Понятие и виды способов обеспечения законности в государственном управлении
Принцип законности закреплен в статье 15 К РФ, в соответствии с которым органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К РФ. Законность в государственном управлении можно рассматривать, как точное и единообразное понимание толкования и исполнения К РФ, законов и иных нормативно-правовых актов всеми органами исполнительно власти, должностными лицами и теми, кому обращены юридические требования субъектов управления. Особое значение имеет соблюдение законности в управленческой сфере, это обусловлено тем, что:
1. В рамках ее реализации осуществляется правотворческая деятельность, касающаяся разнообразных сфер жизни общества.
2. Органы управления наделены полномочиями по применению административного принуждения.
3. Круг субъектов, осуществляющих управленческую деятельность, значителен и обширен.
Законность государственного управления тесно связана с такой категорией, как дисциплина. Они являются (законность и дисциплина) относительно самостоятельными категориями, в то же время усматривается их неразрывная связь. По мнению Алехина, законность служит основой дисциплины и обеспечивает ее защиту. Следовательно, законность в определенной степени поддерживает и укрепляет дисциплину. Стоит отметить, что законность государственного управления также связана с ее целесообразностью. Соотношение этих категорий сводится к тому, что:
1. Орган управления выбирает наилучший вариант поведения с точки зрения его целесообразности.
2. При отсутствии правового предписания субъект управления должен руководствоваться целесообразностью.
3. При наличии нормативного предписания исключается использование целесообразности.
4. Любые законные предписания являются целесообразными.
Государство закрепляет систему организационно-правовых средств, которые направлены своим содержанием на обеспечение законности в государственном управлении. Данные средства обеспечивают возможность следить за соблюдением законности органами исполнительной власти и должностными лицами. В административном праве эти средства получили название «способы обеспечения законности в государственном управлении». Выделяются следующие их виды:
1. Контроль в государственном управлении (государственный контроль)
2. Надзор (административный и органов прокуратуры)
3. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц
Контроль и надзор обладают общими признаками, а именно относятся к числу пресекательных и принудительных мер. В литературе неоднозначно решается вопрос о соотношении этих категорий:
1. Отождествление терминов
2. Надзор – разновидность контроля
3. За ними признается самостоятельное значение
В общем виде контроль можно определить, как систему наблюдений за деятельностью подконтрольных объектов в целях установления соответствия их деятельности регламентированным правилам.
Надзор в основном осуществляется в отношении неподконтрольных (неподчиненных) субъектов, его реализация необусловлена вмешательством в деятельность поднадзорного субъекта и имеет своей целью выявление правонарушений субъектов, в отношении которых ведется надзор. Основными критериями, различающими контроль и надзор являются:
1. Наличие или отсутствие подчиненности
2. Наличие возможности или ее отсутствие вмешиваться в деятельность подконтрольного или поднадзорного субъекта
3. Применение дисциплинарных взысканий и отмена правовых актов в ходе проведения контрольных предприятий
4. Плановость контрольных и надзорных предприятий
Обжалование действий и решения органов исполнительной власти и их должностных лиц состоит в том, что каждый вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, юридических или должностных лиц нарушены его права и свободы.