Глава 1. Административное право является управленческим правом

ПРЕДИСЛОВИЕ

Административное право является управленческим правом. Оно регулирует управленческие общественные отношения, обяза­тельной стороной которых являются не только органы исполни­тельной власти, но и другие органы, осуществляющие государ­ственное управление. Это положение является по существу общеп­ризнанным учеными-административистами. Между тем, некото­рые российские ученые (К.С. Вельский, Б.Н. Габричидзе) отме­чают, что административное право не ограничивается сферой госу­дарственного управления (исполнительной власти). Администра­тивно-правовое регулирование, по их мнению, более объемно и многогранно. К его сфере относится определение административно-правового статуса личности и гражданина, реализация консти­туционных прав и свобод, а также обращения граждан, порядок и процедура их рассмотрения и др. Подобный подход заслуживает внимания.

Автор данной работы основывается на том, что администра­тивное право регулирует управленческие общественные отноше­ния. Поэтому его нормы действуют там, где присутствует государ­ственное управление, являющееся объектом административного права.

Административное право обеспечивает, обслуживает государ­ственное управление и неотделимо от него. Оно придает государ­ственному управлению юридическую значимость (форму), без которой управленческая деятельность немыслима. Администра­тивное право является объективной обусловленностью, необхо­димостью управленческой деятельности.

Управление в государственном масштабе обеспечивает согла­сованность, упорядоченность, слаженность всех частей обществен­ной организации, составляющими которой являются государствен­ные органы, организации, учреждения, предприятия, территории и граждане.

Вероятно, нет таких сфер нашей жизни, которые бы в той или иной степени не подвергались воздействию государственного управления, не соприкасались с исполнительной властью, а зна-

чит и с административным правом, его нормами. От надлежащей организации государственного управления в немалой степени за­висит безопасность государства и общества, реализация социаль­ных и экономических программ, охрана общественного порядка, исполнение конституционных прав и свобод граждан. Этим во многом определяется необходимость и значимость государствен­ного управления и административного права.

В данной книге по-иному рассматривает вопрос о системе административного права, полагая, что в качестве отдельных частей административного права обязательно необходимо выде­лять ответственность по административному праву и админис­тративный процесс.

Если административная ответственность рассматривается в качестве основного метода государственного управления (такого мнения придерживаются все ученые-административисты), то ее вопросы следует изучать в полном объеме, т.е. общую и особен­ную части. Подобное относится и к административному процессу, и к административно-исполнительному праву.

Нетрадиционен подход и к определению субъектов админис­тративного права и административно-правового отношения. В ка­честве отдельных видов субъектов административного права вы­деляются носители исполнительной власти (государственного управ­ления) и носители субъективных прав и обязанностей. Впервые в административно-правовой литературе в республике рассматри­вается вопрос об управленческих полномочиях Президента Рес­публики Беларусь.

Все вопросы административного права рассматриваются с широким использованием действующего белорусского законода­тельства.

А.Н. Крамник,

кандидат юридических наук, доцент

Глава 1

Наши рекомендации