Тема: Источники права. Система нормативных актов в Республике Беларусь
Цели урока:
1. Учебная: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие об источниках права, системе нормативных актов в Республике Беларусь, действии нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, чувства ответственности за принимаемые решения;
3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока: лекция с элементами беседы
Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Общая теория права» под общ. ред. А. Г. Тиковенко
Междисциплинарные связи: Политология, Социология, Конституционное право.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятия
2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.
3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Раскрытие понятий: «источники права», «форм права», «нормативный правовой акт».
4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:
1 Формы (источники) права
2. Нормативный акт - основная форма права
3. Виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь
4. Преемственность в праве. Рецепция права
5. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц, во времени, в пространстве.
5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Какие формы права Вы запомнили?
2. Как Вы понимаете «иерархия правовых актов»?
3. Какой нормативный правовой акт в Республике Беларусь считается наивысшим?
4. Как Вы понимаете преемственность в праве?
6. Обобщение и систематизация новых знаний
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания: А.Ф.Вишневский Общая теория государства и права: курс лекций.- Минск: Тесей, 2007.- с. 188-193.
Материал для лекции преподавателя
Формы (источники) права
Формы права — это способ выражения вовне юридических правил поведения.
Источник права - начало, исходное положение, на основе которого формируется право.
Источник, выражаясь во вне, принимает определенную правовую форму, поэтому, говоря о формах права, в данном случае, имеется в виду источники права.
Выделяют четыре основных источника права, хотя в отдельные исторические периоды признавались и другие источники.
/. Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
Во всех правовых системах мира является доминирующим источником нрава в силу своих неоспоримых преимуществ.
2. Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.
Обычай является наиболее древней формой права. Признается источником права только тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые людьми.
В современных законах встречаются отсылки к правовым обычаям.
Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Юридический прецедент распространен преимущественно в Англии, США, Канаде и др.
Нормативный договор - соглашение о взаимных обязательствах, имеющее силу правовой нормы (коллективный договор, международный договор и др.).