Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц, во времени, пространстве
Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
Все нормативные акты имеют определенные временные и пространственные пределы своего существования и действия, а также распространение на определенный круг лиц.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено тем, что они действуют в отношении всех физических и юридических лиц находящихся на территории государства. Вместе с тем имеются специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан. Также существует так называемый принцип экстерриториальности, согласно которому часть территории государства (здания иностранных посольств, их средства, транспорт и т.п.), дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство расположено в данном здании или чьими представителями они являются.
Действие нормативного акта во времени обусловлено следующими обстоятельствами:
/. Момент вступления нормативного акта в силу.
2. Момент прекращения действия нормативного акта.
3. Обратная сила закона.
В Республике Беларусь нормативные акты вступают в силу:
— в срок, указанный в тексте нормативно-правового акта;
— в результате указания на иные обстоятельства (с момента опубликования и т.п.);
— согласно общему правилу, закон вступает в силу через десять дней после его опубликования.
Нормативные акты утрачивают силу:
— но истечении срока действия;
— в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий; *
— на основании прямого указания органа об отмене данного акта;
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.
Под территорией понимается сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, недра и воздушное пространство, а также территории дипломатических представительств за рубежом, воздушные судна, находящиеся в полете за пределами государства.
Нормативный акт обратной силы не имеет, то есть действие его не распространяется на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу, за исключением двух случаев:
1) если в нормативном акте об этом сказано;
2) если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответственность
УРОК № 15 Практическая работа №6
Анализ форм (источников) права в Республике Беларусь (Приложение 1)
УРОК № 16 Практическая работа №7
Изучение системы нормативных правовых актов в Республике Беларусь (Приложение 1)
ПЛАН УРОКА № 17
Раздел 9. Система права
Тема: Система права
Цели урока:
1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о системе права, основных отраслях права в Республике Беларусь, элементах системы права.
2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения;
3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко
Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия
2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.
3. Актуализация опорных знаний. Устный фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по изученной теме. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «система права», «элементы системы права».
4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:
1. Понятие системы права
2. Основания деления права на отрасли
3. Система права и система законодательства, их соотношение
5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. В чем сущность деления права на отрасли?
2. Чем отличается система права от системы законодательства?
6. Обобщение и систематизация новых знаний
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 160-165.