Правоохранительная деятельность. Понятие правоохранительных органов, их основные признаки и задачи
Конституция нашей страны провозгласила, что Казахстан утверждает себя правовым, демократическим государством и впервые признала высшей ценностью человека его жизнь, права и свободы, подтвердив приверженность суверенной республики принципам демократии и общечеловеческим ценностям. С обретением независимости Казахстана существенно активизировалась имплементация основных положений международно-правовых актов и общепризнанных правовых стандартов защиты прав человека в национальное законодательство. Так, Конституция 1995 года правам и свободам человека и гражданина отводит специальный раздел. В обеспечение защиты прав и свобод человека принята конституционная норма об официальном опубликовании нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан как обязательном условии их применения. Более того, как механизм контроля этой нормы предусмотрена их регистрация.
Казахстан с первых дней независимости признал требования, изложенные в нормах Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.). Также республика ратифицировала ряд международных конвенций, в том числе таких общепризнанных актов, как Международный Пакт о гражданских и политических правах и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)
Важнейшим правовым положением Конституции Республики является провозглашение прав и свобод личности высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Это означает, что все органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также и органы, находящиеся вне трех ветвей власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в стране, способствовать охране права от нарушений, то есть почти все государственные органы в определенной мере участвуют в правоохранительной деятельности. Кроме того, без четкой процедуры защиты граждан от произвола и беззакония нет демократии, являющейся неотъемлемым элементом любого правового государства. Поэтому для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является основной функцией.
Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности своим предназначением имеет охрану самого права, обеспечение в демократическом обществе режима законности. Право устанавливает пределы свободы с помощью законов, которые выражают государственную волю по основным вопросам регулирования общественной жизни. В связи с тем что право является всеобщим и охватывает всех участников правоотношений, законность должна быть необходимым условием нормального функционирования всей правовой системы. При этом, необходимо обеспечение верховенства законов, основанных на признании естественного права, соответствующих демократическим правам и свободам. От содержания законов зависит состояние законности.
С учетом изложенного, под законностью следует понимать неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. Результатом действия режима законности, выражающим степень осуществления ее требований, является незыблемый правопорядок.
Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в данном государстве порядке.
Правоохранительная деятельность как средство достижения указанной выше цели представляет собой деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, восстановлению нарушенного права и привлечению виновных лиц к ответственности.
Необходимо отметить, что ни в науке, ни в юридической литературе не существует единой точки зрения по кругу субъектов правоохранительной деятельности и в законодательстве нет правовой нормы, содержащей четкое определение понятия «правоохранительные органы». Так, Б. Т. Безлепкин в своем учебнике указал всего шесть видов правоохранительных органов: органы прокуратуры, органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы налоговой полиции, таможенные органы, органы пограничной службы[2].
Количество правоохранительных органов в перечнях, установленных различными авторами данной учебной литературы, колеблется в диапазоне от 5 до 16. В учебнике «Правоохранительные органы», изданного под редакцией А. В. Ендольцевой, О. А. Галустьяна и А. П. Кизлыка, к правоохранительным органам отнесены судебные органы, прокуратура, органы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков, таможенные органы и органы юстиции. Каждый из семи выделенных правоохранительных органов представляет собой систему как совокупность составляющих ее взаимосвязанных элементов. В свою очередь, все правоохранительные органы также взаимосвязаны. Обобщение научных разработок известных ученых позволяет сделать два вывода:
1. государство первично но отношению к праву, ибо оно создает это право;
2. государство охраняет созданное им право. Следовательно, правоохранительным органом является только государственный орган, специально уполномоченный на охрану права[3].
В теории правоохранительных органов и среди специалистов наиболее острые дискуссии вызывает вопрос об отнесении к органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, судебных органов.
Одни авторы не относят судебные органы к правоохранительным органам, другие — относят," а третьи занимают промежуточную позицию.
По мнению ряда ученых, суд нельзя отнести к числу правоохранительных органов. Как они полагают, если суд считать одним из «правоохранительных органов», то, значит, он обязан по-прежнему бороться с преступностью заодно с органами обвинения. Суды не осуществляют защиту прав и свобод граждан. Эту функцию они осуществляют не прямо, а опосредованно - через обеспечение реализации соответствующих норм (признание, восстановление, подтверждение, обеспечение соблюдения и применения) нормативных правовых предписаний о защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов государственных и иных органов, организаций. По их утверждению не вполне корректно п. 1 ст. 76 Конституции РК и п. 2 ст. 1 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», предусматривающие, что «судебная власть... имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций». На их взгляд, такая формулировка не состоятельна, поскольку суд не вправе осуществлять чью-либо защиту, поскольку он не наделен законом функцией
защиты. Права человека защищаются в суде, а не судом. Основное назначение суда — рассмотрение и разрешение всех дел и споров о праве[4].
Противоположное мнение отстаивает А. П. Гуляев, который считает, что правосудие и судебный контроль как форма реализации судебной власти «представляет собой высшую форму правоохранительной деятельности». Аналогичной позиции придерживается Р. А. Беленков, который полагает, что правосудие — это «вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в соответствии с законом и установленной им процедурой»[5].
Еще более убедителен К. Ф. Гуценко, который пишет: «Отнесение того или иного органа к числу правоохранительных органов отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения его другим однородным органам. Исключение судов из числа правоохранительных неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены и должны заниматься охраной права. Именно в суд чаще всего идут люди в поисках защиты своих прав и свобод. Суды — вершина пирамиды всей системы правоохранительных органов»[6].
Интересна и весома позиция А. В. Наумова, которая убедительно обосновывает тезис о том, что «объективно суд является правоохранительным органом, более того он не может не являться органом борьбы с преступностью (сдерживания, контроля), так как главное оружие в этой борьбе — наказание, вложено в руки именно суда»[7]. В. П. Рябцев утверждает, что суды «являются непосредственной составной частью системы государственно-правовых структур, осуществляющих борьбу с преступностью»[8]. Далее он пишет: «Выполняя функцию властно-распорядительного контроля относительно органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие при выполнении ими действий, затрагивающих наиболее значимые права и свободы граждан, а также при рассмотрении жалоб на действия этих органов, суд выполняет важную правоохранительную функцию. И в этом качестве суды общей юрисдикции являются неотъемлемой составной частью правоохранительной системы по борьбе с преступностью» [9].
Необходимо учесть, что судебные органы осуществляют судебную власть, обязательной характеристикой которой является принудительность. Судебный приговор — важнейший акт применения права, которым подводится итог всему предшествующему производству по уголовному делу и назначение законного, обоснованного и справедливого наказания способствует исправлению осужденных. Справедливость наказания является важнейшим фактором повышения эффективности борьбы с преступностью. В этом плане хочется обратить внимание и на ч. 2 ст. 38 УК РК, которая гласит: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами».
Согласно общим началам назначения наказания (ст. 52 УК РК) лицу, совершившему преступление, должно быть назначено наказание, необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений.
Своевременное рассмотрение дела, соблюдение гласности судебного разбирательства и назначение законного, обоснованного, справедливого наказания является одним из важных условий успешной борьбы с преступностью и укрепления правопорядка, обеспечения режима законности. Это и есть весомый вклад суда в дело борьбы с преступностью.
Неоценимо и предупредительно-воспитательное воздействие судебного заседания и объективного постановления суда, а также участие в формировании уважения к праву и морали. Поэтому суд, в соответствии со ст. 387 УПК РК, при наличии к тому оснований, выносит частное постановление, которым обращает внимание государственных органов или должностных лиц, организаций или их руководителей на установленные по делу причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требует принятия соответствующих мер.
Верховный Суд, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью. Судебный надзор предполагает право вышестоящих судов рассматривать решения нижестоящих судов в порядке апелляционного, кассационного, надзорного производства и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, судья, проверяя законность и обоснованность действия и решения органа дознания, следователя, прокурора при производстве предварительного расследования осуществляет контроль за законностью в деятельности органов уголовного преследования. И, наконец, согласно Основному закону судебная власть имеет своим назначением защиту нрав, свобод и законных интересов человека и гражданина, организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.
В связи с этим задачей суда является не просто рассмотрение и разрешение дел, а принятие справедливого решения, тем самым обеспечение законных прав и интересов граждан. Поэтому пленарное заседание Верховного Суда периодически изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики Казахстан, а также рассматривает в порядке надзора судебные дела.
Правосудие своим законным и справедливым решением создает уверенность в неотвратимости ответственности за преступления, воздействует на правовое и нравственное сознание населения, повышает и утверждает престиж права. Судебная власть как одна из ветвей государственной власти, не вправе оказаться в положении безучастного и отрешенного от государственных забот органа по поддержанию законности и правопорядка в стране. Именно поэтому образовано Судебное жюри, которое рассматривает материалы в отношении судьи, имеющего отрицательные показатели по отправлению правосудия или два и более дисциплинарных взыскания за нарушение законности при рассмотрении судебных дел.
На основании изложенного есть все основания отнести судебные органы к правоохранительным. Представляется, что освобождение судебных органов от ответственности за состояние борьбы с преступностью в стране и отсутствие у них функции уголовного преследования не исключает их из системы уполномоченных органов, специализирующихся в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время первостепенная роль в области охраны прав и свобод человека отводится также судебному контролю, контрольные полномочия которого получили широкое распространение на досудебные стадии.
В связи с некоторой дискуссионностью данной проблемы юридической наукой и практикой выработан ряд критериев и существенных признаков, позволяющих конкретные государственные органы отнести к правоохранительным.
В частности:
1. правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности, и правоохранительную деятельность осуществляют только лица, являющиеся их сотрудниками;
2. правоохранительная деятельность реализуется с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая ответственность;
3. в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используют властные полномочия с помощью применения юридических мер воздействия;
4. законные и обоснованные решения и действия правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции подлежат обязательному исполнению, а их неисполнение влечет юридическую ответственность.
Основными направлениями в деятельности правоохранительных органов являются:
1. защита прав, свобод и законных интересов граждан;
2. обеспечение надлежащего общественного порядка;
3. обеспечение общественной безопасности;
4. профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений;
5. выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности;
6. принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения;
7. обеспечение исполнения принятых решений;
8. обеспечение квалифицированной юридической помощи.
Под основными направлениями следует понимать курс, линию деятельности правоохранительных органов на достижение конкретных конечных результатов, в частности, выявление и устранение нарушений Конституции и законов; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении; справедливое разбирательство и разрешение гражданских, уголовных и иных дел; регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, помощь осужденным в социальной адаптации.
Основные направления деятельности правоохранительных органов — это есть их функции. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию, а отдельные несколько функций. В этих условиях отнесение суда к правоохранительным органам представляется правомерным, поскольку судебные органы, являясь одной из ветвей государственной власти, осуществляют судебную власть и отвечают всем перечисленным признакам правоохранительного органа.
Таким образом, можно прийти к выводу, что правоохранительная деятельность это наделенная властными полномочиями деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод граждан и общества, на обеспечение в государстве законности и правопорядка, путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме.
По нашему мнению, к правоохранительным органам, прежде всего, должны быть отнесены: судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения национальной безопасности, органы юстиции, органы финансовой полиции и таможенного контроля.
Что касается Конституционного Совета, являющегося квазисудебным органом и обладающего контрольно-надзорной функцией, независимо от его места среди правоохранительных органов, студенты обязаны знать правовые основы его деятельности, цели и задачи. Конституционный Совет, являясь составной частью единой государственной власти, одновременно имеет особую организационно-правовую форму, которая осуществляет специализированную охрану Конституции в Республике Казахстан.
Правоохранительные органы взаимодействуют с иными государственными органами, а также с негосударственными органами. Есть органы, содействующие правоохране, которых можно именовать «правоприменительными органами». Понятие «правоприменительные органы» шире понятия «правоохранительные органы».
Правоприменительные органы от слова применять право — значит действовать на оснований норм закона. Их достаточно много, поэтому предлагаются для изучения только те правоприменительные органы, которые наиболее активно содействуют правоохране. Известный российский ученый Ю.К. Орлов правильно заметил, что «представляется более удачным деление всех органов на правоохранительные и правоприменительные, последние же в свою очередь подразделяются на государственные и негосударственные»[10].
К правоприменительным органам, содействующим правоохране, относятся нотариальные органы, адвокатура, охранные службы, третейские суды, налоговые и иные финансовые органы, судебно-экспертные учреждения.
Так, деятельность нотариата тесно связана с судебной. Если суд рассматривает в гражданском процессе споры о праве, то нотариат юридически закрепляет бесспорных гражданских прав и предупреждает от возможных в будущем нарушений, то есть выполняет юрисдикционную, правоохранительную функцию.
Своеобразное положение имеет адвокатура, которая обладает определенными правоохранительными функциями. Деятельность адвокатуры носит публично-правовой характер, дает консультации по правовым вопросам, составляет заявления, ходатайства и другие документы правового характера, а также содействует выполнению важной государственной функции — осуществлению судопроизводства. Адвокатура, оказываясь среди иных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также одним из основных и активных участников судопроизводства становится органической частью правоохранительной системы государства.
Таким образом, с учетом их большой значимости в защите прав и законных интересов граждан и организаций, тесной связи адвокатуры и нотариата со многими правоохранительными органами они также включены в предмет изучения.
Суть не в том, относится ли тот или иной орган к правоохранительным, а главное в том, что насколько орган, наделенный государством конкретными правами и обязанностями, наиболее значительно обеспечивает в обществе присущими только ему функциями соблюдение прав и свобод граждан, законность и правопорядок.
В целом, к таким органам можно отнести: судебные органы, конституционный совет, органы юстиции, прокуратуру, органы обеспечения национальной безопасности, органы внутренних дел, органы расследования преступлений, органы финансовой полиции и таможенного контроля, нотариат и адвокатуру.
Также представляется полезным приобрести основные сведения о деятельности правоохранительных органов некоторых зарубежных государств. Полезный опыт США и европейских стран необходим, поскольку правоохранительная деятельность республики требует своего дальнейшего развития и совершенствования.
Предмет курса, его цели.