Административное принуждение и его особенности

Административное принуждение – составная часть государственного принуждения, представляющая собой способ принудительного обеспечения должного поведения физических и юридических лиц. Его целью является обеспечение исполнения, правил и норм «в отраслях, сферах, областях жизнедеятельности личности (человека, гражданина), общества и государства». Административное принуждение может быть экономическим, внеэкономическим, физическим, психологическим и идеологическим. Его воздействие носит многоаспектный характер: организационный, правоприменительный, правообеспечительный и правоохранительный. Функциями административного принуждения является предупреждение правонарушений, пресекательный характер, наказание правонарушителей, процесс обеспечения и восстановление. Особенности административного принуждения в широком смысле предопределены разнообразным назначением управленческой деятельности, в задачи которой, в том числе входит предупреждение и пресечение правонарушений. Учитывая специфику, особый правовой характер и сущность административного принуждения допустимо выделять следующие его признаки (особенности):

1. Осуществляется только системой уполномоченных на его применение органов или должностных лиц (множественность органов его применения).

Субъекты применения можно подразделить непосредственно на органы, которые применяют меры административного принуждения (милиция, налоговые органы, РосТехНадзор, РосПриродНадзор и т.д.) и должностные лица, которые уполномочены на подобные действия и действуют от имени органов управления.

2. Применяются в отношении субъектов неподчиненных специально-уполномоченным субъектов, реализующих административное принуждение.

3. Основанием его применения является правонарушение, а также возникновение ситуаций, допускающих принудительное, предупредительное воздействие на субъекты.

4. Применяется на основании норм административного права.

5. Реализуется в рамках административного производства.

6. Носит оперативный характер. Применение дифференцировано и ставится в зависимости от субъектов, условий и целей.

7. Обеспечивает охрану административных, трудовых, земельных, гражданских, экологических, природоресурсных и иных правовых отношений. Административное принуждение выступает, как межотраслевая правовая категория. В литературе предлагаются различные классификации мер административного принуждения. Традиционно выделению подлежат следующие из них: административно-предупредительные меры и меры административного пресечения. Наряду с приведенными, Козлов предлагает рассматривать административно-наказательные, Дмитрием и Конин – административно-восстановительные и меры юридической ответственности.

Наши рекомендации