Проблемы современного правопонимания (основные концепции)

Правопонимание — это научная категория, отражающая про­цесс и результат целенаправленной деятельности человека, включаю­щий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к не­му как к целостному социальному явлению.

Правопонимание относится к категории "вечных", поскольку человек на каждом этапе своего развития открывает в праве новые ка­чества и свойства.

Правопонимание всегда субъективно, потому что каждый че­ловек воспринимает право по-своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по-своему. Юрист-профессионал по­нимает его по-другому. Ученый понимает право иначе.

Люди понимают право так, как им позволяет их разум в опре­деленных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций.

Существует ряд концепций правопонимания права:

/. Естественно-правовая.

Истоки естественно-правовых взглядов находятся в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нра­вственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой

человека.

Эта концепция логически завершенную форму получила в ХУП-ХУШ веках в трудах Гоббса, Лока, Радищева и др.

В ней разделяются такие понятия как право и закон.

По данной концепции источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека, исходит от бога.

Естественно-правовая концепция соединяет право и мораль. По мнению представителей этой концепции, основу права составляют такие нравственные ценности как справедливость, свобода, равенство и т.п.

Одним из достоинств данной теории является то, что она кон­статирует наличие неправовых законов, которые необходимо приво­дить в соответствие с такими нравственными ценностями как справед­ливость, свобода и др.

2. Нормативистская.

Эта концепция наиболее логически завершенную форму полу­чила в XX веке. Автором данной концепции считают Г. Кельзена.

Она основана на представлении о том, что право - это сово­купность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах.

По мнению Кельзена право представляет собой стройную ие­рархическую пирамиду во главе с "основной нормой". Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридиче­ской силы.

В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации.

Достоинство нормативизма заключается в том, что такой под­ход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательст­ва, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.

Недостаток нормативизма игнорировании естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

3. Историческая.

Эта теория завершенную форму получила в конце XVIII нача­ле XIX веков в трудах Гуго, Савиньи, и др.

Представители этой концепции считали, что право - это исто­рическое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается посте­пенно, незаметно, стихийно.

По данной концепции право - это прежде всего правовые обычаи, а законы производны от обычного права, которое основательно и проверено временем.

Законодатель не может творить нормы права по своему усмот­рению, а должен учитывать в законотворческом процессе культурно-исторические и национальные особенности права.

Недостаток в том, что завышена роль правовых обычаев, кото­рые уже не справлялись с полноценным упорядочением общественных отношений.

4. Психологическая.

Психологическая концепция логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Петражицкого, и др.

По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяют­ся не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, пе­реживания людей.

Выделяются два вида переживаний:

— позитивные (установленные государством);

— интуитивные (личные).

Интуитивные переживания (интуитивное право) выступает ре­гулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Достоинство данной концепции в том, что она учитывает пси­хологические особенности людей, роль правосознания в правовом ре­гулировании общественных отношений.

Недостатком этой концепции является ее односторонний ха­рактер, отрыв объективной реальности.

5. Марксистская.

Эта концепция наиболее логически завершенную форму полу­чила в XIX—XX веках в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса. В. Ленина.

По этой концепции право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, которая определяется характером мате­риальных производственных отношений. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государствен­но-нормативное выражение.

Достоинство данной концепции в том, что она показала зави­симость права от социально-экономических факторов, наиболее суще­ственно влияющих на него, обратила внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Недостаток в преувеличении роли классовых начал в праве, в ущерб общечеловеческим началам.

Каждая из приведенных концепций имеет свои достоинства и недостатки. Все они имеют право на существование. Их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества.

Наши рекомендации