Понятие и виды субъектов административного (управленческого) права
Право, как и правовая система РБ, призвано точно устанавливать «круг субъектов права, их юридические права, обязанности, гарантии с целью обеспечения социального прогресса». До настоящего времени нет единства мнений ученых относительно понятия «субъект», видов субъектов, наличия или отсутствия у них административной правоспособности и административной дееспособности, а также того, являются ли субъекты АП субъектами адмипистрат.-прав.отношений, и др.
Чтобы стать субъектом административного права, необходимо обладать административной правосубъектностью.
Административная правосубъектность — это юр.свойство, выражающееся в наличии у лица, организации прав и обязанностей, предусмотренных нормами АП.
Субъекты АП могут быть субъектами и др.отраслей права (гражданского, трудового, финансового и др.).
Субъекты АП многочисленны, что объясняется широкой сферой ГУ и разнообразием управленческих связей. В научной лит-ре они подразделяются на опред.группы (виды).
Можно объединить всех субъектов АП подобно субъектам административно-правовых отношений в две следующие группы:
1) носители исполнительной власти (государственного управления);
2) носители прав и обязанностей на участие в управленч.обществен.отношениях.
Носители исполнительной уласти призваны осуществлять ГУ.
Носители прав и обязанностей на участие в управленческих общественных отношениях могут быть лишь участниками (стороной) админисрат.- прав.отношения, в котором присутствует один из носителей Исполнительной власти.
Носители прав и обязанностей — это лица и организации, кот.не обладают гос. властью и не наделены компетенцией в сфере ГУ, не могут осуществлять ГУ и выступать в качестве управляющих, а чаще всего являются объектами такого управления, но при этом наделены правами и обязанностями на участие в гос. управленческих отношениях (граждане РБ, ин.граждане и лица без гражданства, проживающие в РБ, общественные объединения, негос.предприятия и организации, студентов и учащихся школ).
Субъектом административно-правовых отношений нередко выступает не должностное лицо, а гос.орган (организация).
Субъектами АП и субъектами администрат.-прав.отношений в тех или иных случаях являются органы, осуществляющие ГУ, их руководители (другие должтные лица),представители административной властиииные служащцие гос.сектора.
Следует различать две группы субъектов административного права:
1) носители исполнительной власти (государственного управления);
2) носители прав и обязанностей в сфере государственного управления.
Носители исполнительной власти обретают правосубъектность с момента их образования, вступления в должность гос.служащего, а носители субъективных прав и обязанностей - с момента приобретения прав и обязанностей, т.е. с момента издания (вступления в действие) соответствующего правового акта, в котором определены названные права и обязанности, или получения лицензии (регистрации) на занятие предпринимательством или иным видом деятельности.