Тема: Источники права. Система нормативных актов в Республике Беларусь

Цели урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие об источниках права, системе нормативных актов в Республике Беларусь, действии нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: лекция с элементами беседы

Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко

Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «источники права», «форм права», «нормативный правовой акт».

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:

1 Формы (источники) права

2. Нормативный акт - основная форма права

3. Виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь

4. Преемственность в праве. Рецепция права

5. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц, во времени, в пространстве.

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Какие формы права Вы запомнили?

2. Как Вы понимаете «иерархия правовых актов»?

3. Какой нормативный правовой акт в Республике Беларусь считается наивысшим?

4. Как Вы понимаете преемственность в праве?

6. Обобщение и систематизация новых знаний

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 188-193.

Материал для лекции преподавателя

Формы (источники) права

Формы права — это способ выражения вовне юридических правил поведения.

Источник права - начало, исходное положение, на основе ко­торого формируется право.

Источник, выражаясь во вне, принимает определенную право­вую форму, поэтому, говоря о формах права, в данном случае, имеется в виду источники права.

Выделяют четыре основных источника права, хотя в отдель­ные исторические периоды признавались и другие источники.

/. Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Во всех правовых системах мира является доминирующим ис­точником нрава в силу своих неоспоримых преимуществ.

2. Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым по­следствиям.

Обычай является наиболее древней формой права. Признается источником права только тогда, когда он закрепляет уже давно сло­жившиеся отношения, одобряемые людьми.

В современных законах встречаются отсылки к правовым обы­чаям.

Юридический прецедент - это судебное или административ­ное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Юридический прецедент распространен преимущественно в Анг­лии, США, Канаде и др.

Нормативный договор - соглашение о взаимных обязательст­вах, имеющее силу правовой нормы (коллективный договор, междуна­родный договор и др.).

Наши рекомендации