Понятие и юр.значение правового акта ГУ. Классификация правовых актов ГУ. Юрисдикционные и конклюдентные акты ГУ. Структура правового акта управления
Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; суд.власть— акты правосудия; Конституц.Суд — заключения; органы прокуратуры — акты прокурорского надзора; исполнительная власть— акты государственного управления (правовые акты управления).
Правовые акты управления издаются руководителями палат Нац.собрания, суд. органов, органов прокуратуры по управленческим вопросам, выступающими при этом в роли администраторов, управленцев (администрации).
Правовые акты управления тесно связаны с ГУ. Правовыми актами управления регулируются общественные отношения, определяются права и обязанности их участников. Правовые акты управления определяются как официальныерешения, средство, основная форма реализации исполнительнойвласти, волевые действия, документы. Все перечисленные, а также другие термины, посредством которых определяется акт,выражают основные признаки правовых актов управления. Юр.значение правовых актов управления различно. В зависимости от этого их можно разделить на несколько групп: 1. Акты, издание кот.влечет возникновение, изменениеили прекращение административных правовых отношений. В этом случае они выступают как юр.факты. 2. Акты, кот.устанавливают, изменяют или отменяют нормы права. 3. Акты, выступающие как условие действительности др.актов (гражданско-правовых, трудовых и т.д.). 4. Отдельные акты могут играть роль доказательств при рассмотрении некоторых категорий дел в судах и органах ГУ. 5. Акты, служащие основанием для издания др.прав. и неправ. актов управления.
Наравне с правовыми актами управления могут издаваться акты государственного управления, не имеющие юридического значения. Правовые акты управления — это: юр.акты; исполнительные решения; авторитарные решения; подзаконные официальные решения; односторонние веления; умышленные волевые действия администрации; форма управленческой деятельности; важная форма выражения, проявления компетенции гос.органа; видоизменяющие, устанавливающие, прекращающие общественные отношения; организующие решения.
По юр.свойствам правовые акты управления подразделяются на: 1) нормативные (регламентарные); 2) индивидуальные (нерегламентарные); 3) санкционирующие (утверждающие).
Классификация по адресатам позволяет разделить акты на относящиеся к гражданам РБ, к ин.гражданам и лицам без гражданства или к гос.организациям и общественным объединениям.
На основании нормативных актов управления издаются индивидуальные акты.
Индивидуальные (нерегламентарные) акты не содержат норм права, принимаются по конкретным вопросам и имеют четко определенного адресата, т.е. персонифицированы.
Среди индивидуальных актов выделяют правоохранительные и юрисдикционные акты.
Важное значение имеет деление актов управления по органам, их издающим. Согласно действующему законодательству, каждый тип органов государственного управления вправе издавать предписанные ему правовые акты управления.
Президент РБ уполномочен Конституцией издавать декреты, указы и распоряжения. Сов.Мин.РБ принимает постановления. Председатель СовМина издает распоряжения. Министерства, гос.комитеты и комитеты при СовМине издают приказы и инструкции, многие из них вправе давать указания. Органы надведомственного характера могут издавать гос.(отраслевые) стандарты, методические указания, рекомендации, нормы, правила. Местные исполкомы и местные администрации принимают решения. Председатель исполкома (руководитель местной администрации) издает распоряжения. Руководители предприятий, учреждений и организаций издают приказы и распоряжения.
По времени действия правовые акты управления бывают постоянного и временного действия. Акты постоянного действия не ограничены врем.рамками, они действуют до их отмены.
По порядку издания акты подразделяются на коллегиальные и единоночальные (единоличные). Коллегиальные акты принимаются на заседаниях СовМина РБ, его Президиума, местных исполкомов, местных администраций, административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и др.коллегиальных органов.
Правовые акты управления могут издаваться в след.формах: письменной; устной; конклюдентной; в форме молчания.
С пом. устных актов решаются разнообразные управленческие вопросы.
Немаловажное место в системе правовых актов управления занимают конклюдентные акты. Вопрос о них, как и об устных актах, не получил надлежащего освещения в административно- правовой литературе.
Конклюдентный акт — это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или в иной форме, но которой можно сделать заключение о таком намерении.
В некоторых странах существуют так называемые подразумеваемые правовые акты управления. Они вытекают из молчания, сохраняемого органом управления (должностным лицом), администрацией.
Правовые акты управления имеют свою структуру, элементы, составные части кот.могут быть формального и материального порядка. К элементам первого вида относятся реквизиты, представляющие собой внешние формальные атрибуты правового акта. К обязательным реквизитам правового акта относятся: вид акта управления; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц (лица), официально уполномоченных (уполномоченного) подписывать соотв.правовые акты управления.
Вид (форма) правового акта управления предписывается каждому органу государственного управления, его издающему. В качестве обязательного реквизита в правовом акте долженбыть указан также орган(должностное лицо), принимающим (издающий) акт. Далее следует название, т.е. заголовок, отражающей и предметправового регулирования и его основное содержание. В правовом акте управления обязательно указываются дата, его регистрационный номер и место принятия (издания).
По Закону РБ «О НПА РБ» реквизиты не входят в понятие структурных элементов (единиц) прав.акта. Структурными элементами (единицами) НПА рассматриваются только составные части содержания: преамбула и текст, который может подразделяться на статьи или пункты. Последние могут объединяться в главы и разделы (преамбула не входит в понятие текста).
Содержание акта также имеет (может иметь) свою структуру. Как правило, он состоит из преамбулы (вступительной, констатирующей части) и резолютивной (постановляющей, заключительной) части.
Статьи могут подразделяться на части (абзацы) или пункты, части — на абзацы, пункты — на подпункты, части или абзацы, подпункты — на части или абзацы.
Абзац —часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемое отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы.
Подпункты — это абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта (1.1, 1.2..., 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3...).
Главы объединяют в себе статьи (пункты) этого акта. Они обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки. Разделы объединяют главы и обозначаются римскими цифрами.
Часть — это абзац или несколько абзацев, которые начинаются с прописной буквы и заканчиваются точкой.
Правовые акты управления могут состоять из одной фразы. В таком случае в первой ее части желательно излагать основание или причины издания акта, а во второй — решение, распоряжение, предписание.
Итак, структурными элементами правового акта являются:
1) реквизиты:
а) вид (форма) правового акта сназванием органа (должностного лица), принимающего (издающего) акт (чей это акт);
б) дата, регистрационный номер и место принятия (издания) акта;
в) название, обозначающее предмет регулирования;
г) подписи лиц (лица), официально уполномоченных (уполномоченного) подписывать соответствующие правовые акты управления;
2. текст, содержание правового акта — в структуре акта находится за четвертым реквизитом, состоит из:
а) преамбулы;
б) резолютивной (постановляющей, заключительной части).