По организации и проведению деловых игр
Деловые игры с инсценировкой заседаний Конституционного Суда РФ выступают формой проведения семинарских занятий по курсу конституционного правосудия. Участие в деловой игре для списочного состава группы студентов является обязательным.
Деловые игры и профессиональные умения
Деловые игры помогают сформировать у студентов целый комплекс профессионально-юридических умений, среди которых можно указать следующие:
– видеть все возможные варианты решения юридической проблемы;
– анализировать нормативные правовые акты и иные источники права;
– говорить на профессиональном юридическом языке, задавать вопросы, отвечать на вопросы;
– давать правовую квалификацию;
– определять истинность намерений клиента, иного субъекта правоотношения;
– анализировать материалы конкретных юридических дел;
– вести переговоры;
– выслушать, получить, обработать, систематизировать информацию;
– учитывать психологические особенности субъектов правоотношений;
– убеждать;
– использовать лучший опыт.
При этом студентам следует стремиться к расширению юридического кругозора (межотраслевой, междисциплинарный подход), формировать у себя правильное понимание профессиональной этики юриста[2].
Деловые игры и достижение целей образовательного процесса
В ходе организации и проведения деловых игр среди студентов-юристов следует стремиться достичь следующих целей учебного характера:
– сформировать адекватное представление студентов о предстоящей профессиональной деятельности;
– показать типовые модели (алгоритмы) профессиональной деятельности;
– смоделировать типичные проблемные ситуации;
– отработать варианты судебного доказывания;
– подвергнуть конструктивному анализу по конкретным критериям, в частности, юридико-технического и коррупциогенного свойства, действующие нормативные правовые акты и иные общеобязательные документы, судебную и внесудебную практику их применения;
– выявить споры и конфликты, которые могут возникнуть в реальных правоотношениях, определить возможные пути их разрешения;
– сформировать в условиях, максимально приближенных к реальным, элементы профессионального правосознания;
– отработать навыки работы юристов в коллективе;
– раскрыть личностный потенциал студентов;
– проверить уровень готовности и степень адаптивности студентов к правореализационной деятельности[3].
Деловые игры в системе активных методов обучения
В литературе употребляется следующая классификация АМО с точки зрения психологической сложности и интенсивности:
1) начальные, подготовительные АМО – игры типа «мозговой штурм», «клуб знатоков», тематические развлекательные игры и т.п. – для активизации мышления обучающихся, стимулирования нестандартного подхода к решению профессионально значимых задач;
2) ситуативно-ролевые игры – анализ конкретных ситуаций; ролевое проигрывание деловых ситуаций, их психологическая, социальная, профессиональная драматизация – для установления межличностных отношений в процессе совместной деятельности;
3) конструктивно-ролевые, проблемно-ролевые, дискуссионные игры – для обеспечения продуктивного сотрудничества, участия в выработке коллективных решений;
4) творческие игры – для развития творческого потенциала обучаемых, воспитания чувства профессионального достоинства[4].
Встречаются и упоминания о специальных модификациях деловых игр:1) имитационные игры; 2) операционные игры; 3) исполнение ролей; 4) «деловой театр»; 5) психодрама и социограмма[5].
«Как метод обучения деловая игра должна отвечать следующим требованиям:
· распределение ролей между участниками игры;
· совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции именуемых функций;
· диалоговое общение партнеров в игре как необходимое условие принятия согласованных решений;
· различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;
· наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая система), которая является ведущим стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные конфликты и противоречия;
· введение в игру импровизации (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства);
· использование гибкого масштаба времени;
· применение системы оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний, способствующих созданию климата состязательности;
· наличие в игре системы стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, то есть побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал в реальной жизни;
· динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры;
· достижение единого – обучающего, развивающего и воспитывающего – эффекта деловой игры»[6].
Как верно подчеркивает В.И. Дыскина, «деловая игра, как бы сжимая время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность деятельности…Несомненное преимущество деловых игр перед традиционными формами обучения состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, увлекают сильнее, чем другие методы обучения. Главным достоинством данного метода является то, что он позволяет радикально сократить время приобретения опыта…Однако необходимо учитывать, что игра будет продуктивной, если ее участники – студенты преодолеют психологический барьер по отношению к ней как к «детской забаве», недостойной взрослых людей при изучении серьезных проблем...»[7]
Цели проведения деловой игры
Целями проведения ДИ являются:
- показать этапы и процедуру стадии слушания по делу в Конституционном Суде РФ;
- научить правовой оценке исходной фактической правовой ситуации (анализу материалов дела, законодательства, разработке правовой позиции по делу, принятию процессуальных решений);
- привить практические навыки осуществления прав и выполнения обя-
занностей профессиональными субъектами судопроизводства в ходе судебного разбирательства (составления процессуальных документов, устных выступлений и т.д.);
- определить уровень теоретической подготовки студентов очной формы обучения по дисциплине «Конституционное правосудие».
Количество и состав участников
В число участников ДИ входят студенты конкретной группы очной формы обучения. Количество и состав участников зависят от фабулы дела и количества студентов конкретной группы, так как все студенты списочного состава группы входят в число участников ДИ.
Перечень участников деловой игры – студентов группы
1. Конституционный Суд Российской Федерации
2. Участники процесса в Конституционном Суде Российской Федерации:
2.1. стороны
2.2. представители сторон
2.2.1. представители сторон по должности (в том числе представители Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Генерального прокурора РФ);
2.2.2. иные представители сторон;
2.3. свидетели
2.4. эксперты
2.5. переводчики
3. Сотрудники аппарата Конституционного Суда Российской Федерации:
3.1. сотрудники Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, непосредственно обеспечивающие нормальный ход заседания;
3.2. сотрудники Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания;
3.3. иные сотрудники
4. Иные субъекты:
4.1. присутствующие в зале заседания (публика)
4.2. представители СМИ, аккредитованных при КС РФ (или другие журналисты)
4.3. приглашенные лица
4.4. судебные приставы
4.5. специалисты
Формы проведения деловой игры
ДИ проводится отдельно в каждой группе студентов 3 курса очной формы обучения. Участие в ДИ и присутствие в зале судебного заседания является обязательным для всех студентов курса и учитывается особым образом в рамках текущего контроля преподавателем. В случае неучастия в ДИ без уважительных причин студент обязан отработать данную задолженность путем выполнения специального задания.
Обязанности преподавателя – руководителя ДИ
К обязанностям преподавателя – руководителя ДИ относятся:
• осуществить подбор дела и подбор участников ДИ;
• осуществлять наблюдение и контроль за работой студентов-участников ДИ;
• консультировать студентов по всем вопросам, возникающим в ходе подготовки к ДИ;
• представлять студентам сведения о литературе, использование которой желательно при подготовке и проведении ДИ;
• анализировать и в случае необходимости корректировать решения участников ДИ в ходе ее подготовки;
• оценивать ход ДИ, действия и решения отдельных ее участников;
• провести анализ результатов ДИ со студентами на семинарских занятиях;
• поощрять инициативу студентов и уважать их право на самостоятельность суждений.
1 этап – подготовительный