Аналогия в праве. Виды аналогий

Суды, при применении закона, в отдельных случаях сталкива­ются с отсутствием в действующих законах необходимых юридических норм. Если в уголовном законодательстве действует правило "нет пре­ступления и нет наказания, если нет закона", то в других отраслях пра­ва суды не вправе отказать в правосудии при отсутствии конкретного закона. В связи с этим выработаны способы восполнения пробелов пу­тем "аналогий".

Аналогия — сходство в каком-то отношении между явлениями, предметами, понятиями.

Различают следующие виды аналогий:

Аналогия закона - решение дела на основании закона, регули­рующего сходные отношения.

При аналогии закона решающим основанием, предопределяю­щим возможность применения той или иной нормы, является сущест­венное сходство между теми отношениями, которые прямо не пре­дусмотрены правом, и отношениями, которые урегулированы конкрет­ными юридическими нормами. Причем существенность сходства ох­ватывает и область права (однотипность правового режима).

Аналогия права — решение дела на основе общих начал и смыс­ла законодательства. При аналогии права решающее значение имеют принципы права (принцип справедливости, юридического равенства, ответственность за вину и др.). Принципы права нередко закрепляются в нормативном порядке, прежде всего в Конституции. Поэтому судьи при аналогии права часто ссылаются на соответствующие статьи Кон­ституции.

Субсидиарное применение - межотраслевая аналогия. При суб­сидиарном применении правоприменительный орган исходит из кон­кретных предписаний смежной отрасли права. Оно основано на сход­стве отношений, которые прямо не урегулированы нормами данной отрасли.

Аналогия допустима лишь тогда, когда данный вопрос прямо не урегулирован в законе и законодатель не связывает наступление юридических последствий с конкретным законом, а вопрос требует юридического решения.

Поэтому использовать аналогию могут только суды с соблюде­нием всех процессуальных норм (с указанием, что решение принято на основании применения аналогии).

Применение аналогии существенно обогащает юридическую практику и может служить основой для развития законодательства.

Пробелы в праве

Пробел в праве — это отсутствие в действующем законодатель­стве необходимых юридических норм.

Пробелы в законодательстве существуют вследствие двух ос­новных причин:

1. В результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем.

2. В случае упущений при подготовке и принятии закона.

Устранение пробела осуществляется с помощью правотворческого процесса путем принятия новой правовой нормы.

Преодоление пробела осуществляется с помощью правоприменительного процесса посредством специальных приемов - аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического де­ла на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сход­ные случаи.

Необходимость применения данного приема в том, что реше­ние по юридическому делу обязательно должно иметь правовое осно­вание. Поэтому при отсутствии нормы, прямо предусматривающей спорный случай, применяется норма, регулирующая сходные со спор­ным отношения, которая и используется в качестве правового основа­ния при принятии решения.

В гражданском праве для применения аналогии закона недос­таточно отсутствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение. Необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права при отсутствии нормы, ре­гулирующей сходные отношения.

Таким образом, применение аналогии права возможно при на-

линии двух условий:

/. При обнаружении пробела в законодательстве;

2. При отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения.

В этом случае важное значение имеют принципы права — спра­ведливость, равенство перед законом и т.п., которые имеют место в Конституции.

В уголовном и административном праве аналогия исключается

ПЛАН УРОКА № 26

Раздел 12. Толкование права

Тема: Толкование права

Цели урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о толковании права, способах толкования.

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко

Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Устный фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по изученной теме. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «толкование», «виды толкования», «способы толкования».

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:

1. Толкование норм права

2. Понятие и виды толкования

3. Способы толкования правовых норм

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Есть ли необходимость в толковании права?

2. Чем отличается официальное толкование от неофициального?

3. Как Вы понимаете буквальное толкование?

6. Обобщение и систематизация новых знаний

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 240-252.

Наши рекомендации