятельности данных органов.
Законодательные и иные правовые акты, регулирующие организацию правоохранительных органов. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию и юридическому значению.
Понятие и значение принципов правоохранительной деятельности. Отражение идей законности, гуманности и справедливости в принципах правоохранительной деятельности.
Система принципов правоохранительной деятельности, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Принцип законности.
Принцип осуществления правосудия только судом.
Принцип независимости судей и подчинение их только закону.
Принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом.
Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту.
Принцип состязательности и равенства прав сторон.
Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
Принцип презумпции невиновности.
Принцип открытого /гласного/ судебного разбирательства.
Принцип национального языка судопроизводства.