Установление фактической основы дела;

Установление юридической основы дела;

Принятие решения по делу.

1. Установление фактической основы дела. Применение права связано с конкретными жизненными обстоятельствами, образу­ющими в своей совокупности фактическую основу разрешаемого дела. Поэтому процесс применения права всегда начинается с установления и исследования фактических обстоятельств дела, являющихся его фактической основой, в отношении которой и применяется юридическая норма.

В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми - правомерными либо непра­вомерными, поскольку право не может применяться к обстоя­тельствам, не имеющим юридического характера.

Установление и анализ фактических обстоятельств, необхо­димых в дальнейшем для разрешения дела, осуществляются не любыми доступными средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и оче­видцев, документов, заключений сведущих лиц и т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке.

Всестороннее и полное исследование фактических обстоя­тельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильно­му принятию решения.

2. Установление юридической основы дела. На этой стадии дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятель­ствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распростра­няется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.

Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале определяет отрасль права, регулирующую подоб­ные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую на данный жизненный случай.

После этого осуществляется проверка выбранной нормы на предмет ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В частности, устанавливают: а) действует ли она на момент разре­шения конкретного дела; б) действует ли она на той территории, где решается дело; в) распространяется ли ее действие на субъек­тов, являющихся участниками возникающего правоотношения. Здесь же необходимо руководствоваться общим положением - «закон обратной силы не имеет»,

(согласно которому нельзя при­менять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились).

Нельзя также применять норму, не вступив­шую в законную силу.

При установлении юридической основы дела иногда обнару­живается, что один и тот же случай регулирует две или более действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого характера. Иными словами, налицо коллизия правовых норм, которую необходимо разрешить на этой стадии.

Наконец, осуществляя проверку выбранной нормы, необхо­димо установить подлинный ее текст. Для этого следует пользо­ваться официальным текстом нормативного акта, опубликован­ного в официальных источниках, например в «Собрании законо­дательства Российской Федерации», «Российской газете», кодек­сах.

3. Принятие решения по делу - завершающая и ос­новная стадия процесса применения права, в ходе которой осу­ществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предва­рительные условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению.

Решение по делу сопровождается одновременно совершением полномочным органом (письменно или в иной форме) индиви­дуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения. Так, следователь, осмотрев место происшествия, составляет протокол осмотра места происшествия; допросив свидетеля - протокол допроса свидетеля и т. д. (издание приказа, принятие судебного решения, вынесения приговора).

Правильно принятое решение обеспечивает законность, укрепляет право­порядок в целом, поддерживает интересы государства и общества, с одной сто­роны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

4. Реализация акта применения нормы права, т.е. его фактическое исполнение (вручение награды, выдача пенсии, конфискация имущества, отбывание наказания по приговору суда и т.п.)

4. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОТЛИЧИЕ ОТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, по­средством которых закрепляются решения компетентных орга­нов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность пра­вовых актов характеризуется определенными специфическими чертами:

Во-первых, акт применения права - это решение по конкрет­ному делуофициального компетентного органа, которого госу­дарство уполномочило на реализацию права в определенных сфе­рах общественных отношений.

Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой госу­дарства.

В-третьих, акт применения права имеет определенную, уста­новленную законом форму.

В-четвертых, акт применения права направлен на индивиду­альное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регу­лирует не вид общественных отношений, а единичное, конкрет­ное отношение.

В-пятых, правоприменительный акт представляет собой элемент сложно­го юридического факта, без которого не может реализоваться конкретная пра­вовая норма. Он всегда носит дополнительный характер, ибо необходим в том случае, когда налицо другие элементы сложного юридического факта. Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда налицо нужный возраст, стаж и заявление, то есть уже имеются три других юридиче­ских факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, при­дает им достоверность и влечет возникновение гарантированных государством персональных субъективных прав и юридических обязанностей.

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права.

АКТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА - это официальное ре­шение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в опре­деленной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем.

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулиру­ет определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или от­меняет нормы права, являясь общей нормативной основой пра­вового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания норматив­ного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкрет­ных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Правоприменительные акты принимают практически все ор­ганы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по раз­личным основаниям.

I. По субъектам, осуществляющим применение права, акты под­разделяются на:

1) акты государственных органов и обществен­ных организаций;

2) акты главы государства - Президента РФ;

3) акты федеральных органов власти и управления;

4) акты орга­нов власти и управления субъектов Российской Федерации;

5) акты органов правосудия;

6) акты органов прокуратуры;

7) акты органов надзора и контроля;

8) акты коллегиальные и единоличные.

II. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям при­меняемых норм различают:

1) акты конституционно-правовые;

2) акты административно-правовые;

3) акты уголовно-правовые;

4) акты применения материального и процессуального права.

III. По форме правоприменительной деятельности можно выде­лить:

1) акты исполнительные, связанные с применением диспо­зиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и при­званные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;

2) акты правоохранитель­ные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреж­дению.

IV. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

1) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; ука­зывающие объем их субъективных прав и юридических обязан­ностей; предусматривающие моменты возникновения конкрет­ного правоотношения, условия его развития и прекращения;

2) правообеспечительные акты, которые также выполняют из­вестную роль в индивидуальном регламентировании обществен­ных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реали­зацию правоотношений и, следовательно, достижение целей пра­вового регулирования.

V. По форме внешнего выражения акты применения права под­разделяются на: 1) акты-документы, 2) акты-действия, 3) акты-символы.

1) Правоприменительный акт-документ - это надлежаще офор­мленное решение компетентного органа, составленное в пись­менном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д.Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить за­конность и обоснованность его издания.

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловле­но положением правоприменительного органа и значением рас­сматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно разделить на акты-документы:

а) включающие все четыре его составные части - вводную, опи­сательную (констатирующую), мотивировочную и резолютив­ную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты);

б) состоящие из трех частей - вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;

в) содержащие две части - вводную и резо­лютивную (акты-разрешения на совершение определенных дей­ствий);

г) не имеющие указанных разделов, за исключением ре­золютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «испол­нить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствую­щих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

2) Правоприменительные акты-действия делятся на а) словесные и б) конклюдентные. а) Словесные акты применения права-действия - это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отда­ваемые подчиненным и т.п.

б) Конклюдентные правоприменительные акты-действия со­вершаются посредством сочетания определенных жестов, движе­ний и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осу­ществляющего регулирование движения транспорта и пеше­ходов).

Как и письменные, правоприменительные акты-действия об­ладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголов­ную ответственность.

VI. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на 1) основные и 2) вспомогательные.

1) Ос­новные - это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда).

2) Вспомогательны­ми считаются такие акты, которые содержат предписания, подго­тавливающие издание основных актов (надзора и контроля, про­цедурно-процессуальные).

VII. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на 1) акты однократного действия (наложение штра­фа) и 2) длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Наши рекомендации