Методические рекомендации по организации и проведению лекций
Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки студентов и слушателей. Они имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по изучаемой дисциплины, раскрыть состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельности обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.
Содержание лекций в значительной степени определяет содержание и характер других видов занятий и задачи самостоятельной работы студентов и слушателей над учебной дисциплиной. В лекции указываются трудные, нерешенные вопросы, возможные пути их решения, побуждая обучаемых к размышлениям, творческой самостоятельной работе, направляя их не только на изучение учебной дисциплины, но и на знакомство с общей и специальной литературой. Лекция базируется на сведениях, изложенных в предшествующих учебных дисциплинах, и обеспечивает в должной мере изучение последующих учебных дисциплин.
Каждая лекция представляет собой логически законченное целое. Методика чтения лекции заранее продумывается. Особое внимание при этом обращается на следующие вопросы:
- четкость постановки и формулировки рассматриваемых вопросов, показ их важности, связь излагаемых вопросов с предшествующим материалом;
- включение новых вопросов, не содержащихся в учебных пособиях, поиск методов и приемов изложения материала, подбор примеров, способствующих раскрытию основного содержания лекции;
- наглядность в изложении материала, плакатов, макетов, диапозитивов, диафильмов, кинофрагментов;
- управление самостоятельной работой студентов и слушателей с учетом имеющейся по данной учебной дисциплине учебной литературы.
В ходе чтения лекции преподаватель поддерживает контакт с аудиторией, используя для активизации познавательной деятельности различные приемы, показ макетов, демонстрации фильмов и т.д., привлечение слушателей к выполнению простых выкладок, обсуждению рассматриваемых вопросов. Лектор следит за своей речью, формой ведения записей на классной доске, регулирует темп речи в зависимости в зависимости от излагаемого материала, степени обеспеченности дисциплины учебной литературой. Темп лекции должен позволять студентам и слушателям записывать основные положения. Однако превращать лекцию в диктовку материала под запись недопустимо. В конце лекции даются обобщения, выводы и указания по самостоятельной работе.
Лектор систематически следит за усвоением студентами и слушателями ранее пройденного материала, проводит периодический контрольный опрос обучаемых, просматривает их конспекты и вызывает на собеседование.