Механизм административно-правового регулирования. Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые
Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Общая характеристика механизма административно-правового регулирования:
- представляет собой совокупность юридических средств;
- средства носят административно-правовой характер;
- объектом воздействия выступают управленческие отношения;
- направлено на решение задач общества и государства;
- активизирует субъекты управленческих отношений;
- повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
- обеспечивается принудительной силой государства.
Элементы механизма административно-правового регулирования:
- принципы административного права;
- административно-правовые нормы;
- акты официального толкования административно-правовых норм;
- акты применения административно-правовых норм;
- административно-правовые отношения.
Существуют следующие способы административно-правового регулирования:
- императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
- диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом;
- рекомендательный - способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;
- поощрительный - способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.
8. Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура, виды.
Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.
Структура административно-правовой нормы:
- гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
- диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
- санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.
Виды административно-правовых норм:
1) по предмету:
а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;
б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;
2) по содержанию:
а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно -правовыхотношений;
3) по юридической силе:
а) законодательные;
б) подзаконные;
4) по территориальному действию:
а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) муниципальные.
Признаки норм административного права:
1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;
2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;
3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;
4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;
5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.
9. Административно-правовые отношения: понятие, структура, виды.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Структура административно-правовых отношений:
- объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;
- субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;
- юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
- содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;
- метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;
- способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).
Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
- материальные, основанные на нормах материального права;
- процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;
2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
- горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
- вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
- субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
- координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
3) по целям: