Правовая характеристика института аккредитации.

Под аккредитацией понимается признание (подтверждение) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.).

По своей юридической природе аккредитация является формой государственного регулирования, в рамках которой, специально уполномоченные органы государственной власти наделяют определенных субъектов особыми полномочиями.

По способу воздействия на субъектов, в отношении которых проводится аккредитация, можно говорить о реализации административно правового инструментария, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного института административного права, подразумевающего наличие механизма нормативно-правового регулирования общественных отношений с участием уполномоченных государственных органов организаций (учреждений), претендующих на получение разрешения обладать особыми полномочиями.

Действующее законодательство содержит упоминание об основных принципах аккредитации, числе которых выделить: возмездность (платность); непередаваемость особых полномочий, полученных в результате аккредитации, другим лицам; публичность; законность; объективность; независимость и ответственность органов, осуществляющих аккредитацию; единство системы и правил аккредитации для однородных объектов; недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации.

Раскрывая особенности нормативно-правового регулирования данного вида деятельности необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует единый кодифицированный нормативно-правовой акт, регламентирующий процедуру аккредитации. Разрозненные подзаконные нормативно-правовые акты, количество которых резко увеличилось, определяют данную процедуру для строго определенных видов деятельности. Это представляется правильным, так как объекты аккредитации существенно отличаются друг от друга, также как и субъекты, осуществляющие аккредитацию.

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу общественных отношений, позволяет выделить отдельные этапы данной административной процедуры, ее участников, порядок и сроки проведения, а также юридические последствия.

Например, государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов, научных организаций, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и установление его государственного статуса.

Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования (далее - аккредитационный орган).

Проведению государственной аккредитации предшествует самообследование, материалы которого рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.

Для проведения государственной аккредитации образовательное учреждение или научная организация представляет в аккредитационный орган заявление о проведении государственной аккредитации с приложением необходимых документов.

Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы: 1) соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям; 2) показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида.

Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации федеральным государственным образовательным стандартам проводится по организации в целом и по каждому ее филиалу.

Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные ему полномочия Российской Федерации в области образования.

Аккредитационная экспертиза проводится комиссией, созданной аккредитационным органом.

В состав комиссии включаются эксперты. Экспертом может быть физическое лицо, обладающее специальными знаниями в области предмета аккредитационной экспертизы, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере образовательной или управленческой деятельности не менее чем три года, отвечающее квалификационным требованиям, сведения о котором внесены в реестр экспертов. Привлечение эксперта к проведению аккредитационной экспертизы осуществляется на основании заключенного с ним гражданско-правового договора, примерная форма которого утверждается федеральным аккредитационным органом.

Аккредитационная экспертиза проводится с выездом либо без выезда комиссии в организацию и ее филиалы, в соответствии с решением аккредитационного органа.

При проведении выездной экспертизы комиссия запрашивает документы и материалы, перечень которых определяется Министерством образования и науки Российской Федерации. Кроме того, для установления соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации установленным требованиям осуществляется анализ уровня освоения федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе путем тестирования с использованием стандартизированных заданий (аккредитационных педагогических измерительных материалов).

По результатам аккредитационной экспертизы комиссия оформляет заключение. Информация о проведении экспертизы, в том числе заключение комиссии, с указанием ее состава размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте в сети "Интернет".

На основании заключения комиссии аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации, сопровождаемое выдачей свидетельства о государственной аккредитации, или решение об отказе в государственной аккредитации.

Формы свидетельства о государственной аккредитации (в том числе временного свидетельства о государственной аккредитации) и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус (тип и вид) образовательного учреждения, право образовательного учреждения или научной организации на выдачу документов государственного образца об уровне образования и квалификации по аккредитованным образовательным программам.

Свидетельство о государственной аккредитации (приложение к нему) подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью этого органа.

Соискателям аккредитации может быть отказано в государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ при наличии одного из следующих оснований: 1) выявление недостоверной информации в представленных документах; 2) наличие отрицательного заключения комиссии по аккредитационной экспертизе.

В последнее время государством уделяется много внимания аккредитации организаций, подтверждающих соответствие качества и обеспечение безопасности объектов, указанных в Федеральном законе «О техническом регулировании». В этих целях создана находящаяся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации Федеральная служба по аккредитации[45], которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц.

Процедура проведения аккредитации этих организаций, несмотря на ряд особенностей, имеет много общего с аккредитацией образовательных организаций. Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 163 устанавливает правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия. Целью аккредитации данных организаций является подтверждение их компетентности, обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к их деятельности и создание условий для признания результатов этой деятельности.

По результатам проверки представленных организацией документов орган по аккредитации принимает решение о выдаче заявителю аттестата аккредитации сроком действия на 5 лет или уведомление, содержащее мотивированный отказ в такой аккредитации. Аттестат аккредитации – документ, удостоверяющий аккредитацию юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра) в определенной области аккредитации.

В дальнейшем органом по аккредитации осуществляется инспекционный контроль организаций, получивших документ об аккредитации, в форме плановых и внеплановых проверок.

Таким образом, институт аккредитации, несмотря на нормативную разобщенность, имеет законодательное оформление и предусматривает единую процедуру и схожие этапы реализации.

Целями института аккредитации является обеспечение баланса интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей; повышение конкурентоспособности российской экономики; создание условий для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг, а также признания результатов аккредитации за рубежом.

Данные цели решаются посредством реализации следующих задач:

- обеспечение ответственности аккредитованных лиц за результаты своей деятельности;

- создание конкурентного рынка и повышение качества товаров, работ, услуг в сфере действия института аккредитации;

- защита рынка от недобросовестных участников;

- повышение доверия со стороны потребителей, органов исполнительной власти, изготовителей и продавцов;

- установление прозрачности правил аккредитации и снижение коррупционных рисков;

- выработка и реализация единой политики в области аккредитации;

- обеспечение равных условий заявителям, претендующим на получение аттестата (свидетельства) аккредитации;

- исключение пересечения областей аккредитации при осуществлении полномочий различными федеральными органами исполнительной власти;

- создание условий для международного сотрудничества.

Виды аккредитации. В зависимости от субъектов, обязанных получить аккредитацию, можно выделить аккредитацию: а) научных, образовательных, медицинских организаций; б) органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); в) граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) в качестве экспертов при осуществлении проверок юридических лиц и предпринимателей; г) экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти на основании федеральных законов при осуществлении отдельных государственных полномочий; д) органов по добровольной сертификации бытовых услуг; организаций, осуществляющих оптовую поставку алкогольной продукции для розничной торговли; е) социальных магазинов, предприятий бытового обслуживания населения, предприятий питания и др.

В зависимости от аккредитуемой сферы: научная; медицинская; ветеринарная; образовательная; действия технических регламентов; интеллектуальной собственности; осуществления государственного и муниципального контроля и надзора; добровольной и обязательной сертификации; оказания бытовых услуг; розничной торговли и общественного питания.

В зависимости от органов, осуществляющих аккредитацию, выделяют аккредитацию, проводимую: федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, необходимо признать, что системы аккредитации многочисленны, регулируются разнообразными, не всегда согласованными между собой нормативными правовыми актами, что делает затруднительным их международное признание и реализацию. В то же время стремление России к международной интеграции обусловливает переход на единую систему, единые принципы и правила аккредитации.

Библиографический список

Законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ.

4. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

5. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

6. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

7. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

8. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

9. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

10. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

11. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

12. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

13. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14. Указ президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. «О единой национальной системе аккредитации».

15. Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 683 «Об утверждении Правил аккредитации медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения».

16. Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 № 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

17. Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 «О федеральной службе по аккредитации».

18. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центов), выполняющих работы по подтверждению соответствия аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации».

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю».

20. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2010 № 1760-р «О Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации».

21. Постановление Правительства Москвы от 25.07.2012 № 356-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг в городе Москве Комитетом ветеринарии города Москвы».

22. Постановление Правительства Москвы от 17.08.2004 № 568-ПП «Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания».

23. Постановление Правительства Москвы от 28.05.2002 № 399-ПП «Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов».

24. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. № 315 «Об утверждении административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, снесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр».

25. Приказ ФСФР РФ от 20.07.2010 № 10-49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

26. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

27. Приказ Минэкономразвития РФ от 24.09.2012 № 618 «Об утверждении формы аттестата аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и приложения к нему».

Решения Верховного Суда Российской Федерации

1. Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2010 № КАС10-634 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 06.10.2010, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

2. Решение Верховного Суда РФ от 06.10.2010 № ГКПИ10-1071 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

3. Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2010 № КАС09-666 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.11.2009 № ГКПИ09-1306, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующими абзацев четвертого и пятого пункта 4, подпункта «г» пункта 7, пункта 9, предложений второго и третьего пункта 12, пункта 13, пункта 15, предложения первого пункта 16, предложения первого пункта 18, пункта 29 Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 992.

4.Решение Верховного Суда РФ от 16 января 2013 г. № АКПИ12-1612 Об отказе в признании частично не действующим Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н;

Литература

1. Беляева О.А. «Аукционы и конкурсы: комментарий судебно-арбитражной практики» «КОНТРАКТ», «Волтерс Клувер», 2010.

2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (постатейный) «Юстицинформ», 2011.

3.Гудов А.Б. Правовое регулирование аттестации рабочих мест по условиям труда // Цивилист. - М.: АНО «Юридические программы», 2012, № 2.

4. Дундич Е. Нужна ли лицензия? «ЭЖ-Юрист», 2010, № 34.

5. Ефремов И.А. Об экономическом и социальном обосновании реформирования высшего юридического образования в России. «Законодательство и экономика», 2010, № 2.

6.Федорец А. Г., Мишутинская Е. Н. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Новый Порядок глазами экспертов: учебно-практическое издание. – М.: АНО «ИБТ», 2012.

Л е к ц и я 3.ИНСТИТУТЫ МЕТРОЛОГИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ

Вопросы

1. Правовая природа и назначение института метрологии. 2. Государственная система обеспечения единства измерений. 3. Понятие института технического регулирования (сертификации и стандартизации) и его признаки.

Наши рекомендации