Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц, во времени, пространстве

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Все нормативные акты имеют определенные временные и про­странственные пределы своего существования и действия, а также рас­пространение на определенный круг лиц.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловле­но тем, что они действуют в отношении всех физических и юридиче­ских лиц находящихся на территории государства. Вместе с тем име­ются специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан. Также существует так называемый при­нцип экстерриториальности, согласно которому часть территории госу­дарства (здания иностранных посольств, их средства, транспорт и т.п.), дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребы­вают, а юридически считаются находящимися на территории того госу­дарства, чье посольство расположено в данном здании или чьими представителями они являются.

Действие нормативного акта во времени обусловлено следую­щими обстоятельствами:

/. Момент вступления нормативного акта в силу.

2. Момент прекращения действия нормативного акта.

3. Обратная сила закона.

В Республике Беларусь нормативные акты вступают в силу:

— в срок, указанный в тексте нормативно-правового акта;

— в результате указания на иные обстоятельства (с момента опубликования и т.п.);

— согласно общему правилу, закон вступает в силу через де­сять дней после его опубликования.

Нормативные акты утрачивают силу:

— но истечении срока действия;

— в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий; *

— на основании прямого указания органа об отмене данного акта;

Действие нормативного акта в пространстве определяется тер­риторией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Под территорией понимается сухопутное и водное пространст­во внутри государственных границ, недра и воздушное пространство, а также территории дипломатических представительств за рубежом, воз­душные судна, находящиеся в полете за пределами государства.

Нормативный акт обратной силы не имеет, то есть действие его не распространяется на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу, за исключением двух случаев:

1) если в нормативном акте об этом сказано;

2) если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответ­ственность

УРОК № 15 Практическая работа №6

Анализ форм (источников) права в Республике Беларусь (Приложение 1)

УРОК № 16 Практическая работа №7

Изучение системы нормативных правовых актов в Республике Беларусь (Приложение 1)

ПЛАН УРОКА № 17

Раздел 9. Система права

Тема: Система права

Цели урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о системе права, основных отраслях права в Республике Беларусь, элементах системы права.

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко

Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Устный фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по изученной теме. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «система права», «элементы системы права».

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие системы права

2. Основания деления права на отрасли

3. Система права и система законодательства, их соотношение

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. В чем сущность деления права на отрасли?

2. Чем отличается система права от системы законодательства?

6. Обобщение и систематизация новых знаний

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 160-165.

Наши рекомендации