Тема для дискуссии

1.Раскройте взаимосвязь, различие и соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть». Тождественны ли эти понятия в административном праве? Существуют ли эти понятия в широком и узком смысле слова?

2. Приведите примеры процесса деятельности органов законодательной и судебной власти, которые являются предметом административного права.

Тема 2. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения

1. Механизм административно-правового регулирования.

2. Понятие административно-правовых норм, их структура и виды.

3.. Сущность административно-правовых отношений и их виды.

4. Источники административного права.

Вопросы к теме:

1. Понятие механизма административно-правового регулирования и характеристика его элементов. Действие этого механизма на примере конкретных административно-правовых отношений.

2. Понятие и виды административно-правовых норм. Особенности содержания и структуры административно-правовой нормы на конкретных примерах норм административного права.

3. Реализация административно-правовых норм. Виды реализации с приведением конкретных примеров.

4. Понятие и виды административно-правовых отношений.

5. Особенности административно-правовых отношений, их ограничение от других видов правоотношений.

6. Структура и содержание административно-правовых отношений. Ролевые игры по выявлению сущности административно-правовых отношений.

Тесты

1. Формой реализации административно-правовых норм являются:

а) исполнение;

б) соблюдение;

в) исследование;

г) администрирование;

д) применение;

е) использование.

2. Юридическая сила административно-правовых норм зависит от:

а) вида власти, принявшей эту норму;

б) иерархии государственной власти, принявшей эту норму;

в) сроков принятия (утверждения);

г) соотношения «закон – подзаконный акт»;

д) источника публикации.

3. Не является источником административного права:

а) указ Президента РФ;

б) решение Совета Безопасности РФ;

в) постановление Правительства РФ;

г) указ губернатора области;

д) письмо Федеральной налоговой службы.

4. Диспозиция административно-правовой нормы называется бланкетной, если:

а) правило поведения участников правоотношения

формулируется в самой норме права;

б) правило поведения в норме не излагается, а адресат отсылается к другой норме права данного нормативного акта;

в) правило поведения излагается в другом нормативном акте, на который содержится ссылка;

г) указывается несколько взаимоисключающих вариантов поведения субъектов правоотношений.

5. Санкция административно-правовой нормы называется относительно-определенной, если:

а) указан минимальный и максимальный размер наказания;

б) предоставлена возможность выбора того или иного

наказания;

в) указан только максимальный размер наказания;

г) размер наказания указан точно.

6. Обратная сила закона означает, что:

а) вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу;

б) вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие после его вступления в силу;

в) утративший силу закон действует на определенные общественные отношения после утраты им юридической силы;

г) вновь принятый закон не вступает в силу.

7. Особенностями административной дееспособности являются:

а) способность лица своими действиями осуществлять права, предусмотренные административно-правовыми нормами;

б) способность лица своими действиями осуществлять обязанности, регулируемые административно-правовыми нормами;

в) возможность несения ответственности в соответствии с административно-правовыми нормами;

г) возникновение позднее административной правоспособности;

д) возникновение ранее административной правоспособности.

8. Особенностями административной правоспособности являются:

а) регулирование нормами административного права;

б) регламентация правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами государственной власти;

в) возникновение ранее административной дееспособности;

г) возникновение позднее административной дееспособности.

9. Особенностями, характеризующими административно-правовые отношения, являются:

а) обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации;

б) в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти;

в) данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

г) споры между сторонами разрешаются только в судебном порядке;

д) в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

е) разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

10. Какие отношения не являются административно-правовыми:

а) Правительство РФ отменило приказ Министерства здравоохранения РФ;

б) отдел здравоохранения администрации города заключил договор со строительной организацией на ремонт здания горбольницы;

в) областное управление юстиции зарегистрировало устав общественного объединения;

г) прокурор вынес предписание об устранении губернатором области нарушений закона.

11. Какое из качеств не является характеристикой административно-правовых отношений:

а) возникают, как правило, в сфере организации и деятельности исполнительной власти;

б) основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников;

в) в рамках подобного рода отношений реализуются публичные интересы;

г) обязательными участниками таких отношений выступают государственные органы или их должностные лица, выполняющие управленческие функции.

12. Субординационные административно-правовые отношения предполагают:

а) авторитарность юридических волеизъявлений субъекта управления;

б) отношения между несоподчиненными исполнительными органами;

в) юридическое равенство сторон;

г) отсутствие взаимозависимости между сторонами.

13. Основным видом правомерных действий в административном праве являются:

а) события;

б) юридические акты;

в) юридические поступки;

г) результативные действия.

Задания открытой формы

Дополните утверждение.

14. …нормы административного права определяет порядок, процедуры осуществления государственной власти.

15. Нормы административного права по методу воздействия на поведение субъектов делятся на обязывающие, запрещающие, …, рекомендующие, поощряющие.

16. … – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

17. … – это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права.

Задания на установление соответствия

18. Соответствие способов изложения правовых норм административных нормативно-правовых актов их содержанию:

1. Прямой А. Содержится ссылка на другой нормативно правовой акт
2. Отсылочный Б. Указывается форма документа, необходимая для оформления сведений
3. Бланкетный В. Определяются уполномоченные для исполнения нормы лица
  Г. Излагаются все необходимые элементы нормы права
  Д. Содержится ссылка на тот же нормативно- правовой акт

19. Соответствие видов санкций их содержанию:

1. Относительно-определенные А. Устанавливают минимальный и максимальный размеры наказания
2. Абсолютно-определенные Б. Устанавливают возможность вы- бора наказания
3. Альтернативные В. Устанавливают размер наказа- ния в точных величинах

20. Соотношение формы реализации норм административного права и вида правовой нормы:

1. Соблюдение А. Управомачивающие нормы
2. Исполнение Б. Запрещающие нормы
3. Использование В. Обязывающие нормы

21. Соотношение качеств субъектов правоотношений и их содержания:

1. Административная правосубъектность   А. Закрепленная нормами администра- тивного права способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления
2. Административная правоспособность   Б. Закрепленная нормами администра- тивного права совокупность качеств, даю- щая субъекту возможность быть носителем юридических прав и обязанностей в сфере государственного управления
3. Административная дееспособность   В. Закрепленная нормами администра- тивного права способность субъекта нести административную ответственность
4. Административная деликтоспособность   Г. Закрепленная нормами администра- тивного права способность субъекта свои- ми действиями приобретать юридические права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления  

22. Соответствие видов административно-правовых отношений их содержанию:

1. Основные А. Отношения в рамках внутренней дея- тельности органов управления
2. Неосновные Б. Отношения авторитарных (властных) волеизъявлений субъекта
3. Внешние В. Отношения субординационных связей между соподчиненными субъектами
4. Внутриорганизационные   Г. Собственно властеотношения по типу «субъект – объект»
5. Субординационные Д. Отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны
6. Координационные Е. Отношения в рамках внешней сферы управления
7. Вертикальные Ж. Отсутствие авторитарности в управ- ленческих связях
8. Горизонтальные З. Отношения за рамками непосредствен- ного управляющего воздействия на объ- ект, но органически связанные с его осу- ществлением

Задания на установление правильного порядка

23. Расположите источники административного права по иерархии в порядке возрастания:

а) (…) приказ директора Федеральной антимонопольной службы РФ;

б) (…) указ Президента РФ;

в) (…) федеральный закон;

г) (…) инструкция Центрального Банка РФ;

д) (…) постановление Правительства РФ;

е) (…) постановление представительного органа муниципального образования.

24. Последовательность подзаконных нормативно-правовых актов по мере убывания их юридической силы:

а) (…) постановления Правительства РФ;

б) (…) нормативные акты органов управления субъектов РФ;

в) (…) указы Президента РФ;

г) (…) локальные нормативные акты;

д) (…) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

25. Последовательность нормативно-правовых актов по сфере их действия по мере возрастания их юридической силы:

а) (…) локальные;

б) (…) общефедеральные;

в) (…) нормативные акты субъектов РФ;

г) (…) нормативные акты органов местного самоуправления.

26. Последовательность расположения элементов нормы

административного права:

а) (…) гипотеза;

б) (…) санкция;

в) (…) диспозиция.

16. Последовательность актов применения права по одному и тому же вопросу в порядке возрастания их юридической силы:

а) (…) распоряжение руководителя федерального ведомства;

б) (…) распоряжение Правительства;

в) (…) постановление областного органа исполнительной власти;

г) (…) распоряжение главы муниципалитета.

27. Расположите определения понятия «субъекты административного права» в порядке возрастания степени их точности:

а) (…) органы государственной власти;

б) (…) исполнительные органы государственной власти и

граждане РФ;

в) (…) исполнительные органы государственной власти.

28. Расположите определения понятия «административная правоспособность» в порядке возрастания степени их точности:

а) (…) способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права;

б) (…) способность иметь права;

в) (…) способность иметь права и обязанности;

г) (…) способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами права.

29. Расположите определения понятия «административно-правовые отношения» в порядке возрастания степени их точности:

а) (…) урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти;

б) (…) отношения, урегулированные нормами права;

в) (…) отношения, урегулированные нормами административного права;

г) (…) урегулированные нормами административного права общественные отношения.

30. Последовательность этапов возникновения административного правоотношения:

а) (…) субъект административного правоотношения;

б) (…) юридический факт;

в) (…) субъект административного права;

г) (…) норма административного права.

31. Последовательность понятий в порядке возрастания объема их содержания:

а) (…) дееспособность;

б) (…) правовой статус;

в) (…) деликтоспособность;

г) (…) правосубъектность.

32. Последовательность понятий в порядке возрастания объема их содержания:

а) (…) правомерное действие;

б) (…) деяние;

в) (…) юридический акт.

Сценарий деловой игры

Целью проведения настоящей деловой игры является практическое закрепление полученных студентами знаний по вопросу «Понятие и структура административно-правовых отношений». Понимание сущности административно-правовых отношений (административных правоотношений) и характеристика их составляющих элементов являются основополагающими не только в исследовании теоретических вопросов в науке административного права, посвященных изучению механизма административно-правового регулирования, но и определяющими уровень усвоения курса учебной дисциплины «Административное право России».

Сюжет игры основан на имитационном моделировании административно-правовых отношений.

Участниками деловой игры являются все студенты, пришедшие на семинарское занятие). Студентам предлагается разбиться на группы в 3-4 человека и предложить разобрать по структурным элементам различные виды административно-правовых отношений, классификация которых дается в учебниках по административному праву.

Например, необходимо выявить элементы структуры административного правоотношения внутриорганизационного характера в сфере деятельности государственных служащих.

Государственный служащий А. не справляется с должностными обязанностями, самовольно без уважительных причин покидает рабочее место, зафиксированы случаи прогулов. Госслужащего А. вызывает на прием его руководитель и после выяснения обстоятельств дела издает приказ об объявлении этому госслужащему строгого выговора. Необходимо указать элементы структуры (состава) данного административного правоотношения.

Группа студентов распределяет между собой роли - участников правоотношения и разыгрывают (моделируют) конкретное административное правоотношение, после чего дают ответ на задание. В приведенном примере можно выделить следующие структурные элементы:

субъекты правоотношения, т.е. его участники – руководитель с одной стороны, госслужащий А. – с другой;

объектом является круг охраняемых административным правом общественных отношений в сфере государственного управления по поводу государственной службы; непосредственным объектом является установленный режим государственной службы;

содержание - фактическая сторона (поведение субъектов при беседе, то есть госслужащего А. с руководителем) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности – права руководителя по наложению дисциплинарного взыскания государственному служащему А., не выполнившего свои должностные обязанности).

В качестве юридического факта, явившегося условием возникновения данного административно-правового отношения, выступили неправомерные действия госслужащего А. (не справляется с должностными обязанностями, самовольно без уважительных причин покидает рабочее место, зафиксированы случаи прогулов). Юридическим фактом, прекратившим данное правоотношение, выступил приказ руководителя. Последний (юридический факт) в полной мере следует отнести к самостоятельному элементу состава (структуры) административно-правового отношения.

Наши рекомендации