Законодательные акты Республики Беларусь
1. Конституция Республики Беларусь. – Мн., 1999.
2. Закон РБ «О Президенте Республики Беларусь» // Ведомости Национального собрания РБ. –1997. - № 17. Ст.463.
3. Закон РБ «О гражданстве Республики Беларусь» // Ведомости НС РБ. – 2000. № 25. Ст.331.
4.Закон РБ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ» // Ведомости РБ. – 1993. - № 21. Ст.250.
5. Закон РБ «О беженцах» // Ведомости ВС РБ.- 1995. № 19. Ст. 229.; в редакции закона РБ от 16.06.1999. № 22. Ст. 410.
6.Закон РБ «Об обращениях граждан» // Ведомости ВС РБ. –1996. - № 2. Ст.376.
8. Закон РБ « О местном управлении и самоуправлении в РБ» // Ведомости ВС РБ. – 1995. - № 15-16.Ст.167-170; - 1999. - № 3. Ст.34; 2000. №4 Ст.39, №22. Ст.268.
9. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25.10.2000 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000, № 103, 2/215.
10.Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 10.04.1992 г. № 1 с изменениями и дополнениями.
11.Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 22.06.2000. «О практике применения судами законодательства прирассмотрении дел о расторжении брака».
12. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Официальное издание. – Мн., 2000.
13.Жилищный кодекс Республики Беларусь от 23.03. 1999 // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 1999. № 15.
14. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.12.1984 с последующими изменениями и дополнениями. – Мн., 2006.
15. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09.07.2001. // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 1999. № 15.
16.Кодекс Республики Беларусь о земле от 04.01.1999. // Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь. 1999. № 15.
17.Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 80.
18.Уголовный кодекс Республики Беларусь. Мн., 2001.
Основная литература
10. Основы права: Учебник / Под общ. ред. Г.Б. Шишко. – Мн., Амалфея, 2002. – 848 с.
11. Основы права: Учебник / Под общ. ред. Рябцева Л.М.. – Мн., Интегралполиграф, 2008. – 832 с.
12. Основы права: Практ.пособие / Под общ. ред. В.А. Витушко. – Мн., «Молодежное научное общество», 2002. – 432 с.
13. Основы права: тесмты с ответами-комментариями / А.М. Хлус. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 256 с.
14. Основы права Республики Беларусь: понятия и схемы / В.А.Круглов, Е.В.Шейпак. – Мн., Амалфея, 2003. – 272 с.
15. Основы права: Учебник для системы среднего профессионального образования. / Под ред. А.В. Мицкевича. – М., 1998.
Дополнительная литература
25. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2000.
26. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. – Мн., 2002.
27. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. – Мн., 1998.
28. Гражданское право. В 3 т. Т.1: учебник / А.В.Каравай [и др.]; под ред. В.Ф.Чигира. – Минск: Амалфея, 2008. – 864 с.
29. Гражданское право. Общая часть. Учебное пособие. /Под ред. Витушко В.А. – Мн., 1997.
30. Калинина Э.А. Учебно-методический комплекс: общая теория государства и права в3 ч.- Минск,: МИТСО, 2009.-198с. С.13.
31. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.
32. Маньковский И.А. Юридические лица и налоговые правоотношения. / Под ред. Семенкова В.И. – Мн., 1999.
33. Пенкрат В.И. Семейное право. – Мн., 1998.
34. Права человека: Учебник для вузов. – М., 1999.
35. Трудовое право: учеб. Пособие / Т.Н.Важенкова. – Минск: Амалфея, 2008. – 432 с.
36. Трудовое право. / Под ред. Смирнова О.В. – М., 1999.
37. Уголовное право. Словарь справочник. – М., 2000.
38. Функ Я.И. Брачный договор и имущественные отношения супругов в хозяйственных обществах и товариществах. – Мн., 2000.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Блок «Основы общей теории права»
Государство —это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий, осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.
Признаки государства:
1. Территория
2. Население. Взаимные права и обязанности граждан и государства
3. Публичная (государственная) власть
4. Налоговая система
5. Государственный суверенитет
6. Неразрывная связь государства и права
7. Символика государства: герб, флаг, гимн, столица
Внутренние функции— это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
1. Экономическая функция
2. Социальная функция
3. Функция финансового контроля
4. Функция охраны правопорядка
5. Природоохранительная (экологическая) функция
6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения:
a) Укрепление оборонной мощи страны
b) Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности
c) Охрана государственных границ
d) Организация гражданской обороны
e) Военное обучение запаса вооруженных сил (резервов)
Внешние функции – это основные направления его деятельности на международной арене.
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами: экономическое и политическое сотрудничество.
Форма государства -это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и социальным назначением государства и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества.
Форма правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.
Монархия- такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит от одного лица к другому, как правило, по наследству.
Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются:
1. пожизненное пользование властью главой государства (царь, король, император, шах);
2. занятие трона по наследству или по праву родства;
3. представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая и политическая безответственность монарха.
Республика- такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми главным образом населением на определенный срок.
Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются:
1. выборность на определенный срок главы государства и законодательных органов государственной власти;
2. осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
3. юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
4. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
5. преимущественная зашита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.
Форма государственного устройства – это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между центральной государственной властью и властями частей, из которых состоит государство.
Унитарное государство является единым, сильным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
В унитарном государстве существуют:
- единая система высших органов власти и управления; одна конституция и единая система законодательства; - единая денежная система;
- общая налоговая и кредитная политика;
- одно гражданство;
- единые вооруженные силы.
Федерация – это союзное государство, субъекты которой обладают в определенной мере государственным суверенитетом.
Конфедерация– союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия.
Политико-правовой режим – это совокупность методов и средств осуществления государственной власти.
Признаки демократического политико-правового режима:
1. плюрализм в общественно-политической жизни. Этот принцип проявляется в деятельности различных партий, других общественных организаций и объединений, которые представляют интересы самых разных социальных групп и слоев населения;
2. реализация в практике государственного строительства принципа разделения властей;
3. защита личности от произвола, беззакония. Ее права находятся "од постоянной охраной правосудия;
4. демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан, религиозные убеждения человека;
5. демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти через избирательную систему и референдумы;
6. предоставление свободы личности в сферах экономической, политической и культурной деятельности;
7. демократический политический режим базируется на прочной правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества.
Признаки недемократического политико-правового режима:
1. господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности;
2. сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;
3. низкий жизненный уровень народа;
4. акцент на карательные меры воздействия;
5. агрессивность во внешней политике;
6. всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
7. примат государства над правом, влекущий за собой произвол, нарушения законности, ликвидацию правовых начал в общественной жизни.
Источник (форма) права – это способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.
Правовой обычай – это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве нормы права.
Нормативный правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.
Юридический прецедент – это решение определенного государственного органа по конкретному делу, которому придается значение общей нормы права.
Правомерное поведение — это осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или же не противоречащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами.
Правонарушение — это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее установленные меры государственного принуждения.
Преступлением – это совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.
Правовыми проступками являются все остальные правонарушения, т. е. противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания.
Юридическая ответственность - это особая (связанная с правонарушением) субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния.
Блок «Основы конституционного права»
Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами) .
Все современные конституции закрепляют по меньшей мере два важных аспекта: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).
По сроку действия конституции можно классифицировать на временные и постоянные. Временные имеют ограниченный срок действия: в основном законе прямо указывается период действия конституции. Обычно конституции принимаются на неопределенный срок, т.е. они являются постоянными.
В зависимости от формы или структуры, в которой выражены, конституции подразделяются на писаные и неписаные.
К писаным относят конституции, принятые в виде единого документа, к неписаным - совокупность законодательных актов. Однако эта классификация не совсем точна, в последнем случае следует вести речь о кодифицированных конституционных актах, которые также изложены в письменной форме.
Существуют конституции, состоящие по структуре не из одного, а нескольких конституционных законов (Швеция, Канада и др.).
По способу принятия конституции подразделяются на:
1. принятые путем народного голосования (референдумом). В последние годы таким способом были приняты Конституции во Франции, Эстонии, Румынии, России, Казахстане и др.;
2. принятые законодательным органом. Это второй наиболее распространенный способ принятия конституции. В этом случае может действовать иная, более жесткая, процедура, чем при принятии обычных законов, например, требуется более высокое (квалифицированное) большинство;
3. принятые специально создаваемым для этих целей
органом, например такими учредительными органами, как
конституционная ассамблея, учредительное собрание и др.;
4. введенные посредством октроирования - одностороннего акта «дарования» конституции суверена (монарха) народу (в настоящее время встречаются редко).
По порядку изменения конституции подразделяют на гибкие и жесткие, а также смешанного типа (сочетающие в себе различные элементы).
Конституцию характеризуют гибкой, если она может изменяться (дополняться) в том же порядке, что и обычные законы (Великобритания и Новая Зеландия).
Жесткими конституциями являются те, которые изменяются (дополняются) в особом, более сложном порядке, чем это происходит при обычной законодательной процедуре.
Более распространенными являются ограничения по обстоятельствам. В Республике Беларусь не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения, аналогичные правила действуют в Румынии, Испании, Эстонии.
Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные, переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом:
· Преамбула
· Раздел I. Основы конституционного строя Раздел П. Личность, общество, государство Раздел III. Избирательная система. Референдум Глава 1. Избирательная система Глава 2. Референдум (народное голосование) Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд Глава 3. Президент Республики Беларусь Глава 4. Парламент - Национальное собрание Глава 5. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь
· Глава 6. Суд
· Раздел V. Местное управление и самоуправление Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля
· Глава 7. Прокуратура
· Глава 8. Комитет государственного контроля Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь
· Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения
· Раздел IX. Заключительные и переходные положения.
Конституция является главным, основным законом государства. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы.
Палата представителей имеет право рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции. При этом указанные проекты данная палата может рассматривать лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Таким образом, в данном случае требуется инициатива специально уполномоченного на то субъекта. Органы и лица, указанные в ст. 99 Конституции, обладающие правом законодательной инициативы, не могут в порядке реализации этой инициативы ставить вопрос перед Палатой представителей о корректировке Конституции либо ее толковании.
Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В противном случае будет нарушение указанного конституционного требования.
В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т.п.) не должны влиять на конституционную стабильность.
Запрет на изменение Конституции в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей предотвращает принятие решений в угоду сиюминутным интересам (например, исходя из оценки предвыборной ситуации в стране).
Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.
Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
В целях обеспечения ее большей стабильности и исходя из важности закрепленных основополагающих положений предусмотрено, что разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем народного голосования. Таким образом, Парламент не может принимать законы об изменении Конституции. Вместе с тем не исключается право Парламента дополнять указанные разделы, но такие дополнения не должны изменять суть содержащихся в разделах I, И, IV, VIII положений.
Основания и порядок приобретения, прекращения и изменения гражданства. Гражданство Республики Беларусь приобретается:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
3) в порядке регистрации;
4) по иным основаниям, предусмотренным Законом «О
гражданстве Республики Беларусь».
Главным основанием приобретения гражданства является получение его в силу рождения. При приобретении гражданства по рождению действуют такие принципы, как принцип «права крови» (учитывается гражданство родителей) и принцип «права почвы» (учитывается место рождения).
Законодательство направлено на решение вопросов получения гражданства Республики Беларусь максимально в пользу родившегося ребенка. Учитываются все ситуации, когда: 1) оба родителя — граждане Республики Беларусь; 2) только один из родителей имеет гражданство Республики Беларусь; 3) родители — не граждане Республики Беларусь либо они неизвестны и др. Так, ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Республики Беларусь, является гражданином Республики Беларусь независимо от места своего рождения.
Ребенок также приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения:
· хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;
· родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
· родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
Прием в гражданство (так называемая натурализация) предполагает соответствие определенным требованиям претендуемого на это лица.
Предусмотрены общие требования (условия) для приема в гражданство Республики Беларусь. Так, в гражданство может быть принято лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно:
· берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь;
· знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;
· проживает на территории Респулики Беларусь после получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь в течение семи лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. Срок проживания на территории Республики Беларусь считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года;
· имеет законный источник средств существования;
· не имеет гражданства государства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства, отказе от гражданства этого государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам.
Лица, признанные беженцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признания их беженцами и при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами вторым, третьим, пятым и шестым части первой ст. 14 Закона «О гражданстве Республики Беларусь».
Для некоторых лиц установлены особые условия приема в гражданство. Они устанавливаются для:
· белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;
· лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;
· лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.
Для этих лиц семилетний срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе.
Существует также право на получение гражданства в порядке регистрации, которое имеют лишь некоторые категории лиц (ст. 15 Закона «О гражданстве Республики Беларусь»).
Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие выхода из гражданства Республики Беларусь и вследствие утраты гражданства Республики Беларусь.
Выход из гражданства Республики Беларусь не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе: 1) является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда; 2) имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами; 3) не имеет другого гражданства или гарантий его приобретения.
Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, в полицию, органы безопасности, юстиции и иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований для отказа в прекращении гражданства Республики Беларусь.
Если гражданство Республики Беларусь приобретено либо прекращено в результате представления заведомо ложных сведений или подложных документов, ранее принятое решение отменяется. Отмена решения по вопросам гражданства возможна в течение семи лет со дня его принятия.
Установлены особые случаи изменения, сохранения или утраты гражданства. В случае изменения гражданства родителями (единственным родителем) соответственно меняется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.
По желанию родителей (единственного родителя), в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь, за ребенком в возрасте до 16 лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.
Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного.
Если родители или один из родителей ребенка, который проживает на территории Республики Беларусь и над которым установлены опека или попечительство граждан Республики Беларусь, выходят из гражданства Республики Беларусь или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребенка, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь.
Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается гражданином другого государства или лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному ходатайству родителей или родителя, который приобретает гражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно.
Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории Республики Беларусь, становится гражданином Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Если один из родителей выходит из гражданства или его утрачивает, а другой остается гражданином Республики Беларусь, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь. По совместному заявлению родителей такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства Республики Беларусь.
Законом также решены вопросы гражданства ребенка при его усыновлении.
Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.
Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей.
За ребенком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении: супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином; супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства; супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином или лицом без гражданства.
У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено после достижения им 16-летнего возраста в порядке выхода из гражданства на основании заявления усыновителей (усыновителя).
Утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и при Президенте Республики Беларусь создана Комиссия по вопросам гражданства. Согласно Положению Президент принимает решения о приеме в гражданство, выходе из гражданства, утрате гражданства Республики Беларусь.
Заявления по вопросам, связанным с гражданством, подаются на имя Президента с указанием даты его составления. Заявители прилагают заявление-анкету в двух экземплярах; пять фотографий; автобиографию в двух экземплярах; копию свидетельства о рождении заявителя, а при необходимости и других лиц; документы об уплате государственной пошлины или освобождении от ее оплаты; документ о выходе с иностранного гражданства или о непринадлежности к гражданству другой страны; справку с места жительства с указанием состава семьи. К заявлению могут быть приложены иные документы, имеющие отношение к делу.
Заявления по вопросам, связанным с гражданством, подаются в органы внутренних дел по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, которые постоянно проживают за границей, - в дипломатические представительства или консульские учреждения.
Срок рассмотрения заявлений в местных органах внутренних дел, МВД, дипломатических или консульских учреждениях, МИДе, КГБ и Совете Министров Республики Беларусь не должен быть более чем один месяц.
Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, о выходе из гражданства Республики Беларусь - шести месяцев, о приобретении гражданства в порядке регистрации -двух месяцев.
При отсутствии предусмотренных законом оснований для оформления материалов по вопросам гражданства, а также при наличии препятствий (непредоставление документа о выходе из иностранного гражданства; отбывание заявителем наказания в виде лишения свободы и др.) орган внутренних дел, дипломатическое представительство, консульское учреждение Республики Беларусь отказывают заявителю в приеме заявления по вопросам гражданства и сообщают об этом в письменной форме. Этот отказ может быть обжалован заявителем в вышестоящий в порядке подчиненности орган, который обязан в месячный срок рассмотреть ее и дать заявителю мотивированный ответ в письменной форме. В случае несогласия с решением вышестоящего органа либо неполучения от этого органа в течение месяца мотивированного ответа заявитель имеет право обратиться с жалобой в суд.
Прекращение гражданства может иметь место вследствие выхода из гражданства Республики Беларусь либо его утраты, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Положением предусмотрено, что к ходатайству о выходе из гражданства Республики Беларусь прилагаются заявление-анкета в двух экземплярах; четыре фотографии, автобиография в двух экземплярах; справка с места жительства о составе семьи; справка с места работы или учебы, а неработающим - с места жительства, нынешнего или предшествующего (для лиц, которые постоянно живут за границей), с указанием, имеет ли лицо обязательства, не выполненные перед государством, или имущественные обязательства, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных организаций, кооперативных и общественных объединений; справку из военного комиссариата об освобождении лица призывного возраста от прохождения обязательной военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь; документ об уплате государственной пошлины или освобождении от ее уплаты. Если у заявителя есть жена (муж), а также лица, которые находятся на его содержании, он должен представить нотариально удостоверенные письменные заявления этих лиц об отсутствии у них материальных или иных претензий к нему. В необходимых случаях представляются копии документов о расторжении брака, смерти одного из родителей, усыновлении, лишении родительских прав, выплате алиментов.
При возникновении сомнений относительно принадлежности лица к гражданству Республики Беларусь в соответствующие органы представляются заявление, две фотографии, документы, подтверждающие обстоятельства, с которыми законодательство связывает принадлежность к гражданству Республики Беларусь. Следует иметь в виду, что в необходимых случаях определение принадлежности к гражданству Республики Беларусь может проводиться по решению суда, который устанавливает факт постоянного проживания заявителя в Республике Беларусь на день вступления в силу Закона «О гражданстве Республики Беларусь».
Блок «Основы административного права»
Производство по делам об административных правонарушениях— это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.
В соответствии с законодательством, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:
· своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
· разрешение его в точном соответствии с законодательством;
· обеспечение исполнения вынесенного постановления;
· выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;
· предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности.
Указанный перечень задач можно свести к двум взаимосвязанным общим задачам: юрисдикционной (справедливое решение дел) и профилактической (предупреждение новых правонарушений).
Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно-процессуальных нормах, которые содержатся в КоАПе.
В связи с тем, что рассматриваемое производство является разновидностью административно-юрисдикционного процесса, поэтому принципы деятельности у них общие (ПИКоАП Гл.2). А именно:
1. Законность
2. Обеспечение прав и свобод
3. Неприкосновенность личности
4. Презумпция невиновности
5. Уважение чести и достоинства личности, деловой репутации
6. Неприкосновенность жилища и иных законных владений
7. Оперативность производства
8. Публичность административного процесса
9. Обеспечение права на защиту физ. лица, в отношении которого ведется административный процесс
10. Всеобщее равенство и т.д.