Методы, применяемые в управлении жилищным фондом, должны быть разнообразными, экономически обоснованными и целесообразными.

Вопросы управления жилищным фондом подробно рассмотрены лишь в одном нормативном правовом акте, посвященном непосредственно жилищным отношениям,– в ЖК РСФСР (ст. 16–27), принятом в доперестроечный период. В дальнейшем об управлении жилищным фондом в той или иной форме говорилось в следующих нормативных правовых актах:

– ГрК РФ;

– Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ΦЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

– Законе РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-ΦЗ "О закрытом административно-территориальном образовании";

– Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики";

– Федеральном законе "О товариществах собственников жилья" и др.

Следует отметить, что два последних закона утратили силу в связи с принятием ЖК РФ.

Содержание национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России »

Для решения накопившихся в жилищной сфере проблем правительством предложена программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», которая в сентябре 2005 г. была включена Президентом РФ в число приоритетных национальных проектов.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» имеет особое значение в условиях постоянного удорожания жилья.

Цель Национального проекта отражена в его названии

- обеспечение граждан России доступным и комфортным жильём.

Для достижения этой цели Проект призван решить ряд задач:

- развитие жилищного строительства,

- развитие инженерной и коммунальной инфраструктуры,

- предоставление социального жилья и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан,

- стимулирование рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования населения.

77 Содержание федерального целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы

Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р

Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации

Государственные заказчики Программы - федеральные органы исполнительной власти, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации

Основной разработчик Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации

Цели и задачи Программы - основные цели Программы:

формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Основными задачами Программы являются:

создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;

повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - годовой объем ввода жилья в 2015 году - 90 млн. кв. метров общей площади жилья;

количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в 2011 - 2015 годах, - 86,9 тыс. семей;

количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах, - 172 тыс. семей

Сроки и этапы реализации Программы - 2011 - 2015 годы

Перечень подпрограмм и мероприятий Программы - подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";

подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";

подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации";

мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования, включая предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на поддержку системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования;

научно-исследовательские работы

Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составит 620,69 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 291,15 млрд. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 109,96 млрд. рублей;

за счет средств внебюджетных источников 219,58 млрд. рублей, в том числе за счет средств инвесторов - 0,39 млрд. рублей, молодых семей - 219,19 млрд. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности - реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с 2009 годом):

улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 22,4 кв. метра на человека до 24,2 кв. метра на человека);

повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года (в 2009 году - 4,8 года);

увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств - с 12 до 30 процентов;

увеличение годового объема ввода жилья с 59,8 млн. кв. метров общей площади жилья в 2009 году до 90 млн. кв. метров в 2015 году, в том числе не менее 20 млн. кв. метров на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства";

строительство с 2012 года ежегодно не менее 30 процентов жилья в Российской Федерации на земельных участках, вовлеченных в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства";

увеличение доли ввода жилья, соответствующего стандартам экономкласса, к 2015 году до 60 процентов;

содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2011 - 2015 годах 172 тыс. молодых семей;

улучшение жилищных условий в 2011 - 2015 годах за счет средств федерального бюджета около 86,9 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;

завершение строительства 10 общежитий для студентов и аспирантов;

завершение строительства и реконструкции 19 объектов коммунальной инфраструктуры;

совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения;

создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе;

переселение в 2011 - 2012 годах 480 тыс. семей из аварийного жилищного фонда за счет финансовой поддержки, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"

Наши рекомендации