Задания уровня в
В1. Какому понятию соответствует следующее определение? Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения называется ……...
Ответ:_____________
В2. Запишите пропущенное слово: Примером нормы ……... права является следующая норма: «Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».
Ответ:_______________
В3. Какое слово пропущено? ………. права - обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.
Ответ: ____________
В4. Вставьте пропущенное слово: Субъектами правоотношений являются физические и ………. лица.
Ответ: _____________
В5. Ниже приведен ряд терминов. Какой из них не соответствует понятию «правовая культура»?
Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.
Ответ:______________
В6. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочиями, указанными во втором.
В7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Теория прав человека должна сформулировать те основные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. (2) Такие принципы формировались исторически, совершенствовались, и сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры. (3) Эти принципы закреплены в Основном Законе Российской Федерации. (4) Статья 2 Конституции РФ провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
В8. Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением, которое она иллюстрирует.
В9. Установите соответствие между отраслями права, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.
В10. Завершите фразу: «Совокупность норм и отраслей права, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы законодательных, правительственных и иных учреждений, осуществления правосудия, называется ………... правом».
Ответ:_____________
В11. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) Определяет границы должного поведения людей.
2) Относится к нормативной системе общества.
3) Существует как в устной, так и в письменной форме.
4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.
5) Формулируется и поддерживается государством.
Ответ:________________
В12. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к конституционному праву РФ.
1) Верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории.
2) Идеологическое многообразие.
3) Условия и порядок заключения трудового договора.
4) Признание прав и свобод человека высшей ценностью.
5) Установление обстоятельств освобождения от уголовной ответственности.
Ответ:_______________
В13. Установите соответствие между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных во втором.__
Задания уровня СДайте развернутый ответ.
С1. Назовите любые три вида правоотношений.
С2. Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы его определили.
С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
ПРАВО И ЗАКОН
Существует следующее понимание сущности права: право - это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному. Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные идеалы?
Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять - «правовой» тот или иной закон или «не правовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права, их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...
1) Укажите два подхода к пониманию сущности права, сформулированные в тексте.
2) Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента из текста, приводимых автором.
3) Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Назовите три основных источника права.
4) Какую функцию права называет автор? Назовите любые три других функции права в обществе.
С4. Назовите три любых признака гражданского общества.
С5. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли по поводу поднятой проблемы, опираясь на понятия обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.
1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». (Ж. Даламбер)
2. «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб один человек». (Античный афоризм)
3. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». (Всеобщая декларация прав человека (1948)