Структура Верховного Суда РФ

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

· Пленума Верховного Суда;

· Президиума Верховного Суда;

· Судебной коллегии по гражданским делам;

· Судебной коллегии по уголовным делам;

· Военной коллегии;

· Кассационной коллегии.

Пленум Верховного Суда действует в составе:

· Председателя Верховного Суда РФ;

· заместителей Председателя;

· членов Верховного Суда РФ.

В заседаниях Пленума принимают участие:

· Генеральный прокурор РФ;

· Министр юстиции РФ.

Пленум имеет следующие полномочия:

· давать разъяснения по вопросам судебной практики, вытекающим из различного применения закона при осуществлении правосудия;

· законодательной инициативы;

· утверждать судебные составы коллегий и секретаря Пленума;

· утверждать Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

· осуществлять другие полномочия, предоставленные законодательством РФ.

Пленум Верховного Суда РФ созывается не реже одного раза в четыре месяца.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей.

Президиум Верховного Суда:

· рассматривает —

дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам,

дела по протестам на определения судебных коллегий, вынесенные в кассационном порядке и в порядке надзора, материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики,

вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

· оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства РФ;

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством Российской Федерации.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводят не реже одного раза в месяц, и они правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Судебная коллегия по гражданским делам,

Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия,

Кассационная коллегия

Все коллегии (за исключением кассационной) в пределах своих полномочий:

· рассматривают дела:

в качестве суда первой инстанции,

в кассационном порядке,

в порядке надзора,

по вновь открывшимся обстоятельствам;

· изучают и обобщают судебную практику;

· анализируют судебную статистику.

Коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда.

Необходимо помнить, что судебные коллегии по уголовным делам, гражданским делам и военная коллегия являются надзорными инстанциями лишь по делам, которые они не рассматривали в кассационном порядке.

Кассационная коллегия, созданная в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР, ГПК РСФСР и УПК РСФСР», является второй кассационной инстанцией по проверке решений коллегий Верховного Суда РФ, принятых в первой инстанции.

В состав Верховного Суда РФ входят:

· Председатель;

· заместители Председателя;

· судьи.

Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок их полномочий не ограничен.

Гражданские и уголовные дела рассматриваются в составе трех судей. В кассационном порядке дела рассматриваются тремя профессиональными судьями. В порядке надзора дела в Коллегиях рассматриваются тремя судьями, а в Президиуме — большинством его членов.

17. Суды общей юрисдикции: структура, задачи и подведомственность.

Суд общей юрисдикции - государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции - совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции:

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

Законодательство о судах общей юрисдикции - это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

Система законодательства о судах общей юрисдикции:

1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

5) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

6) Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

7) ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

8) ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

- Защита нарушенных или оспариваемых прав.

- Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

- Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

- Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

- Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

- Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

- Деятельность по осуществлению правосудия.

- Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

- Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

- Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.

- Деятельность по разъяснению законодательства.

- Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.

18. Система военных судов в РФ.

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, формированиях, где законодательством предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела:

· в качестве суда первой инстанции;

· в качестве суда второй инстанции;

· в порядке надзора;

по вновь открывшимся обстоятельствам.

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

· нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов:

Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации,

федеральных органов государственной власти,

органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

местного самоуправления.

Военные суды состоят:

· из председателя,

· членов военного суда,

· заседателей.

Председателями, их заместителями и членами военного суда могут быть граждане, состоящие на действительной военной службе. Рассмотрение дел в военных судах осуществляют коллегиально. Судьи и заседатели независимы и подчиняются только закону. За нарушение воинской дисциплины и служебные проступки они могут нести дисциплинарную ответственность в установленном порядке.

Военным судам подсудны:

· гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

· дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются:

военнослужащие,

граждане, проходящие военные сборы,

граждане, уволенные с военной службы и граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

· все дела о шпионаже;

· дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых есть специальное указание в законодательстве.

Военные суды рассматривают также все гражданские и уголовные дела в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Военные суды совместно с уголовными делами рассматривают гражданские иски:

· воинских частей,

· государственных предприятий,

· других организаций,

· граждан о возмещении материального ущерба.

При обвинении группы лиц в совершении преступления, если в отношении хотя бы одного из них уголовное дело подсудно военному суду, данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают те лица, которые не являются военнослужащими или военнообязанными, проходящими военные сборы. Однако в соответствии с новым УПК РФ при наличии возражений со стороны упомянутых лиц уголовное дело в отношении их должно быть выделено в отдельное производство и рассматриваться судом общей юрисдикции. В случае невозможности выделения дела в отдельное производство уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается судом общей юрисдикции.

Дела о преступлениях, совершенных лицами в период прохождения ими службы, но уволенными к моменту рассмотрения дела в суде, рассматриваются военными судами.

Дела о преступлениях, совершенных лицами до их призыва на военную службу или поступления на службу в органы государственной безопасности, но к моменту рассмотрения дела состоящими на военной службе или на службе в органах государственной безопасности, рассматриваются общими судами.

Военной коллегии Верховного Суда РФ подсудны в первой инстанции дела:

· об оспаривании ненормативных актов:

Президента РФ,

Правительства РФ,

Министерства обороны РФ,

иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

· о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство,

· о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия рассматривает дела:

· по жалобам и представлениям на

решения,

приговоры,

определения,

постановления

окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также вступившие в силу.

Кроме того, Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Военным судам округов и флотов подсудны:

· в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

· дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;

· дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.

Гарнизонные военные суды рассматривают в первой инстанции дела:

· гражданские,

· административные,

· уголовные,

не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда.

Деятельность военных судов осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами —

«О военных судах Российской Федерации»,

«О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции»,

УПК РФ,

иными федеральными нормативными актами.

19. Судебный надзор за деятельность судов общей юрисдикции.

НАДЗОР СУДЕБНЫЙ

-деятельность вышестоящих судов по проверке, в пределах своей компетенции, законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судебных инстанций. Высший Суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суд автономной области и автономного округа осуществляют Судебный надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. - Верховный Суд РФ.Согласно ст. 126 Конституции РФ, ФЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" ВС осуществляет в предусмотренных ФЗ РФ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды. Полномочия Н.с. в отношении арбитражных судов принадлежат ВАС (ст. 127 Конституции РФ, Закон о судебной системе). Н.с. (надзор судебный) осуществляется путем выявления и устранения допущенных судами ошибок и нарушений закона, отмены и изменения незаконных и необоснованных судебных решений. Н.с. не составляет какой-либо особой деятельности вышестоящих судов, а осуществляется путем рассмотрения дел: по кассационным и частным жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, не вступившие в законную силу (см. Кассация), по протестам в порядке надзора на судебные решения, вступившие в законную силу (см. Надзорное производство), по заключениям прокуроров в связи со вновь открывшимися обстоятельствами (см. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам). ВС на основе изучения и обобщения, рассмотренных дел дает разъяснения по вопросам судебной практики. Н.с. гарантирует защиту прав и законных интересов граждан, обеспечивает правильное и единообразное применение законов.

20. Система арбитражных судов, их задачи и подведомственность.

Арбитражный суд — разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции), которые осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов:

предприятий,

учреждений,

организаций,

граждан

в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу (гл.4, §1) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений между:

· юридическими лицами;

· гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

· Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

· субъектами Российской Федерации.

К экономическим спорам, разрешаемым в арбитражных судах, чаще всего относят споры о (об):

· разногласиях по договору;

· неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

· нарушении прав собственника;

· возмещении убытков;

· обжаловании отказа в государственной регистрации;

· о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· взыскании с организаций и граждан штрафов

· и иных, предусмотренных АПК РФ.

Арбитражный суд рассматривает также иные дела, в том числе:

· об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Арбитражные суды образуют централизованную систему:

· Высший Арбитражный Суд РФ;

· федеральные арбитражные суды округов;

· арбитражные суды субъектов Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Действует в составе:

· Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

· Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

· судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

· судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Высший Арбитражный суд РФ рассматривает в первой инстанции дела:

· об оспаривании нормативных или ненормативных актов —

Президента РФ,

Совета Федерации и Государственной Думы,

Федерального Собрания РФ,

Правительства РФ,

не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· экономические споры между —

Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации,

субъектами Российской Федерации.

В порядке надзора Высший Арбитражный Суд РФ:

· проверяет вступившие в законную силу судебные акты всех нижестоящих арбитражных судов;

· может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов, договоров;

· изучает и обобщает судебную практику;

· разрабатывает предложения по совершенствованию законов и других нормативных актов.

В порядке руководства нижестоящими арбитражными судами Высший Арбитражный Суд РФ:

· дает разъяснения по вопросам судебной практики;

· осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов —

кадровое обеспечение,

организационное обеспечение,

материально-техническое обеспечение.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Образуют все судьи, входящие в состав Высшего Арбитражного Суда РФ.

Полномочия Пленума следующие:

· рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

· решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

· решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

· решает вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

Пленум правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. В работе Пленума могут принимать участие:

· депутаты Совета Федерации и Государственной Думы,

· Председатель Верховного Суда РФ,

· Генеральный прокурор РФ,

· Министр юстиции РФ,

· председатели арбитражных судов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Состоит из Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президиум рассматривает:

· дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов;

· отдельные вопросы судебной практики, информируя о результатах рассмотрения арбитражные суды РФ.

Судебные коллегии Создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судебные коллегии уполномочены:

· рассматривать дела, отнесенные законом к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, в первой инстанции;

· изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику;

· разрабатывать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.

Помимо перечисленных выше органов при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов в Российской Федерации. Совет является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет.

Наши рекомендации