Тема 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Учебно-методическое пособие

для студентов юридического факультета

030900.62 «Юриспруденция»

Степень (квалификация) – бакалавр

Краснодар 2013

Костенко Р.В., Пивень А.В. Правоохранительные органы: Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900.62 «Юриспруденция»Степень (квалификация) – бакалавр/ Под общ. ред. Р.В.Костенко. - Краснодар, 2013. - 60 с.

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено методической комиссией юридического факультета.

Печатается по решению совета юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета.

Содержание:

Стр.

1. Методические рекомендации по изучению курса «Правоохранительные органы»…….....................4

2. Программа курса………………….…………… 9

3. Нормативные акты и литература…….……….22

4. Задания для проведения практических занятий …………………………………………………..…47

5. Контрольные вопросы………………………..55

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает студентам первые представления о задачах, функциях, основных направлениях деятельности, полномочиях, порядке образования и о взаимодействии между собой данных органов. Данный курс призван сформировать у студентов понимание таких категорий, как конституционный контроль, правосудие, принципы правосудия, судебная система, прокурорский надзор, предварительное расследование и другие, без усвоения которых немыслима деятельность юриста.

Учебные занятия по правоохранительным органам состоят из лекционных и практических занятий. На практических занятиях рассмотрение теоретических вопросов осуществляется вместе с решением задач и выполнением заданий в тетради для практических занятий.

В связи с реформированием правового регулирования статуса и деятельности правоохранительных органов особое значение приобретают лекции. Основным пособием при изучении курса наряду с лекциями является учебник для вузов.

Необходимо также использовать нормативный материал и дополнительную литературу, указанную в данном учебно-методическом пособии.

Студенты должны систематически следить за публикациями в юридической печати, где помещаются вновь принятые нормативные акты.

В ходе изучения тем по курсу “Правоохранительные органы” студентам следует обратить внимание на следующие указания.

При рассмотрении вопросов, посвящённых сущности правоохранительной деятельности, необходимо уяснить понятие, основные направления и отличительные признаки правоохранительной деятельности, соотношение данной дисциплины с другими юридическими дисциплинами.

При изучении вопросов о судебной власти следует учитывать, что суд занимает особое положение в системе правоохранительных органов. Это проявляется, в том числе, во взаимодействии судебной власти с другими ветвями государственной власти. Кроме того, только суды осуществляют такой специфический вид деятельности, как отправление правосудия. Исследование вопросов о понятии, признаках и значении правосудия в рамках судебной деятельности имеет важное значение и продолжается в теме «Понятие и виды правоохранительных органов и принципы правоохранительной деятельности”, в которой основы отправления правосудия характеризуются для всех видов судопроизводства.

Вопрос о статусе судей, присяжных и арбитражных заседателях рассчитан на детальное изучение правового статуса лиц, осуществляющих конституционный контроль и отправляющих правосудие. Особое внимание следует уделить уяснению вопросов, посвящённых таким проблемам, как гарантии независимости судей и заседателей, требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи и к заседателям.

Конституционный Суд РФ традиционно рассматривается первым среди всех судов России. Данное положение обусловлено тем, что Конституционный Суд России играет особую роль в укреплении законности посредством осуществления конституционного контроля. Студентам необходимо уяснить сущность и особенность конституционного контроля, а также тот факт, что, в отличие от арбитражных судов или судов общей юрисдикции, Конституционный Суд России и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не образую единой централизованной системы.

Вопросы, посвящённые характеристике системы арбитражных судов и судов общей юрисдикции должны быть изучены в разрезе тех новелл, которые коснулись вопросов организации и деятельности указанных судов.

Далее студенты должны освоить тему, посвящённую органам прокуратуры, деятельность которых также имеет важное значение для обеспечения законности в Российской Федерации. Организация органов прокуратуры и наличие особых полномочий по осуществлению прокурорского надзора способствует реализации стоящих перед прокуратурой задач.

Особое внимание студентам необходимо уделить изучению темы «Органы полиции РФ». Это обусловлено принятием принципиально нового федерального закона о создании правоохранительного органа, назначением которого является защита жизни, прав и свобод человека и гражданина, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, а также обеспечение общественной безопасности.

В теме об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие необходимо уяснить сущность и отличительные признаки каждого вида деятельности, правовое положение органов и должностных лиц, осуществляющих эту деятельность.

Отдельная тема посвящена органам юстиции, обеспечивающим правоохранительную деятельность, к которым относятся служба судебных приставов, органы исполнения наказания, адвокатура и нотариат. Эти органы призваны осуществлять деятельность в сфере юстиции по исполнению судебных актов, оказанию юридической помощи, представительству и защите прав и интересов физических и юридических лиц. Студентам необходимо рассмотреть правовой статус адвоката, нотариуса, а также назначение и порядок образования органов адвокатуры и нотариата.

Подводит итог изучения данного курса тема “Юридическая служба и правовая работа”, в которой студентам надлежит изучить, какие органы и лица осуществляют данную часть правоохранительной деятельности, порядок ее организации.

По окончании изучения курса студенты сдают экзамен.

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ"

Значение курса "Правоохранительные органы" в профессиональной подготовке юристов. Важнейшие этапы развития дисциплины.

Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы". Соотношение данной дисциплины с наукой уголовного процесса, гражданского процесса, арбитражного процесса, государственного права, административного права и иными юридическими дисциплинами.

Законодательные и иные правовые акты, регулирующие организацию правоохранительных органов. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию и юридическому значению.

Тема 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие правоохранительной деятельности, ее основные направления (виды) и признаки, которыми она обладает.

Правоохранительные органы, их понятие и виды. Система правоохранительных органов, их взаимодействие между собой и иными органами государственной власти. Общие понятия о структуре, составе правоохранительных органов и об основных началах организации и деятельности данных органов.

Законодательные и иные правовые акты, регулирующие организацию правоохранительных органов. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию и юридическому значению.

Понятие и значение принципов правоохранительной деятельности. Отражение идей законности, гуманности и справедливости в принципах правоохранительной деятельности.

Система принципов правоохранительной деятельности, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Принцип законности.

Принцип осуществления правосудия только судом.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом.

Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту.

Принцип состязательности и равенства прав сторон.

Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

Принцип презумпции невиновности.

Принцип открытого /гласного/ судебного разбирательства.

Принцип национального языка судопроизводства.

Наши рекомендации