Аналогия в праве. Виды аналогий
Суды, при применении закона, в отдельных случаях сталкиваются с отсутствием в действующих законах необходимых юридических норм. Если в уголовном законодательстве действует правило "нет преступления и нет наказания, если нет закона", то в других отраслях права суды не вправе отказать в правосудии при отсутствии конкретного закона. В связи с этим выработаны способы восполнения пробелов путем "аналогий".
Аналогия — сходство в каком-то отношении между явлениями, предметами, понятиями.
Различают следующие виды аналогий:
Аналогия закона - решение дела на основании закона, регулирующего сходные отношения.
При аналогии закона решающим основанием, предопределяющим возможность применения той или иной нормы, является существенное сходство между теми отношениями, которые прямо не предусмотрены правом, и отношениями, которые урегулированы конкретными юридическими нормами. Причем существенность сходства охватывает и область права (однотипность правового режима).
Аналогия права — решение дела на основе общих начал и смысла законодательства. При аналогии права решающее значение имеют принципы права (принцип справедливости, юридического равенства, ответственность за вину и др.). Принципы права нередко закрепляются в нормативном порядке, прежде всего в Конституции. Поэтому судьи при аналогии права часто ссылаются на соответствующие статьи Конституции.
Субсидиарное применение - межотраслевая аналогия. При субсидиарном применении правоприменительный орган исходит из конкретных предписаний смежной отрасли права. Оно основано на сходстве отношений, которые прямо не урегулированы нормами данной отрасли.
Аналогия допустима лишь тогда, когда данный вопрос прямо не урегулирован в законе и законодатель не связывает наступление юридических последствий с конкретным законом, а вопрос требует юридического решения.
Поэтому использовать аналогию могут только суды с соблюдением всех процессуальных норм (с указанием, что решение принято на основании применения аналогии).
Применение аналогии существенно обогащает юридическую практику и может служить основой для развития законодательства.
Пробелы в праве
Пробел в праве — это отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.
Пробелы в законодательстве существуют вследствие двух основных причин:
1. В результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем.
2. В случае упущений при подготовке и принятии закона.
Устранение пробела осуществляется с помощью правотворческого процесса путем принятия новой правовой нормы.
Преодоление пробела осуществляется с помощью правоприменительного процесса посредством специальных приемов - аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Необходимость применения данного приема в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому при отсутствии нормы, прямо предусматривающей спорный случай, применяется норма, регулирующая сходные со спорным отношения, которая и используется в качестве правового основания при принятии решения.
В гражданском праве для применения аналогии закона недостаточно отсутствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение. Необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота.
Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения.
Таким образом, применение аналогии права возможно при на-
линии двух условий:
/. При обнаружении пробела в законодательстве;
2. При отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения.
В этом случае важное значение имеют принципы права — справедливость, равенство перед законом и т.п., которые имеют место в Конституции.
В уголовном и административном праве аналогия исключается
ПЛАН УРОКА № 26
Раздел 12. Толкование права
Тема: Толкование права
Цели урока:
1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о толковании права, способах толкования.
2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения;
3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко
Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия
2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.
3. Актуализация опорных знаний. Устный фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по изученной теме. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «толкование», «виды толкования», «способы толкования».
4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:
1. Толкование норм права
2. Понятие и виды толкования
3. Способы толкования правовых норм
5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Есть ли необходимость в толковании права?
2. Чем отличается официальное толкование от неофициального?
3. Как Вы понимаете буквальное толкование?
6. Обобщение и систематизация новых знаний
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 240-252.