Тема: Народовластие – основа конституционного строя России
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для выполнения практических работ
По учебной дисциплине
«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»
Для студентовI курса заочного отделения
Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
с. И-Заборское
Рассмотрено
комиссией дисциплин
профессионального цикла УТВЕРЖДАЮ:
(экономико-правовое направление) Заведующая.отделением
Протокол № 2 от 26.09.13 г. учебного корпуса № 3
Председатель___________________ ______________________
И.А.Нагишина Л.В.Зимова
«___»___________2013
Автор:
Замышляева Н.И. – преподаватель юридических дисциплин ГБОУ СПО
«Семеновский индустриально-художественный техникум»
Рецензент:
Нагичева А.П. - преподаватель юридических дисциплин ФГОУ СПО
«Семеновский индустриально-художественный техникум»
Данная рабочая тетрадь составлена в помощь студентам-заочникам специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
Введение
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Конституционное право» разработана в соответствии с рабочей программой дисциплины и предназначена для выполнения практических занятий студентами I курса заочного отделения специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
Рабочая тетрадь содержит в себе:
- ситуационные производственные задачи по законодательному регулированию и порядку проведения общероссийского референдума;
- ситуационные производственные задачи по применению законодательства о гражданстве Российской Федерации;
- ситуационные производственные задачи по применению законодательства о статусе Российской Федерации;
- ситуационные производственные задачи по применению законодательства и выборах.
Рабочая тетрадь рассчитана на 8 часов практических занятий.
Приобретаемые умения и навыки:
- анализировать главу первую, вторую, третью Конституции РФ;
- работать с законодательными актами;
- работать со справочно-правовой системой Консультант плюс;
- применять правовые нормы при решении практических ситуаций.
Решение задач, тестов позволит проверить знание студентами: содержание норм Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, определение понятий основных научно-правовых категорий, используемых законодательством и наукой конституционного права.
При решении задачи следует выделить: обстоятельства, имеющие юридическое значение для решения поставленного вопроса; определить нормативные правовые акты, регулирующие данные правовые отношения, найти конкретные правовые нормы, посредством анализа которых можно найти ответ на поставленный вопрос и решить задачу. В решении задачи обязательно должна быть ссылка на статью Конституции или иного правового акта с указанием его полного наименования, даты принятия, а также изложено собственное толкование смысла заложенного в ней решения анализируемой ситуации. Решение задач, поиск правильного ответа на тесты и задания позволит студентам:
- получить определенный объем знаний по предмету учебной дисциплины «Конституционное право»;
- усвоить методику толкования Конституции РФ, используемую Конституционным судом РФ;
- усвоить методику решения гражданских дел по вопросам, составляющим предмет Конституционного права судами общей юрисдикции.
Оснащение рабочего места:
1. Методические рекомендации
2. Справочно-правовая система Консультант плюс
3. Рабочие тетради
4. Юридические словари
5. Источники и литература:
- Конституция РФ;
- ФКЗ «О Референдуме Российской Федерации» от 10.10.95г. (в ред. от 30.12.2006г.);
- ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.02г.;
- ФЗ «О беженцах» (в ред. от 30.12.06);
- ФЗ «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 18.07.06г.);
- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.02г. (с изм. и доп.);
- ФЗ № 30;
- ФЗ № 31;
- ФЗ № 32.
Содержание
Практическая работа № 1. Законодательное регулирование и порядок проведения общероссийского референдума.
Практическая работа № 2. Решение задач с применением законодательства о гражданстве Российской Федерации.
Практическая работа № 3. Решение задач с применением законодательства о статусе Российской Федерации.
Практическая работа № 4. Решение задач с применением законодательства о выборах.
Практическая работа № 1
Тема: Народовластие – основа конституционного строя России.
Наименование работы: Законодательное регулирование и порядок проведения общероссийского референдума.
Цель занятия: Образовательная - получить объем знаний по вопросам гражданства в РФ.
Развивающая:
- приобретение навыков работы с нормативными источниками;
- приобретение практических основ применения норм ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» в конкретных ситуациях.
ЗАДАНИЕ 1. Какие из перечисленных вопросов не могут выноситься на референдум:
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- об амнистии и помиловании;
- административное законодательство;
- об изменении статуса субъектов РФ;
- об охране окружающей среды;
- о принятии и изменении федерального бюджета;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами;
- о персональном составе федеральных органов государственной власти.
ЗАДАНИЕ 2. Постройте схему, отражающую алгоритм назначения и проведения референдума РФ.
ЗАДАНИЕ 3.Проанализируйте ст. ст. 1 и 2 ФКЗ «О референдуме РФ». Сформулируйте основные признаки референдума.
ЗАДАНИЕ 4. Составьте схему классификации референдумов по различным основаниям:
ЗАДАЧИ:
1. Инициативная группа граждан РФ в количестве 2 млн. направила в Центральную избирательную комиссию РФ ходатайство о своей регистрации для проведения референдума по вопросу отмены единого социального налога в РФ. В инициативную группу вошли граждане из более сорока субъектов РФ. Известно, что на территории каждого из указанных субъектов РФ находится место жительства не более 50 тысяч граждан, вошедших в инициативную группу.
Исключение составляет только Владимирская область, на территории которой находится место жительства 50003 человек, принявших участие в инициации референдума. Двое из них являются несовершеннолетними, а один из них осужден к 5 годам лишения свободы и отбывает наказание в соответствующем пенитенциарном учреждении. ЦИК РФ в своем решении по поводу ходатайства отказала в регистрации инициативной группы, указав на недостаточное количество человек, вошедших в состав данной группы.
Дайте юридический анализ дела. Правильно ли решение ЦИК РФ?
2. 15 декабря 2ХХХ года истекает срок полномочий Президента РФ. В связи с этим 16 января 2ХХХ года в Центральную избирательную комиссию РФ поступило ходатайство от инициативной группы граждан РФ в количестве 2,5 млн. о регистрации для проведения референдума по вопросу продления срока полномочий Президента РФ. 27 января 2ХХХ года ЦИК РФ вынесла решение по поводу поступившего обращения.
Дайте юридический анализ ситуации. Каково должно быть содержание решения ЦИК РФ?
3. Ст. 1 Конституции (Основного закона) Республики Тыва гласит: «Республика Тыва - суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации, имеет право на самоопределение и выход из состава Российской Федерации путем всенародного референдума Республики Тыва».
Соответствуют ли положения указанной статьи Конституции РФ?
4. Согласно п. 1 ст. 14 Устава Ярославской области по решению законодательного органа власти области вопрос, отнесенный к ведению области, может быть вынесен на консультативный референдум, результаты которого имеют рекомендательный характер. Порядок назначения и проведения консультативного референдума, а также порядок применения рекомендательного решения, принятого на консультативном референдуме, устанавливается Законом Ярославской области.
В п. 2 этой же статьи Устава указано, что на консультативный референдум могут быть вынесены вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Результаты такого референдума доводятся до сведения федеральных органов государственной власти.
Закрепляет ли новая редакция Устава дополнительный вид референдума — консультативный (опрос населения), и расширяет ли она тем самым права граждан, позволяя выяснить их мнение по более широкому кругу вопросов? Мотивируйте ответ.
Практическая работа № 2